Учет строительных материалов, комплектующих, составных частей для объекта основных средств

35

Вопрос

Наше учреждение ремонтирует детскую площадку, покупаются составные части к детской площадке: горка двухволновая,качели, крыша виниловая. Как правильно отразить в учете приобретение этих запасных частей. По какой косгу оплатить? Надо ли увеличивать стоимость имеющейся детской площадки?

Ответ

Строительные материалы, комплектующие, составные части для объекта основных средств учитываются в составе материальных запасов (п. 99, 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, расходы на приобретение материальных запасов должны оплачиваться за счет статьи КОСГУ 340.

В процессе эксплуатации основного средства его первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются случаи достройки (дооборудования), реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основного средства. Поэтому, если восстановительные работы по детской площадке относятся к модернизации или дооборудованию, то расходы учитывайте на счете 0.106.01.000 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

При разграничении модернизации и ремонта необходимо определить, не приведет ли улучшение характеристик основного средства к изменению назначения и загруженности основного средства. В этом случае восстановительные работы при налоговой проверке могут быть признаны модернизацией (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ).

Поэтому важно правильно классифицировать работы. Сделать это можно исходя из цели проведения восстановительных работ. При этом нужно отметить, что принятие решения об отнесении восстановительных работ к ремонту или модернизации (дооборудованию) относится к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для его принятия. Приведенные ниже материалы вам в этом помогут.

Обоснование

Из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157Н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (с изменениями на 29 августа 2014 года)

Счет 10500 "Материальные запасы"

99. К материальным запасам относятся:

следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы:

готовые к установке строительные конструкции и детали *(металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);

оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. *

К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;


118. В целях настоящей Инструкции на соответствующих аналитических счетах счета 10500 "Материальные запасы", содержащих аналитические коды вида синтетического счета учитываются следующие объекты материалов:*

4 "Строительные материалы" - все виды строительных материалов: силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы;

иные материальные запасы.*

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;

300 – «Поступление нефинансовых активов»;*

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ 

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Приобретение (изготовление) материальных запасов*

Приобретение (изготовление):

– медикаментов и перевязочных средств;
– медицинской техники, вживляемой в организм пациента

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Приобретение (изготовление) продуктов питания
Приобретение ГСМ
Приобретение (изготовление) строительных материалов*
Приобретение (изготовление) мягкого инвентаря, в том числе:
– имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону, специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды)
Приобретение (изготовление) запчастей и составных частей для:*
– машин;
– оборудования;
– оргтехники;
– систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей;
– систем передачи и отображения информации;
– систем защиты информации;
– информационно-вычислительных систем;
– средств связи и т. д.;
– вычислительной техники
<…>

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Формирование первоначальной стоимости


В процессе эксплуатации основного средства его первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются случаи достройки (дооборудования)реконструкциимодернизациичастичной ликвидации и переоценки основного средства. Поэтому, если какие-то расходы, связанные с приобретением объекта, понесены учреждением после его включения в состав основных средств, первоначальную стоимость не меняйте. А затраты учтите в составе текущих расходов. Такой порядок следует из пункта 27 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как провести и отразить в бухучете ремонт основных средств

При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Восстановить их можно путем проведения:

ремонта;

реконструкции;

модернизации.

Ремонт основных средств может быть выполнен:

хозспособом (т. е. собственными силами учреждения);

подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций, предпринимателей, граждан).

Отличие ремонта от реконструкции и модернизации

В бухучете и при налогообложении операции по восстановлению основного средства отражаются по-разному: затраты на модернизацию и реконструкцию увеличивают стоимость объекта, а на ремонт сразу нужно списать на расходы. Поэтому важно правильно классифицировать работы. Сделать это можно исходя из цели проведения восстановительных работ.

Основной целью модернизации является усовершенствование объекта основных средств, приводящее к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). А реконструкция приводит к улучшению качества продукции (работ, услуг), изменению ее номенклатуры, а также к увеличению производственных мощностей (п. 1414.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ). В отличие от модернизации и реконструкции основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, при наличии которых невозможно эксплуатировать основное средство. При этом стоимость проведения работ для разграничения указанных понятий значения не имеет (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29).

В зависимости от периодичности и сложности ремонт бывает текущим и капитальным. Как правило, под текущим ремонтом понимается техническое обслуживание основных средств для поддержания их в рабочем состоянии (п. 8 ст 55.24 Градостроительного кодекса РФ). В свою очередь, капитальный ремонт предполагает замену или восстановление основных элементов (деталей, конструкций и т. п.) (п. 14.214.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Учреждение самостоятельно определяет, какие ремонтные работы относятся к текущим, а какие – к капитальным.

Капитальный ремонт не относится к капвложениям в объекты основных средств. А значит, увеличивать их стоимость на затраты, связанные с его проведением, не нужно. Ведь ремонт не изменяет технологическое или служебное назначение объекта, не влечет изменения его параметров, не увеличивает нагрузки и не устанавливает новые качества объекта.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 1 сентября 2014 г. № 02-02-07/43705.

Чтобы определить, к ремонту или реконструкции (модернизации) относятся восстановительные работы по зданиям, сооружениям и прочему недвижимому имуществу, можно руководствоваться следующими документами:

Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279;

Ведомственные строительные нормативы (ВСН) № 58-88 (Р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312;

письмо Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87 и от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794.*

Ситуация: можно ли отнести восстановительные работы к ремонтным, если в результате них характеристики основного средства улучшились. До восстановительных работ основное средство было неисправно

Ответ на этот вопрос зависит от характера улучшений.

Одним из основных условий отнесения восстановительных работ к ремонтным является неисправность основного средства. Однако восстановительные работы могут быть признаны реконструкцией или модернизацией, если характеристики основного средства улучшились – изменились параметры объекта, его технологическое или служебное назначение, увеличилась допустимая нагрузка, появились новые качества. Поэтому при разграничении реконструкции (модернизации) и ремонта необходимо определить, не привело ли улучшение характеристик основного средства:

к изменению назначения и загруженности основного средства. Например, до восстановительных работ помещение использовалось как складское, а после – как офисное. В этом случае восстановительные работы при налоговой проверке могут быть признаны модернизацией (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ);*

к повышению технико-экономических показателей основного средства. Например, после восстановительных работ повысилась производительность труда, снизилась материалоемкость и себестоимость продукции. В этом случае восстановительные работы признаются реконструкцией (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФабз. 12 письма Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80);

к увеличению количества изготавливаемой продукции, улучшению качества и изменению номенклатуры продукции. Например, при восстановительных работах были снесены перегородки и в связи с этим увеличилась площадь помещения. Или же благодаря замене поломанного двигателя на новый с лучшими характеристиками на оборудовании стали производить не 100 деталей в день, а 150. В этих случаях восстановительные работы при налоговой проверке могут быть признаны реконструкцией (абз. 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).

Цель ремонтных работ – поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии. Если назначение, загруженность и технико-экономические показатели основного средства, а также качество и номенклатура продукции (работ, услуг) не изменились, то такие работы признаются ремонтными. В противном случае затраты на восстановительные работы не будут соответствовать критериям расходов на ремонт.*

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 1 сентября 2014 г. № 02-02-07/43705от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/830.

Разделяют данную позицию и суды. Так, если работы привели к изменениям технико-экономических показателей объекта и его назначения, то их нельзя считать ремонтными (см., например, определение ВАС РФ от 3 марта 2011 г. № ВАС-173/11). В то же время замена неисправных частей объекта основных средств на более мощные (совершенные), по мнению судей, не является модернизацией. Если в результате такой замены технологическое или производственное назначение объекта не изменилось, то, несмотря на улучшение его эксплуатационных характеристик, затраты на замену неисправных узлов (агрегатов) следует квалифицировать как расходы на ремонт основного средства* (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 февраля 2010 г. № А14-14803/2008/500/24Северо-Западного округа от 21 августа 2007 г. № А56-20587/2006Московского округа от 14 августа 2006 г. № КА-А40/7489-06Уральского округа от 7 июня 2006 г. № Ф09-4680/06-С7).

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении модернизацию основных средств

Бухучет

Затраты на модернизацию основных средств учитывайте на счете 0.106.01.000 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Порядок отражения в бухучете расходов, связанных с модернизацией основных средств, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Затраты на проведение модернизации собственными силами отразите проводкой:

Дебет 0.106.11.310 (0.106.21.310, 0.106.31.310) Кредит 0.105.36.440 (0.302.11.730, 0.303.02.730...)
– учтены расходы на проведение модернизации (стоимость расходных материалов, зарплата сотрудников, отчисления с зарплаты и т. д.).

Если учреждение выполняет модернизацию основных средств с привлечением подрядчика, то его вознаграждение отразите проводкой:

Дебет 0.106.11.310 (0.106.21.310, 0.106.31.310) Кредит 0.302.31.730 (0.302.26.730…)
– учтены затраты на модернизацию основного средства, выполненную подрядным способом.

По завершении модернизации затраты, учтенные на счете 0.106.01.000, включите в первоначальную стоимость основного средства (п. 27 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом сделайте проводку:

Дебет 0.101.11.310 (0.101.21.310, 0.101.34.310...) Кредит 0.106.11.310 (0.106.21.310, 0.106.31.310)
– увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по модернизации.

Такой порядок установлен пунктами 51

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль