Отчетность материально ответственных лиц

6470

Вопрос

Какая форма отчета или документа представляется материально ответственными лицами в бухгалтерию учреждения для обеспечения достоверности оперативного учета материальных ценностей? Подскажите рекомендуемую периодичность таких отчетов?

Ответ

Из текста вопроса неясно, о каких документах и каких материальных ценностях идет речь. Если имеются в виду должностные и иные лица, назначенные ответственными за сохранность объектов основных средств и иных активов, то какое-либо регулярное документальное подтверждение наличия закрепленных за ними нефинансовых активов документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не предусмотрено – соответствие фактического наличия активов данным бухгалтерского учета проверяется в процессе проведения инвентаризаций. Если же имеется в виду сверка данных бухгалтерского и складского учета, то инструкциями по бухгалтерскому учету (№ 157н, № 174н и т.д.) эти процессы не регулируются. Соответствующие требования могут быть установлены нормативными актами отраслевого и ведомственного уровня.

Если указанными нормативными документами порядок проведения сверки не установлен, то его целесообразно закрепить в учетной политике учреждения. При этом, по моему мнению, допустимо применять нормы, содержащиеся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (Методические указания на государственные и муниципальные учреждения не распространяются, однако их требования по организационным вопросам не противоречат общим принципам организации и ведении учета в бюджетной сфере и, следовательно, могут быть использованы как примерные).

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний бухгалтерская служба организации обязана:

  • проверять поступившие от подразделений организации отчеты и документы;
  • производить сверку отчетов подразделений организации с данными складского учета организации, а также с данными бухгалтерской службы, при выявлении расхождений производить соответствующие исправления.

О внесенных исправлениях уведомляются склады, цехи и другие подразделения, в которых установлены расхождения. В отчеты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления. При ведении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления вносятся в используемую информационную базу.

В соответствии с пунктом 267 Методических указаний работники бухгалтерской службы организации, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц, проводить непосредственно на складах (в кладовых) в присутствии заведующего складом (кладовщика) проверку своевременности и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей (разносок) операций в карточках складского учета, а также полноты и своевременности сдачи исполненных документов в бухгалтерскую службу организации.

При ведении в бухгалтерской службе сальдового метода учета материалов работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках складского учета с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков в карточках. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью проверяющего могут производиться также в случаях, когда в бухгалтерской службе учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей.

При ведении карточек учета в бухгалтерской службе организации (первый вариант оборотного метода) сверяются карточки бухгалтерской службы со складскими карточками.

То есть, представления в бухгалтерскую службу специально оформленных документов, подтверждающих наличие материальных ценностей не складах, не предусмотрено – в межинвентаризационный период такая проверка проводится посредством сличения данных карточек складского учета и регистров (карточек) бухгалтерского учета. Из практики можно порекомендовать не оформлять результаты отдельным документом, а подтверждать проведение сверки подписями бухгалтера (в карточке складского учета) и материально ответственного лица (в регистре бухгалтерского учета) с указанием даты проведения сверки. Разумеется, это не относится к случаям, когда выявляются расхождения данных бухгалтерского учета и складского учета. В подобной ситуации в общем случае может быть оформлена бухгалтерская справка, а в случае, если расхождения стали предпосылкой для недостачи материальных ценностей, по моему мнению, нужно провести служебное расследование. Порядок проведения служебного расследования регулируется нормами трудового законодательства и может быть детализирован положениями внутреннего нормативного акта учреждения.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×