Районный коэффициент

132

Вопрос

На выплаты стимулирующего характера организацией направляется до 30 % фонда оплаты труда. Вопрос: в эти 30% включать районный коэффициент на стимулирующие выплаты? Или он должен состоять только из выплат стимулирующего характера? Как правильно формировать фонд оплаты труда государственному образовательному учреждению, финансируемого из областного бюджета?

Ответ

Районные коэффициенты относятся к компенсационным выплатам. Эти выплаты начисляются на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 169-13. Поэтому включать в стимулирующие выплаты их не нужно.

 

В пункте 6 Решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 № 11сказано, то системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Для федеральных бюджетных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 ст. 144 ТК РФ. Подробнее об этом в рекомендации 1.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как установить систему оплаты труда в бюджетном учреждении

Система оплаты труда в бюджетном учреждении устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Такие документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми:

на федеральном уровне – для федеральных учреждений;

на федеральном уровне и уровнях субъектов РФ – для учреждений субъектов РФ;*

на федеральном, региональном и местном уровнях – в отношении муниципальных учреждений.

Об этом сказано в пунктах 3, 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 144 Трудового кодекса РФ.

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных бюджетных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).*

Устанавливайте систему оплаты труда с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда от 21 августа 1998 г. № 37);

государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

перечня видов выплат компенсационного характера (Перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822);

перечня видов выплат стимулирующего характера (Перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818);

примерных положений об оплате труда, утвержденных учредителями для своих подведомственных учреждений (по согласованию с Минтрудом России). Такие положения носят рекомендательный характер;

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11);

мнения профсоюзов.

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. План их разработки на 2012–2015 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р. Утвержденные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяются основной, вспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 2, 2(1), 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что учредители (ГРБС) вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Если такие показатели и перечни установлены, то их также следует учесть при определении системы оплаты труда.

Это следует из пункта 10(2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Входящие в систему оплаты труда должностные оклады, ставки зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера закрепите в:

коллективных договорах (ст. 41 ТК РФ);

соглашениях;

трудовых договорах (ст. 57 ТК РФ);

Положении об оплате труда;

штатном расписании и других локальных актах.*

Об этом сказано в статьях 135, 144 Трудового кодекса РФ и пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Чтобы установить систему оплаты труда в федеральном бюджетном учреждении, в частности, нужно:

распределить должности по профессиональным квалификационным группам;

установить оклады сотрудникам (в т. ч. руководителю учреждения);

провести специальную оценку условий труда;

установить компенсационные и стимулирующие выплаты;

разработать Положение об оплате труда;

разработать штатное расписание;

заключить с сотрудниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663.

Внимание: распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Размеры окладов

Размер должностных окладов сотрудников устанавливает руководитель с учетом установленной в учреждении системы оплаты труда.

Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые должности. Для каждого вида экономической деятельности утверждены свои ПКГ. Действующие в настоящее время ПКГ приведены в таблице. Все должности сотрудников, входящие в одну группу, считаются примерно равноценными, поэтому сотрудникам, занимающим эти должности, может быть установлен одинаковый оклад.

При определении оклада, ставки зарплаты можно учитывать минимальные оклады, приведенные в примерных положениях об оплате труда.

Должностной оклад руководителя определяется трудовым договором.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1), 3, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Кроме должностного оклада, системой оплаты труда могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Устанавливайте их в пределах фонда оплаты труда.*

Выплаты компенсационного характера для всех сотрудников учреждения можно установить в процентах к окладам, ставкам зарплаты или в абсолютных размерах. Они не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются за работу:

с тяжелыми, вредными (опасными) и иными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ):
районный коэффициент;*
– коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;
– коэффициент за работу в высокогорных районах;
надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149–154 ТК РФ):
– за совмещение профессий (должностей);
– за расширение зон обслуживания;
– за увеличение объема работы;
– за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором);
– за выполнение работ различной квалификации;
– за работу в ночное время;

со сведениями, составляющими государственную тайну (работу с шифрами, рассекречивание, засекречивание);

другие компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством или коллективными договорами (соглашениями).

Об этом сказано в пунктах 2(1), 4, 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583,подпунктах «д»–«з» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, приказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Исключение из общего правила установления компенсационных выплат составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляйте на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 169-13.*

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу руководитель учреждения может установить следующие выплаты стимулирующего характера:

за интенсивности и высокие результаты работы (надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ);

за качество выполняемых работ (надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания);

надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;

премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год);

другие стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством или коллективными договорами (соглашениями).*

Такие виды выплат приведены в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом показателей и критериев оценки эффективности их труда, разработанных в учреждении. Такие показатели (критерии) закрепите в коллективных и трудовых договорах, соглашениях, локальных актах (например, в Положении о стимулирующих выплатах). Об этом сказано в пункте2(1), 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Для федеральных учреждений принципы разработки показателей и критериев приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11.

Для некоторых учреждений показатели эффективности труда сотрудников могут быть установлены учредителем. Так, для бюджетных учреждений, подведомственных МЧС России, они определены в приложении 3 к приказу МЧС России от 22 сентября 2009 г. № 545.

При разработке Положения о стимулирующих выплатах учреждение может руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см. Как начислить и отразить в бухучете премию руководителю учреждения.

Условия выплат премий и компенсаций, мер социальной поддержки изложите в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Сделать это нужно в форме, исключающей неоднозначное толкование таких условий и понятной сотрудником и работодателем. При этом в трудовом договоре укажите абсолютные размеры выплат или единицы измерения, в которых установлены выплаты (баллы, проценты), и условия, при которых они осуществляются. Об этом сказано в пункте 13Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Фонд оплаты труда*

Фонд оплаты труда федерального бюджетного учреждения формируется исходя из средств:

поступающих из федерального бюджета (субсидии на выполнение госзадания, целевые субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера);

поступающих от деятельности, приносящей доход.

Об этом сказано в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.*

Документальное оформление

Все выплаты, назначенные сотрудникам бюджетного учреждения в связи с введением новой системы оплаты труда (другими изменениями условий оплаты труда), должны найти свое отражение в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений (ст. 57 ТК РФ, п. 2, 11, 15 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, п. 19Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 22 октября 2007 г. № 663). При заключении дополнительных соглашений или новых трудовых договоров используйте Рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, в целях реализации программы совершенствования системы оплаты труда.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. РЕШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ 25.12.2013 № 11

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год

<…>

IV. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;*

<…>

3. Статья: Зарплата бюджетников в 2013 году. Рекомендации

Утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год*. Рассмотрим их основные положения.

* Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 года, протокол № 11.

Структура рекомендаций

Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями статьи 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию зарплаты работников организаций бюджетной сферы.

Любые рекомендации по своей правовой природе не относятся к числу обязательных для исполнения нормативных правовых актов. Но в данном случае утвержденные Рекомендации будут учитываться Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда.

По своей структуре и содержанию новые Рекомендации не имеют принципиальных отличий от аналогичных рекомендаций, принятых в прошлые годы. Некоторые разделы Рекомендаций носят в большей степени общетеоретический, декларативный характер, а также содержат ссылки на положения действующих нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться в процессе установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Примерами могут служить раздел II, посвященный принципам формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда, а также раздел III, в котором сформулирован Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Принципы формирования систем оплаты труда

В качестве принципов формирования систем оплаты труда закреплено обеспечение:

зависимости зарплаты каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом есть определенная специфика.

В федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных учреждениях субъектов РФ – согласно федеральным законам и иным нормативными правовым актам Российской Федерации и субъектов РФ. При установлении систем оплаты труда в муниципальных учреждениях к федеральным и региональным нормативным правовым актам добавляются также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.*

Оплата труда в отраслях

Специальные разделы Рекомендаций посвящены системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений ( раздел IV ), федеральных государственных учреждений ( раздел V ), руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров ( раздел VI ). Отдельный раздел VII Рекомендаций касается вопросов формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Зарплата руководителей

Так, в частности, оговорено, что заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. В свою очередь должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от факторов сложности труда, в том числе связанных с масштабом управления, особенностью деятельности и значимостью учреждений.

Выплаты компенсационного характера назначаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Что же касается выплат стимулирующего характера, то их рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения руководителями целевых показателей эффективности работы, определяемых органом госвласти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.* В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть указан рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 8 ( п. 24 Рекомендаций ). При этом особо отмечается, что должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. › |

› | Другие условия оплаты труда данных работников определяются коллективными договорами, локальными актами учреждений, трудовым договором.

Отраслевые особенности

В Рекомендациях сохранено выделение в особые разделы нюансов формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ( раздел IX ), работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения ( раздел X ), работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии (заключительный, XI раздел ).

Сохранен и ряд принципиальных положений данных разделов, которые были и в более ранних Рекомендациях. В частности, применительно к формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии неизменным осталось положение о том, что для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда соответствующего государственного или муниципального учреждения.

Эффективность работы

В отношении систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (раздел V Рекомендаций ) отметим, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

При этом разработка показателей и критериев эффективности работы ведется с учетом целого ряда указанных в Рекомендациях принципов, в числе которых:

1. Объективность – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда.

2. Предсказуемость – работник должен знать, какое вознаграждение получит в зависимости от результатов своего труда.

3. Адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации.

4. Своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата.

5. Прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Важно запомнить
Предельный уровень соотношения средней зарплаты труда руководителей и работников учреждений за отчетный год должен быть в кратности от 1 до 8. Должностные оклады заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Д.П. Звоненко,

юрист

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2013

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

04.02.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль