Порядок закупок за наличный расчет

224

Вопрос

Е сли мы автономное учреждение, и мы успели опубликовать на официальном сай те свое Положения о закупках в декабре 2013г. , чтобы работать по 223- ФЗ, что изменилось в 2014г по работе с подотчетными лицами и приобретериями через них наличными денежными средствами товаров для использования в работе

Ответ

Закон 223-ФЗ от 18.07.2011г., применяемый автономными учреждениями,  не регламентирует порядок проведения закупок ( в том числе конкретный способ размещения заказа) за наличный расчет через подотчетных лиц. Основным документом, который регламентирует закупочную деятельность автономного учреждения, является Положение о закупке. В нем Вы должны прописать способы осуществления всех закупок для нужд автономного учреждения. Закупку через подотчетных лиц за наличный расчет учреждение осуществляет путем заключения простого договора (без проведения процедуры торгов). Предельный размер закупок, осуществляемых у единственного поставщика, учреждение должно определить самостоятельно. Суммовых ограничений Закон 223-ФЗ,  в отличие от Закона 44-ФЗ от 04.05.2013г., не содержит.

 

При закупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет у единственного поставщика автономное учреждение должно обосновать целесообразность выбранного способа, чтобы не нарушить один из базовых принципов методологии закупочной деятельности, а именно- преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки.

При подготовке положения о закупках можно руководствоваться примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными органами исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления).

Основные принципы составления Положения о закупке перечислены в нижеприведенной статье 2.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

<…>

Положение о закупке

Положение о закупке является одним из основных документов, регулирующих закупочную деятельность заказчика, и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:*

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки (например, порядок размещения на сайте информации об отказе от закупки).

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в рамках коммерческой деятельности.

В положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки из единственного источника и т. д.

<…>

При подготовке положения о закупках можно руководствоваться примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными органами исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, такие положения о закупках размещены на портале правительства Омской области (информационное сообщение от 4 июля 2012 г.), на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике (информационное сообщение от 21 марта 2012 г.).

<…>

Станислав Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2.Статья: Положение о закупках: что учесть при разработке

<…>

А закупки, предусмотренные частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе (за счет грантов, средств, полученных при ведении приносящей доход деятельности, а также в качестве исполнения по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта иными лицами), можно проводить по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для того чтобы в полной мере воспользоваться правом осуществления закупок по нормам Закона № 223ФЗ, бюджетные учреждения до 1 января 2014 года вправе принять правовой акт (положение о закупках). Он разрабатывается в соответствии со статьей 2 Закона № 223ФЗ в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе и проводимых в 2014 году. Такое положение должно быть размещено до 1 января 2014 года на официальном сайте в интернете www.zakupki.gov.ru.

Требования к содержанию положения о закупках

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать:

1) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки(включая способы закупки) и условия их применения;*

2) порядок заключения и исполнения договоров;

3) иные связанные с обеспечением закупки положения.*

<…>

Говоря об общих рекомендациях к содержанию положения о закупках, следует отметить, что опыт применения Закона № 223 ФЗ выявил ряд типовых случаев непонимания сути закона лицами, его применяющими. Рассмотрим некоторые из типичных ошибок заказчиков, допускаемых при составлении положения о закупках.*

1. Отсутствие каких-либо конкретных правил и (или) рекомендаций по выбору способа закупки. Очень часто копируется опыт (крайне неоднозначный) госзакупок (одноименность продукции, «поквартальность» мелких закупок, предельный процент мелких закупоки т. д.).

Не учитывается один из базовых принципов научно обоснованной методологии закупочной деятельности, который заключается в следующем: преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки (в идеальном случае – конкурсы и аукционы). В случае нецелесообразности конкурентных закупок проводится неконкурентная закупка у единственного поставщика при строгом контроле обоснованности такой закупки и ее конечной стоимости.

2. Необоснованно завышенный ценовой порог проведения неконкурентных процедур. Многие коллеги слишком поздно осознают, что правило проведения закупки на неконкурентной основе «до 10 млн руб.» при максимальных ценах заключаемых контрактов не более 2 млн руб. не найдет (и справедливо не найдет) понимания у органов по контролю и надзору.

3. Непонимание разницы между неконкурентной закупкой и непубличной закупкой. Правило выбора способа закупки принадлежит заказчику. Правило публичности закупки(размещения информации о такой закупке) регулируется частью 15 статьи 4 Закона № 223ФЗ. В общем случае максимальный размер непубличной закупки не может превышать 100 тыс. руб. (кроме отдельных заказчиков).

Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., он вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

4. Непродуманное копирование опыта закупочных систем иных заказчиков исходя из возможности открытого доступа к реестру положений о закупках. Не следует слепо заимствовать положения о закупках таких организаций, как «Ростелеком», «Газпром», «Российские железные дороги», «Росатом» и т. д. Такие нормативные документы действительно являются результатом труда высококвалифицированных специалистов, но они созданы для решения ряда задач, которые для подавляющего большинства бюджетных учреждений не актуальны (сложные организационные схемы взаимодействия подразделений и служб, применение сложных процедур закупок для сложных (соответственно) объектов закупок, описание сложных алгоритмов оценки заявок).

5. «Изобретение» самых невероятных закупочных технологий. Вариантов сотни, но при анализе сути предлагаемых процедур выясняется, что фактически речь идет о конкурсах/аукционах, которые заказчик всячески пытается понимать как неторговые процедуры. Есть судебная практика, которая отлична от субъективного восприятия авторов таких новелл. «Предзапросный мониторинг цен» и «запрос ценовых оферт» могут быть оценены судом как те же конкурсы, но проведенные с грубейшими нарушениями как Закона № 223ФЗ, так и общих норм гражданского законодательства.

6. Применение непрозрачных алгоритмов определения победителя. Пример: закупка товара с определенными потребительскими свойствами (или его эквивалента). Критерий оценки «качество». Весовое значение 60 баллов (так в документации). Полная неопределенность в части порядка оценки заявок. Допустим, участник предлагает к поставке оригинальный товар. Это 0 баллов или 60 баллов? Прямое нарушение принципа прозрачности закупоки принципа измеряемости требований к объекту закупки.

7. Отсутствие порядка приемки результатов исполнения договора, как документальной, так и фактической, что является нарушением требований части 2 статьи 2 Закона 223ФЗ (содержание положения).

Важно запомнить

Вопрос о возможности принятия бюджетным учреждением положения о закупках после 1 января 2014 года является в настоящее время неурегулированным.

Александр Владимирович Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 12, ДЕКАБРЬ 2013

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

14.01.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Холиной Ольгой,

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль