Внесние в план-график расходов на почтовые услуги

147

Вопрос

Подпадает ли под определение закупки по 44 фз следующее: сотрудник государственного бюджетного учреждения за счет собственных средств оплатил налог через банк и почтовые расходы на пересылку заказного письма. В бухгалтерию отчитался по авансовому отчету. Необходимо ли бюджетному учреждению заключить договор с банком и Почтой России и внести эти закупки в план-график? Налог был оплачен физ.лицом в связи с тем, что срок уплаты этого налога до 20.01.2014, а субсидия на выполнение гос.задания еще не поступила на счет учреждения.

Ответ

В настоящий момент нет официальных разъяснений о том, распространяется ли действие Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на приобретение товаров, услуг через подотчетное лицо. Но буквальное трактование норм данного закона позволяет сделать вывод о том, что закупки через подотчетных лиц также подпадают под сферу его применения.

 

Таким образом, до выхода официальных разъяснений учреждению при осуществлении почтовых расходов через подотчетное лицо следует применять пункт 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Этот пункт гласит о том, что закупка на сумму менее 100 000 руб. может быть проведена у единственного поставщика.

Вместе с тем следует отметить, что в рассматриваемой ситуации контракт не заключается, поэтому не представляется возможным обосновать в нем начальную (максимальную) цену в соответствии с частью 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Обоснование цены и такого способа закупки следует привести в отчете, оформленном в произвольной форме в соответствии с частью 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В дополнение отметим, что, как правило, налог не считается уплаченным, если перечисления производились не с лицевого счета учреждения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1.Ситуация: Может ли учреждение заплатить налоги (сборы) наличными

<…>

Нет, не может.

Платить налоги (сборы) наличными могут лишь предприниматели и граждане (абз. 2 п. 4 ст. 58 НК РФ). Учреждения должны перечислять налоги (сборы) только в безналичной форме со своих лицевых или расчетных счетов (п. 1, 3 ст. 45 НК РФ).* Такие разъяснения содержатся в совместном письме от 12 ноября 2002 г. МНС России № ФС-18-10/2 и Банка России № 151-Т, а также в адресованных налогоплательщикам письмах Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 18 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-396, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287, от 21 июля 2008 г. № 03-02-07/1-295, от 13 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-177, от 15 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-322. Правомерность этой позиции подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г. № А42-865/2008, Волго-Вятского округа от 2 апреля 2008 г. № А79-5871/2007, Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № Ф04-5430/2008(11095-А46-26), Дальневосточного округа от 31 октября 2006 г. № Ф03-А24/06-1/3695).

Аналогичный вывод следует из письма Минфина России от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-207, адресованного ФНС России. Ссылаясь на определение Конституционного суда РФ от 22 января 2001 г. № 41-О, финансовое ведомство подчеркивает, что уплата налогов (сборов) через представителя налогоплательщика невозможна. В обоснование такой позиции приводятся следующие аргументы:

  • несмотря на то что налоговое законодательство допускает возможность участия налогоплательщика в налоговых правоотношениях через своих представителей, оно не предоставляет представителям право платить за организацию (учреждение) налоги (сборы) в наличной форме;
  • возможность уплаты налогов (сборов) в наличной форме через представителей организаций (учреждений) препятствовала бы эффективному налоговому контролю и создавала бы условия для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от своих обязанностей.

Таким образом, наличные суммы, которые представитель учреждения вносит в банк для перечисления в бюджет (перевод без открытия банковского счета), к зачету не принимаются и налоговые обязательства учреждения не уменьшают (письма Минфина России от 18 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-396, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № ЗН-4-1/22320).

Следует отметить, что в отношении госпошлины, уплаченной наличными представителем организации (учреждения), Минфин России дает другие разъяснения. В письмах от 1 июня 2012 г. № 03-05-04-03/43, от 23 мая 2011 г. № 03-05-04-03/32 и от 28 июля 2009 г. № 03-05-06-03/32 говорится, что в такой ситуации обязанность организации (учреждения) по уплате госпошлины может быть признана исполненной, если имеющиеся у нее (него) документы свидетельствуют об уплате сбора именно организацией (учреждением) и именно за счет ее (его) собственных средств. Поэтому к платежному документу (чеку-ордеру) на уплату госпошлины должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия представителя учреждения (например, доверенность), а также расходный кассовый ордер на выдачу под отчет наличных для перечисления сбора. Свой вывод финансовое ведомство подтверждает ссылками на определение Конституционного суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О, из которого следует, что форма расчетов с бюджетом (безналичная или наличная) не может влиять на факт признания обязанности по уплате налога исполненной (неисполненной). Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. № ВАС-3950/11, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2010 г. № А58-1779/2010).

Главбух советует: есть аргументы, согласно которым при выполнении определенных условий обязанность по уплате любых налогов (сборов) может быть признана исполненной, даже если она происходит в наличной форме.* Они заключаются в следующем.

Обязанность по уплате налогов (сборов) считается исполненной, в том числе с момента внесения гражданином денег в банк для перечисления на счета Казначейства России (подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ). Гражданин может действовать от имени и за счет учреждения, например, как его законный или уполномоченный представитель (п. 1 ст. 26 НК РФ). Поэтому уплата налогов (сборов) в наличной форме от имени учреждения допустима.

Чтобы подтвердить исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) через представителя, у налогоплательщика должны быть документы, позволяющие:

  • однозначно идентифицировать его как плательщика налога (сбора). То есть платежные документы должны быть составлены от имени учреждения, подписаны руководителем (лицом, уполномоченным на это распоряжением руководителя или доверенностью от имени учреждения), указаны его ИНН, КПП, вид налога (сбора), период, за который он уплачивается, КБК и другие обязательные реквизиты;
  • установить, что налог (сбор) перечислен в бюджет за счет средств учреждения (например, при уплате налога через сотрудника помимо платежных документов учреждению следует хранить расходный ордер на выдачу необходимой денежной суммы под отчет и авансовый отчет сотрудника).

При соблюдении этих требований правомерность уплаты налогов (сборов) через представителя учреждения подтверждает Конституционный суд РФ (определение от 22 января 2004 г. № 41-О).

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых уплата налогов (сборов) в наличной форме через представителей налогоплательщиков признается соответствующей законодательству (см., например, определения ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. № ВАС-3950/11, от 12 февраля 2009 г. № ВАС-1438/09, от 2 октября 2008 г. № 12728/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2009 г. № А32-23285/2008, от 9 декабря 2008 г. № Ф08-7449/2008, Северо-Западного округа от 20 августа 2008 г. № А42-6789/2007, от 1 августа 2008 г. № А42-5811/2007, от 11 июня 2008 г. № А42-6790/2007, от 24 августа 2007 г. № А56-50781/2006, Поволжского округа от 11 марта 2010 г. № А72-10616/2009, Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2010 г. № А58-1779/2010, Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5175/08-С4, Московского округа от 15 июня 2009 г. № КГ-А41/4065-09).

Из рекомендации «Как перечислить налог в бюджет»

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

<…>

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

<…>

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;

<…>

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.*

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

23.01.2014г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×