Субсидии на иные цели

1117

Вопрос

При предоставлении субсидии на иные цели бюджетному учреждению, выступающему как заказчик работ по составлению технической документации, смет на капитальный и текущий ремонт общеобразовательных учреждений: 1. необходимо ли в Соглашении на предоставление субсидии указывать конкретные объекты (общеобразовательные учреждения, вид работ и т.д.); 2. при выявлении фактов использования субсидии на иные цели на виды работ, не указанные в Соглашении, имеет ли право Учредитель требовать возврата этих средств от бюджетного учреждения? 3. применяется ли в отношении бюджетных учреждений, получающих субсидии термин "нецелевое использование бюджетных средств"?

Ответ

Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным учреждениям в соответствии с порядком определения объема и условиями предоставления субсидий на иные цели. Такой порядок установлен:

 

Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;

местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, из федерального бюджета субсидии на иные цели предоставляются федеральным бюджетным учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России. Такой порядок должен содержать:

1) цели предоставления субсидии;

2) условие о заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии между учредителем и учреждением, в котором должны быть предусмотрено право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных договором (соглашением).

В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2010 № 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов" сказано, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов

на основании соглашения. Форма соглашения утверждается Министерством финансов Российской Федерации. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

К бюджетным учреждениям меры ответственности, установленные за нецелевое использование бюджетных средств, не применяются. Связано это с тем, что такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п.1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). К тому же поступившие субсидии не являются бюджетными средствами. Вместе с тем, учреждения несут ответственность за нецелевое использование субсидий. Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15 Положения, утвержденного Постановлением  Правительства РФ от 02.09.2010 г. № 671.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Бюджетный кодекс РФ

<…>

Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

<…>


Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

<…>

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.*

<…>

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.12.2010 № 1203

Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов (с изменениями на 3 июня 2013 года)

<…>

3. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов (далее - региональные программы) и (или) на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления по реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.* Абзац утратил силу с 15 июня 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 465. - См.предыдущую редакцию.

4. Субсидия предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации следующих условий:

а) утверждена региональная программа на срок не менее трех лет, при этом год подачи заявки на предоставление субсидии не должен являться последним годом реализации региональной программы;

б) в региональной программе предусмотрены мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, а также мероприятия по участию в обеспечении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

в) в бюджете субъекта Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию региональной программы;

г) отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации;

д) просроченная кредиторская задолженность по расходам бюджета субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации не превышает 1 процента годовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации;

е) недополученные доходы по региональным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, составляют не более 5 процентов налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

ж) имеется обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение);

з) отсутствуют факты нецелевого использования ранее предоставленной субсидии;

и) субсидия не предоставлялась субъекту Российской Федерации либо после ее предоставления прошло не менее двух лет.
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 15 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 465. - См. предыдущую редакцию)

4_1. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения. Форма соглашения утверждается Министерством финансов Российской Федерации.*
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 695)

5. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, которые отобраны Министерством финансов Российской Федерации по итогам проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов (далее - оценка).

<…>

13. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.*
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 465. - См. предыдущую редакцию)

<…>

3. Рекомендация:Как учредителю отразить в бюджетном учете предоставление финансового обеспеченияподведомственным бюджетным (автономным)учреждениям

<…>

Целевые субсидии

Субсидии на иные цели предоставляйте бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с порядком определения объема и условиями предоставления субсидий на иные цели. Такой порядок установлен:

Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;

местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, из федерального бюджета субсидии на иные цели (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капвложений)предоставляются федеральным бюджетным (автономным) учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России. Такой порядок должен содержать:

1) цели предоставления субсидии;

2) условие о заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии между учредителем и учреждением (если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами), в котором должны быть предусмотрены следующие условия:

право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных договором (соглашением);

порядок возврата сумм, использованных учреждением, если по итогам проверок установлен факт нарушения целей и условий, определенных порядком (правилами) и договором* (соглашением) предоставления субсидий;

порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной учредителем;

условие о перечислении субсидий на счета, на которых учитываются операции со средствами, поступающими учреждениям, в соответствии с заявками и (или) отчетами по форме и в сроки, которые установлены учредителем (если иное не предусмотрено порядком (правилами) или соглашениями (договорами) предоставления субсидий).

Российской академии наук (РАН), ее региональным отделениям, отраслевым академиям наук субсидии на иные цели предоставляются в порядке, установленном ими по согласованию с Минфином России и Минобрнауки России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 14 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272.

На уровне субъекта РФ Минфин России рекомендует в соглашениях предусматривать условие о предоставлении иных субсидий в объеме, необходимом учреждению для осуществления текущих платежей, на основании их заявок. Такое условие позволит повысить эффективность управления средствами бюджета. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 мая 2012 г. № 02-03-09/1604.

На федеральном уровне учредитель должен предоставить в Казначейство России перечень целевых субсидий (в разрезе аналитических кодов) на соответствующий год (ф. 0501015) (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). Если в перечень нужно внести дополнения, представьте в Казначейство России новый перечень, сформированный с учетом изменений. При этом вносить изменения в перечень целевых субсидий в части остатков субсидий прошлых лет (используемых подведомственными учреждениями в текущем году) не требуется. Об этом сказано в письме Минфина России от 13 июня 2012 г. № 02-03-07/2122.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

4. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

<…>

Целевые субсидии

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели устанавливаются:

Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;

местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.*

Из федерального бюджета целевые субсидии (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капвложений) предоставляются федеральным бюджетным и автономным учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России.

Российской академии наук (РАН), ее региональным отделениям, отраслевым академиям наук целевые субсидии предоставляются в порядке, установленном ими по согласованию с Минфином России и Минобрнауки России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 14 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272.

Учреждения, которые получают целевые субсидии, должны предоставить учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016)* (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). Подробнее об этом см. Как сформировать Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016).

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий по общему правилу подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. При этом федеральные учреждения могут не перечислять остатки целевых субсидий в бюджет. Но только если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представят в орган Федерального казначейства Сведения (ф. 0501016), в соответствии с которыми наличие потребности в направлении остатков субсидии на те же цели подтверждено учредителем.*

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.08.2012 № 02-07-10/3259

О включении в планы контрольной деятельности Минюста России подведомственных федеральных бюджетных учреждений в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

<…>

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая ст.6 БК РФ, а также ст.152 БК РФ, определяющую закрытый перечень участников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.


В соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Согласно ст.268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В связи с этим контроль прежде всего направлен на соблюдение условий предоставления субсидий, а именно выделения, получения, целевого использования бюджетных средств. При этом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, в отношении субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), Росфиннадзор может только подтвердить отсутствие или наличие фактов хищений средств, полученных за счет указанной субсидии.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред.Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) контроль за деятельностью, в том числе за финансово-хозяйственной, федеральных бюджетных учреждений осуществляют федеральные государственные органы, на которые возложены функции и полномочия учредителя.

Учитывая реализацию механизмов по финансовому обеспечению деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.*

Таким образом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, Минюсту России следует включать в план контрольной деятельности подведомственные федеральные бюджетные учреждения в целях осуществления ведомственного финансового контроля.

Директор департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов

6. Справочник: Ответственность за нарушение бюджетного законодательства


<…>


1 К участникам бюджетного процесса за нецелевое использование бюджетных средств могут применить все виды ответственности: административную, бюджетную и уголовную (ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ).

К бюджетным и автономным учреждениям бюджетная ответственность (бюджетные меры принуждения) не применяется, так как данные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.* Исключение – если учреждению переданы полномочия ПБС.

Административная и уголовная ответственность к бюджетным и автономным учреждениям применяется в общем порядке. Кроме того, такие учреждения несут также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании, на выполнение которого предоставляются субсидии (совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545).

Меры ответственности за нарушение порядка использования субсидий (помимо административной ответственности) могут быть установлены в заключенных между учредителем и подведомственным учреждением соглашениях о предоставлении субсидий. Такой вывод следует из пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

13.01.2014г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль