Задержка зарплаты

221

Вопрос

Мы являемся бюджетной организацией.На сегодняшний день соглашение с главным распорядителем не подписано, и соответственно субсидия на выполнение государственного задания не перечислена.Сроки выплаты зар.платы, прописанные в правилах внутреннего распорядка 15 и последний день месяца. Аванс и заработная плата в этом году ни разу не выплачивались Как поступить сотрудникам в этом случае?

Ответ

Сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. Учреждение должно выплатить компенсация за задержку заработной платы. Если организация не выплачивает компенсацию добровольно, то принудить ее сможет суд.

 

В сложившейся ситуации учреждение должно было выплатить заработную плату (аванс) за счет доходов, полученных от деятельности приносящей доход.

В период отсутствия поступления денежных средств от учредителя операции можно отразить через счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" за счет средств, полученных от оказания платных услуг, с последующим восстановлением кассовых расходов. Порядок оформления таких операций регламентирован п. п. 146, 147 Инструкции № 174н.

О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений

1.Рекомендации: Какая ответственность предусмотрена за задержку выплаты зарплаты

Сроки выплаты зарплаты

Организация должна выплачивать зарплату в установленные сроки (ст. 22 ТК РФ).

Сроки выплаты должны быть закреплены в одном из внутренних документов:

Периодичность выплаты зарплаты

Организация обязана выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ).* Если установленный день выплаты совпал с выходным или нерабочим праздничным днем, выдавайте зарплату накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).

Ответственность за задержку зарплаты

За задержку зарплаты предусмотрена ответственность*:

  • для организации – административная – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя):
    – административная – штраф в размере от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
    – уголовная (ст. 145.1 УК РФ);
    – дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ).

Уголовная ответственность руководителя*

К уголовной ответственности руководителя организации могут привлечь при условии, что он был прямо или косвенно заинтересован в задержке зарплаты. При этом не имеет значения, какому количеству сотрудников была за держанавыплата (достаточно одного). Сроки задержки зарплаты, при нарушении которых руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности, следующие:

  • полная невыплата – свыше двух месяцев;
  • выплата зарплаты в размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) – свыше двух месяцев;
  • частичная невыплата – свыше трех месяцев.

Для руководителя, который допустил частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:

  • штраф в размере до 120 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до одного года);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет (этот вид ответственности будет применяться с 1 января 2014 года (п. 3 ст. 8 Закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
  • лишение свободы на срок до одного года.

К руководителю организации, в которой зарплата в течение двух месяцев полностью не выплачивалась либо выплачивалась в размере ниже МРОТ, применяются более жесткие меры уголовной ответственности. А именно:

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до трех лет);
  • принудительные работы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ответственность в виде принудительных работ будет применяться с 1 января 2014 года (п. 3 ст. 8 Закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ);
  • лишение свободы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Эти виды ответственности перечислены в частях 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Если задержка зарплаты повлекла тяжкие последствия, то наказание будет еще более жестким (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ).

Уголовной ответственности можно избежать, если причина задержки не зависела от воли руководителя.

Материальная ответственность организации

Материальная ответственность организации в виде выплаты компенсации за задержку зарплаты установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ.* Указанную компенсацию организация обязана выплатить сотрудникам даже в том случае, если задержка зарплаты произошла по независящим от нее причинам. Сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы должна быть отражена в расчетных листках (ст. 136 ТК РФ).

Если организация не выплачивает компенсацию добровольно, то принудить ее сможет суд (п. 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).*

<…>

Права сотрудника

Сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности и виновность организации (отсутствие вины) в задержке значения не имеют (п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Максимальный срок прекращения работы – до полного погашения задолженности. Перед тем как прекратить работу, сотрудники обязаны письменно уведомить руководителя о своих действиях. После этого они имеют право вообще не приходить на рабочие места (ч. 3 ст. 142 ТК РФ, п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В этом случае выйти на работу сотрудники обязаны только на следующий день после получения от организации письменного уведомления о готовности погасить задолженность по зарплате. При этом выплатить задержанную зарплату организация должна в день их выхода на работу.

Такие условия предусмотрены в статье 142 Трудового кодекса РФ. Там же приведен перечень случаев, когда прекращать работу из-за задержки зарплаты запрещено.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Ситуация: Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете приобретение основного средства за счет двух источников: частично за счет средств субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Это связано с тем, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Следовательно, один объект основного средства не может представлять собой отдельные инвентарные объекты, учтенные с разными признаками финансового обеспечения. Такой вывод следует из пунктов 41, 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок учета основных средств, приобретенных (созданных) за счет разных источников финансирования, законодательством (в частности, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н, инструкциями № 174н, № 183н) не установлен. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому поводу нет. Поэтому учреждение может самостоятельно разработать порядок учета таких активов и утвердить его в учетной политике (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Главбух советует: в связи с отсутствием разъяснений, связанных с учетом имущества, приобретенного за счет разных источников финансового обеспечения, разработанный порядок согласуйте с учредителем.

Следует отметить, что в частных разъяснениях сотрудники контролирующих ведомств высказывают следующую позицию.

Оплатить товары, работы, услуги (в т. ч. основные средства) за счет средств субсидий (полностью или частично) можно при условии, что они необходимы для выполнения госзадания и их покупка предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, учитывать такие товары (работы, услуги) нужно по коду вида финансового обеспечения 4 – «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Оплачивать за счет средств субсидий товары (работы, услуги), которые планируется использовать в предпринимательской деятельности, нельзя. Объясняется это тем, что субсидии предоставляются учреждению на конкретные цели (в частности, выполнение госзадания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя). Такой вывод следует из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частей 3, 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Поэтому, если за счет средств субсидий были оплачены товары (работы, услуги), которые предназначены для использования в предпринимательской деятельности (например, в случае отсутствия на счете средств от приносящей доход деятельности), остаток на счете по учету субсидий необходимо восстановить после появления средств от платной деятельности. А товары (работы, услуги) учесть по коду вида финансового обеспечения 2 – «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Для восстановления остатка субсидий (или иного источника финансирования) предусмотрен счет 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 145–147 Инструкции № 174н, п. 173–175 Инструкции № 183н).

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с приобретением основного средства за счет нескольких источников, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство.

ОС планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности

Если основное средство планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 4.304.06.830 Кредит 4.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет субсидий (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств субсидий) (на основании справки по форме № 0504833 и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.304.06.730
– отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет субсидий и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках предпринимательской деятельности (на основании справки по форме № 0504833);

Дебет 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310) Кредит 2.302.31.730
– отражены затраты на приобретение основного средства;

Дебет 2.101.36.310 (2.101.11.310, 2.101.26.310...) Кредит 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310)
– принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

При поступлении средств от платной деятельности восстановите на счете сумму субсидий, израсходованную на приобретение основных средств (на основании справки по форме № 0504833). При этом движение средств на лицевом счете не происходит. В учете сделайте записи:

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.304.06.730
– отражено восстановление на счете суммы субсидий, привлеченной на приобретение основных средств;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
– отражено восстановление кассовых расходов на счете по учету субсидий;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.201.11.610
– отражено уменьшение задолженности в сумме субсидий, привлеченных на приобретение основных средств, за счет поступивших на лицевой счет средств от платной деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета по учету средств от платной деятельности.

ОС планируется использовать в рамках выполнения госзадания

Если основное средство планируется использовать в рамках выполнения госзадания, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств субсидий;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.201.11.610
– отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности) (на основании справки форме № 0504833) и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.304.06.730
– отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет средств от платной деятельности и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках выполнения госзадания (на основании справки форме № 0504833);

Дебет 4.106.31.310 (4.106.11.310, 4.106.21.310) Кредит 4.302.31.730
– отражены затраты на приобретение основного средства;

Дебет 4.101.36.310 (4.101.11.310, 4.101.26.310...) Кредит 4.106.31.310 (4.106.11.310, 4.106.21.310)
– принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

При поступлении субсидий на выполнение госзадания восстановите на счете сумму средств от платной деятельности, израсходованную на приобретение основных средств (на основании справки по форме № 0504833). При этом движение средств на лицевом счете не происходит. В учете сделайте записи:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– отражено восстановление на счете средств от платной деятельности в сумме, привлеченной на приобретение основных средств;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
– отражено восстановление кассовых расходов на счете по учету средств от платной деятельности;

Дебет 4.304.06.830 Кредит 4.201.11.610
– отражено уменьшение задолженности средств от платной деятельности, привлеченных на приобретение основных средств, за счет поступивших на лицевой счет средств субсидий;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета по учету субсидий.

Такой порядок следует из пунктов 146, 147 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00, 106.01, 201.01, 304.06).

При этом поскольку в Инструкции № 174н корреспонденция счетов по отражению в учете операций, связанных с приобретением (созданием) основных средств за счет нескольких источников, отсутствует, согласуйте вышеприведенные проводки:

  • с финансовым органом;
  • с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • с Казначейством России.

Это следует из пункта 4 Инструкции № 174н.*

<…>

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату»

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

31.01.2014г.

С уважением,

Елена Пан эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:
Наталией Зориной ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»
___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×