Оплата отходов медицинских организаций

325

Вопрос

согласно ПИСЬМА РОСПРИРОДНАДЗОРА ОТ 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554 мы не должны оплачивать мусор бытовой и медицинский? (мы бюджетная медицинская организация)

Ответ

Да, не должны. Так как все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.

В соответствии с разъяснениями Минприроды России в письме от 12.02.2015г. №12-50/1025-ОГ и письме от 01.10.2014г. №05-12-44/22301, а так же разъяснениями Роспироднадзора в письме от 22.04.2015г. №АА-03-04-36/6554, в настоящее время действие норм Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы и как в следствие, выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении неправомерна. Следовательно, на основании выводов из указанных писем медицинское учреждение не должно сдавать расчеты платы за загрязнение окружающей среды и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (а так же разрабатывать нормативы и лимиты на медицинские отходы).

Обоснование
 

1. ИЗ ПИСЬМА РОСПРИРОДНАДЗОРА ОТ 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554 «О направлении разъяснений»

«Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами сообщает следующее.

В настоящий момент действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.

Перечень медицинских организаций утвержден приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Правительством Российской Федерации утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.

Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.

Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.

Согласно ч. 3 ст. 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации - Роспотребнадзором и его территориальными органами.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Соответственно, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.

Наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона N 89-ФЗ) медицинскими организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем уведомило Росприроднадзор письмом от 19.12.2014 N 12-44/29213 (копия прилагается).

На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

В части регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Законом N 89-ФЗ, а также позицией Минприроды России от 01.10.2014 N 05-12-44/22301, которая доведена до всех территориальных органов Росприроднадзора письмом от 30.10.2014 N АА-03-04-36/17268.»*

2. ИЗ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12.02.2015 г. № 12-50/1025-ОГ «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ»

«Минприроды России рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Пунктом 3 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2011, регистрационный N 19871), а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 19.06.2003, регистрационный N 4755).

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов медицинских отходов, разработки проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении медицинских отходов не установлены.

Вместе с тем, по мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России.

Для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности Закона об отходах) медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды России подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163.

После вступления в силу указанных изменений Минприроды России будут приведены в соответствие ведомственные акты с целью их распространения на определенный вид медицинских отходов.

Вместе с тем в настоящее время федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, содержит подтип 7 47 000 00 00 0 "отходы при обезвреживании отходов" с группой 7 47 800 00 00 0 "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов".

Данная группа не заполнена в соответствии с требованиями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, и будет наполнена информацией о конкретных видах отходов после внесения изменений в законодательство Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.*

3. ИЗ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.2014 г. № 05-12-44/22301

«В связи с многочисленными обращениями юридических лиц Минприроды России направляет разъяснения по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами и просит довести их в пятидневный срок до территориальных органов Росприроднадзора для руководства в работе и по итогам доложить в Минприроды России.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления, а порядок исчисления и взимания данной платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632. Правовым основанием и исходным источником данных для расчета платы за размещение отходов является разрешительный документ об утверждении норм образования отходов и лимитов на их размещение или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Пунктом 3 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона об охране окружающей среды отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Минприроды России сообщает, что действие Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минприроды России, регулирующих отношения в области обращения с отходами, не распространяются на медицинские отходы, и, как в следствие, выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении неправомерна.»*

4. Из ситуации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод* (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль