Учет билетов при пассажироперевозках

144

Вопрос

Казенное учреждение осуществляет пассажирские перевозки , согласно учредительн ым документ ам . В кассу поступают доходы , согласно проданны м билет ам . Как правильно учитывать в бухгалтерском учете билеты? Должен ли водитель отчитываться о билетах , проданных за день?

Ответ

Билеты в соответствии с критериями отнесения могут являться бланками строгой отчетности. Порядок их учета изложен ниже. Материально-ответственное лицо (водитель), которому выдаются БСО, должно быть назначено приказом руководителя учреждения, с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Водитель обязан сдавать в кассу ежедневно наличные денежные средства, полученные от оказания платных услуг, с обязательным приложением   акта о списании бланков строгой отчетности, подтверждающих количество израсходованных и (или) испорченных БСО. В случае, если учреждением принято решение о неотнесении билетов к БСО, оно имеет право открыть дополнительный забалансовый счет и порядок учета прописать в учетной политике.

 

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .

1. Справочники: Бланки строгой отчетности (БСО)

Бланки строгой отчетности (БСО) – документы, предназначенные для оформления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт и приравниваемые к кассовым чекам. Такими документами могут быть, например, квитанции, проездные документы, путевки, абонементы. Они используются при оказании услуг населению. Такое определение приведено в пункте 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

В бухучете понятие бланков строгой отчетности значительно шире.

В коммерческих организациях к БСО относятся все документы, учитываемые на забалансовом счете 006: дипломы, чековые и трудовые книжки и т. д. (Инструкция к плану счетов).

В государственных (муниципальных) учреждениях к БСО относятся все документы, учитываемые на забалансовом счете 03: дипломы, трудовые книжки, аттестаты и т. п. Такие документы должны быть изготовлены типографским способом по форме, утвержденной нормативно-правовым актом органа власти, содержать номер, серию, иметь степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению. Об этом сказано в пунктах 118, 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении бланки строгой отчетности

При оказании платных услуг населению учреждение может вместо применения ККТ оформлять расчеты бланком строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, п. 167 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Используйте БСО, только если форма бланка утверждена именно для того вида деятельности, который осуществляет учреждение. Перечень документов, утверждающих бланки строгой отчетности, приведен в таблице.

Поступление

Бланки строгой отчетности изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

При формировании БСО автоматизированным способом учреждение должно соблюдать следующие требования:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
  • при заполнении и выпуске бланка документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия этого бланка.

Об этом говорится в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Поступление БСО оформите в тот же день актом приемки. Его можно составить, например, по форме, утвержденной протоколом ГМЭК от 29 июня 2001 г. № 4/63-2001. Акт, утвержденный руководителем учреждения и подписанный членами комиссии по поступлению и выбытию активов, служит основанием для принятия БСО к бухучету.

При приемке бланков проверьте соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, которые указаны в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т. п.).

Такие правила предусмотрены в пункте 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Хранение

Руководитель учреждения должен приказом назначить ответственного за хранение и выдачу бланков строгой отчетности. С этим сотрудником нужно заключить договор о полной материальной ответственности и создать ему условия для хранения БСО. Бланки нужно хранить в металлических шкафах, сейфах или специально оборудованных комнатах, которые ежедневно опечатываются или опломбируются. Такие правила установлены пунктами 14 и 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

<…>

Бухучет

Поступление бланков строгой отчетности отразите в разрезе лиц, ответственных за их хранение и (или) выдачу, мест хранения на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности». БСО за балансом учитывайте в условной оценке (1 руб. за один бланк) либо по стоимости приобретения (если это закреплено в учетной политике для целей бухучета). Об этом сказано в пункте 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Аналитический учет по забалансовому счету 03 ведите в книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045):

  • по видам, сериям и номерам БСО;
  • по местам их хранения (подразделениям, ответственным лицам).

Такой порядок установлен пунктом 338 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Списание израсходованных или испорченных бланков строгой отчетности производите на основании акта о списании бланков строгой отчетности по форме № 0504816 (п. 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Расходы на приобретение бланков строгой отчетности отражайте по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Порядок отражения в бухучете поступлений и выбытия бланков строгой отчетности зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Приобретение бланков строгой отчетности отразите проводками:

Дебет КРБ.1.401.20.226 (КРБ.1.109.60.226–КРБ.1.109.90.226) Кредит КРБ.1.302.26.730
– отражены расходы по приобретению бланков строгой отчетности;

Дебет 03
– оприходованы бланки строгой отчетности в условной оценке (по стоимости приобретения).

Движение бланков строгой отчетности отразите проводками:

Дебет 03 субсчет «БСО в подразделении» Кредит 03 субсчет «БСО в бухгалтерии»
– переданы бланки строгой отчетности под отчет сотруднику подразделения;

Кредит 03 субсчет «БСО в подразделении»
– списаны бланки строгой отчетности в забалансовом учете.

Такой порядок установлен пунктом 102 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (забалансовый счет 03).

Обратите внимание, что использовать счет 0.109.00.000 при списании расходов, связанных с приобретением БСО, нужно только в части формирования стоимости изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую учреждение реализует за плату (п. 40 Инструкции № 162н).

Пример отражения в бухучете поступления и использования бланков строгой отчетности

Казенное учреждение «Альфа» в рамках своей основной деятельности проводит курсы повышения квалификации (не облагается НДС) и использует бланки строгой отчетности.

23 августа «Альфа» приобрела 10 бланков строгой отчетности (свидетельства о повышении квалификации), общая стоимость которых составила 236 руб. 24 августа было выдано восемь бланков. На забалансовом счете бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 руб. за один бланк.

Приобретение бланков бухгалтер отразил в учете следующими проводками:

Дебет КРБ.1.402.20.226 Кредит КРБ.1.302.26.730
– 236 руб. – отражены расходы на приобретение бланков строгой отчетности;

Дебет 03 субсчет «БСО в бухгалтерии»
– 10 руб. – оприходованы бланки строгой отчетности;

Дебет 03 субсчет «БСО в подразделении» Кредит 03 субсчет «БСО в бухгалтерии»
– 8 руб. – переданы бланки строгой отчетности в подразделения;

Кредит 03 субсчет «БСО в подразделении»
– 8 руб. – списаны бланки строгой отчетности, выданные участникам курсов повышения квалификации.

<…>

Ситуация: Нужно ли включать в состав бланков строгой отчетности (БСО) студенческие билеты и зачетные книжки

Нет, не нужно.

По общему правилу к бланкам строгой отчетности (БСО) относятся бланки при одновременном соблюдении следующих условий:

Об этом сказано в пункте 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Студенческие билеты и зачетные книжки (установленного образца) выдаются студентам высших и средних профессиональных учебных заведений (ч. 3 ст. 33 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 38 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543). Формы зачетной книжки и студенческого билета утверждены приказами Минобрнауки России:

  • от 22 марта 2013 г. № 203 – для студентов, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры;
  • от 5 апреля 2013 г. № 240 – для студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.

Однако такие бланки не содержат учетные серию и номер. Кроме того, для них не установлен особый порядок учета и хранения. Поэтому студенческие билеты и зачетные книжки включать в состав бланков строгой отчетности не нужно. Учитывайте их как обычную бланочную продукцию.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении бланки строгой отчетности»

Об этом сказано в пунктах 118, 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

ОСНО: налог на прибыль

В учете казенных учреждений:

При расчете налога на прибыль стоимость БСО в составе расходов не учитывайте (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

<…>

ОСНО: НДС

В учете казенных учреждений:

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому входной НДС по БСО, используемым в деятельности учреждения, к вычету не принимайте, а учитывайте в их стоимости (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения НДС по приобретенным бланкам строгой отчетности могут принять к вычету при соблюдении следующих условий:

  • налог предъявлен поставщиком;
  • бланки строгой отчетности приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • бланки строгой отчетности приняты на учет;
  • по ним имеется счет-фактура.

Такой порядок установлен в статье 171 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см. Когда входной НДС можно принять к вычету.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда:

В этих случаях входной НДС учитывайте в стоимости бланков строгой отчетности. Это следует из пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

<…>

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как казенному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

В отношении федеральных казенных учреждений учредителем может быть принято решение об оказании ими услуг (выполнении работ) на платной основе (с утверждением исчерпывающего перечня видов деятельности). Средства на осуществление такой деятельности доводятся до учреждения главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств. Об этом сказано в письме Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

В отношении казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных казенных учреждений) возможность оказания ими услуг (выполнения работ) на платной основе и порядок доведения дополнительного финансирования должны быть установлены на уровне субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 8, 9 Бюджетного кодекса РФ).

Средства, полученные от деятельности, приносящей доход, казенные учреждения в полном объеме должны перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Ситуация: как казенному учреждению отразить в бюджетном учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета

Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом средства, полученные от этой деятельности, в полном объеме перечисляются в доход соответствующего бюджета. Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Плата за оказанные услуги (выполненные работы) может поступить от контрагента одним из двух способов.

1. Контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета. Для этого сообщите ему необходимые реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджета).

2. Контрагент вносит плату в кассу учреждения. В этом случае полученные средства учреждение перечисляет в доход бюджета самостоятельно, на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001).

<…>

Порядок отражения в учете операций по перечислению средств от оказания платных услуг в доход бюджета зависит от того, переданы учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет.

За казенным учреждением не закреплены отдельные полномочия администратора доходов бюджета

Обязательство по перечислению средств в доход бюджета отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.21.560 (КДБ.1.205.31.560) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено обязательство учреждения по перечислению в доход бюджета платы за оказанные услуги (выполненные работы).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, сделайте проводку:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.21.660 (КДБ.1.205.31.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.210.03.660
– отражено исполнение обязательства учреждения по перечислению средств в доход бюджета (на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора доходов бюджета).

За казенным учреждением закреплены отдельные полномочия администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Доход от оказания платных услуг (работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.304.04.130 (КДБ.1.304.04.120) Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражены расчеты с администратором доходов бюджета, за которым закреплены отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений (на основании извещения (ф. 0504805)).

Казенному учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета

Доход от оказания платных услуг (выполняемых работ) отразите проводкой:

Дебет КДБ.1.205.31.560 (КДБ.1.205.21.560) Кредит КДБ.1.401.10.130 (КДБ.1.401.10.120)
– начислен доход от оказания платных услуг (выполняемых работ).

Если контрагент самостоятельно перечисляет денежные средства в доход бюджета, в учете сделайте запись:

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

Если контрагент внес наличные средства в кассу учреждения, сделайте проводки:

Дебет КИФ.1.201.34.510 Кредит КДБ.1.205.31.660 (КДБ.1.205.21.660)
– отражено поступление денежных средств в кассу;

Дебет КДБ.1.210.03.560 Кредит КИФ.1.201.34.610
– сданы средства в банк на основании объявления на взнос наличными (ф. 0402001) для зачисления на лицевой счет администратора доходов;

Дебет КДБ.1.210.02.130 (КДБ.1.210.02.120) Кредит КДБ.1.210.03.660
– зачислен доход от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

Следует отметить, что для учреждений, за которыми не закреплены отдельные полномочия администратора доходов, порядок отражения в бюджетном учете вышеперечисленных операций Инструкцией № 162н (приложением 1 к Инструкции № 162н) не определен. Кроме того, в приложении 1 к Инструкции № 162н отсутствуют корреспонденции счетов: Дебет 205.00 Кредит 303.05; Дебет 303.05 Кредит 210.03; Дебет 303.05 Кредит 201.34; Дебет 210.02 Кредит 210.03. В связи с этим согласуйте приведенные проводки:

Такой порядок установлен пунктами 2, 49, 78, 91, 92, 104, 109 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.34, 205.00, 210.02, 210.03, 303.05, 304.04, 401.10).

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

4. Рекомендация: Как проводится проверка полноты учета наличной выручки

<…>

Прием денег без ККТ

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:

  • фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • количества использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
  • копий использованных бланков (корешков документов): сумму выручки, отраженную в учете, сравнят с суммами, отраженными в копиях использованных бланков.

У плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ, проверят наличие документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктом 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

По каждому факту расхождений у организации (предпринимателя) возьмут письменные объяснения (п. 37, 40 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Письменные объяснения будут включены в акт проверки (п. 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому представьте их до составления акта.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

17.01.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден

Ольгой Холиной

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль