ГПХ с паспортистом

463

Вопрос

Наше образовательное учреждение с 01.01.2014 работает по контрактной системе ФЗ-44. В учебном заведении имеется общежитие, в штатном расписании не предусмотрена должность паспортиста. Мы решили заключить с физическим лицом (имеющим соответствующее образование) контракт (договор) на оказание услуг: по оформлению документов для получения и обмена паспортов в установленном порядке, контролировать и проверять документы, предъявляемые для прописки и выписки, обеспечивать их сохранность, Сдавать и получать документы по прописке и выписке в паспортном отделе, вести паспортный учет по картотеке, обеспечивать сохранность и достоверность сведений картотеки паспортного учета, производить их сверку, осуществлять контроль за соблюдением паспортного режима гражданами, оформлять учет военнообязанных и допризывников. Каким образом выполнить требования ст. 22 ФЗ-44-КС, то есть обосновать цену контракта, сделать расчет (где брать ценовые предложения), каким должен быть договор: ГПХ или подряда и облагается ли этот вид услуг страховыми взносами?

Ответ

Для заключения договора гражданско-правового характера с физическим лицом бюджетные и казенные учреждения должны следовать нормам Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. То есть произвести закупку одним из установленных Законом 44-ФЗ способом. В настоящее время законодательство не дает подробных разъяснений о том, какие способы следует использовать учреждению при заключении таких договоров. По нашему мнению, в данной ситуации для заключения договора на оказание услуг физическим лицом наиболее оптимальным способом размещения заказа является запрос котировок или закупка у единственного поставщика (согласно п.4-5 ч.1 статьи 93 Закона 44-ФЗ). При закупке у единственного поставщика заказчик должен учитывать требования, перечисленные в подпунктах 4-5 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Кроме этого, заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта (цену договора) и обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика или исполнителя.

 

Для обоснования цены контракта используйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробнее о том, как обосновать цену контракта, рассказано в рекомендации 2, статье 3.

С выплат по договору возмездного оказания услуг, заключенному с физлицом, следует начислить страховые взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование. Взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1.Рекомендация: Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином

<…>


Ситуация: должно ли казенное (бюджетное) учреждение при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами руководствоваться положениями Закона о контрактной системе

Да, должно, исключение возможно только для бюджетных учреждений (при соблюдении определенных условий).*

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров (работ, услуг)для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений. Договоры с гражданами учреждения заключают именно для этих нужд. Поэтому они обязаны руководствоваться положениями данного закона. Подтверждает такой вывод и пункт 4 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, где сказано, что участником закупки является в том числе любое физическое лицо.

Из данного правила есть исключение. Бюджетное учреждение не должно соблюдать положения Закона о контрактной системе при одновременном соблюдении следующих условий:

В государственных и муниципальных учреждениях

Подробнее о правилах проведения закупок см. Как проводить закупки товаров (работ, услуг).*

<…>

Виды договоров

К гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), в частности, относятся:*

Имейте в виду, что можно заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный гражданским законодательством ( п. 2 ст. 421 ГК РФ). Поэтому в указанную группу гражданско-правовых договоров могут быть отнесены и другие соглашения с гражданами, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

<…>

Пример заключения с гражданином гражданско-правового договора на оказание услуг*

А. С. Глебова, главный бухгалтер организации, ушла в декретный отпуск с 1 июля по 18 ноября 2011 года. На время декретного отпуска обязанности главного бухгалтера исполняет кассир А. В. Дежнева.

При возникновении необходимости участия Глебовой в организации учета ее привлекают по договору гражданско-правового характера на оказание консультационных услуг.

Так, 4 августа 2011 года директор А. В. Львов предложил Глебовой заключить гражданско-правовой договор на оказание *консультационных услуг по вопросам оформления* и налогообложения внешнеторговых экспортных операций в Республику Беларусь.

Договором предусмотрена, в частности, обязанность Глебовой по составлению инструкций о порядке документооборота, отражения экспортных операций в бухучете и при налогообложении, а также возмещения НДС по поставкам в Республику Беларусь.

Стоимость услуг по договору составляет 5000 руб.

15 августа 2011 года Глебова выполнила все возложенные на нее обязанности. В этот же день с ней подписали акт об оказании услуг.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация: Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта законодательство предусматривает следующие методы:*

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);*
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.

Нормативный метод применяйте, если в отношении предмета закупки Правительством РФ установлены требования в отношении предельной цены товара, работы или услуги ( ч. 7 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Тарифный метод используйте, если в соответствии с законодательством России цены на предмет закупки подлежат государственному регулированию. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом ( ч. 8 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Проектно-сметным методом определяйте начальную (максимальную) цену при заключении контракта:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
  • на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

За основу берутся данные проектной документации в соответствии с методиками и нормами строительных работ, реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти. Правила применения данного метода установлены в части 9 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Затратный метод определения начальной (максимальной) цены контракта применяется, если другие методы использовать невозможно либо в качестве дополнения. В этом случае цену контракта нужно определить как сумму произведенных затрат и обычной определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) предмета закупки, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и т. д. Порядок использования данного метода определен в частях 10–11 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если ни один из методов применить невозможно, тогда к обоснованию цены контракта нужно приложить и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Следует учитывать, что Правительство РФ вправе:

  • установить закрытый перечень источников информации о ценах ( ч. 19 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • определить сферы деятельности, в которых должен применяться особый порядок определения начальной (максимальной) цены при проведении закупок, и назначить федеральные органы исполнительной власти, государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», которые уполномочены устанавливать такой порядок ( ч. 22 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3.Статья: Методы определения цены контракта: рекомендации по применению

С 2014 года вступают в силу Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)*.* Рассмотрим их.

* Методические рекомендации утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Используемые методы

Со следующего года вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ(далее – Закон № 44-ФЗ). Согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем (далее – НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком* посредством применения:

1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативного метода;

3) тарифного метода;

4) проектно-сметного метода;

5) затратного метода.

Применяться может один или несколько из этих методов.

Согласно части 20 статьи 22 Закона № 44ФЗ, методические рекомендации по применению указанных методов разрабатывает Минэкономразвития России. Во исполнение этой нормы и был издан приказ от 2 октября 2013 г. № 567, утвердивший Методические рекомендации(далее – Рекомендации).

Структура Рекомендаций

Рекомендации состоят из разделов:

I. Общие положения.

II. Обоснование НМЦК.

III. Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

IV. Определение НМЦК нормативным методом.

V. Определение НМЦК тарифным методом.

VI. Определение НМЦК проектно-сметным методом.

VII. Определение НМЦК затратным методом.

VIII. Расчет стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы.

Рекомендации дополняются четырьмя приложениями:

  • в приложении № 1 приведена рекомендуемая форма обоснования НМЦК;
  • в приложении № 2 содержатся Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • в приложении № 3 приводится пример определения и обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • в приложении № 4 содержится пример расчета НМЦК затратным методом.

Обоснование цены

Обоснование НМЦК – это ее расчет с приложением справочной информации и документов* (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен. › |

› | Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана (скриншот), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов (с указанием даты и времени их формирования), целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ .

Последовательность действий, которую рекомендуется выполнить для совершения закупки, приведена в пункте 2.2 Рекомендаций и заключается в следующем:

1) определить потребность в конкретном товаре (работе, услуге), обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 Закона № 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам (работам, услугам), закупка которых планируется, а также требований к условиям их поставки (выполнения, оказания);

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации (в т. ч. использование которых предусмотрено Рекомендациями), в целях выявления имеющихся на рынке товаров (работ, услуг), отвечающих сформулированным требованиям;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:*

  • правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19Закона № 44-ФЗ;
  • актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
  • нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ; › |

› | Частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ закреплено право Правительства РФ определять сферы деятельности, в которых при проведении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок. В этом случае Рекомендации не применяются ( п. 1.5 Рекомендаций ).

6) выявить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов в соответствии с установленными статьей 22 Закона № 44-ФЗ требованиями;

7) определить соответствующим методом НМЦК с учетом Рекомендаций ;

8) сформировать Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×