КОСГУ на комплекс работ по устройству серверного шкафа

62

Вопрос

Нашим учреждением заключен договор на выполнение работ по устройству серверного шкафа, локальный сметный расчет установленной формы отсутствует. В смету произвольной формы, приложенной к договору, включен перечень материалов и услуг с указанием стоимости. По окончании работ подрядчик предоставил акт выполненных работ произвольной формы. В акте написано "комплекс работ по устройству серверного шкафа" и указана стоимость комплекса работ в целом без разбивки по видам работ. Вправе ли мы потребовать у подрядчика документы установленной формы: локальный сметный расчет, справку и акт по ф. КС-2, КС-З? По какому КОСГУ следует оплатить указанные работы?С уважением, БУ "БРСББЖ"

Ответ

Исходя из срока полезного использования, характера использования серверного шкафа, его следует признать основным средством. Поэтому расходы по устройству серверного шкафа следует отразить по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Как правило, к договору подряда прилагается смета, содержащая перечень работ и необходимых материалов, используемых для выполнения работ. Но наличие сметы не является обязательным, договоренность о цене работ может быть достигнута и без сметы (ст. 709 ГК РФ). Требование об обязательном составлении сметы установлено Гражданским кодексом РФ только в отношении строительных работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). На практике при отсутствии сметы к договору подряда может быть подписана спецификация, содержащая перечень работ и материалов, необходимых для их выполнения.

Начиная с 2013 года унифицированные формы первичных учетных документов, в том числе и для оформления работ по договору подряда, в частности формы № КС-2 и № КС-3, обязательными не являются. Порядок и форма документа, которым оформляется приемка выполненных работ, могут быть предусмотрены договором. Отсутствие в договоре согласованных показателей акта выполненных работ позволяет подрядчику оформить акт в соответствии с утвержденной им формой.

При этом в случае возникновения спора он сможет отстоять свои права.

Суды указывают, что организации вправе применять унифицированные формы первичных учетных документов, не обязательные для нее и официально не опубликованные. Или иные первичные учетные документы, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законом "О бухгалтерском учете". Таким образом, сдачу-приемку результата выполненных работ можно оформлять актами произвольной формы. Но непременное требование - акт должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9 Закона № 402-ФЗ.

Что касается детализации выполненных работ, в письме Минфина России от 09.04.2014 г. № 02-06-10/16186 финансисты указали, что законодательство не содержит требований об обязательном отражении в акте детализации выполненных работ. Нужно отметить, что на практике часто так и происходит: подробное описание работ есть в сметах. Но налоговым органам не нравится, когда в заполненных формах № КС-2 работы названы укрупненно. Судебная практика по этому вопросу противоречива. Поэтому в рассматриваемой ситуации попросите контрагента переделать акт согласно смете.

Обоснование
 

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;

300 – «Поступление нефинансовых активов»;*

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Приобретение (изготовление) основных средств*
Расходы получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) основных средств, в том числе: Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
– жилых и нежилых зданий, сооружений,* помещений;
<…>

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности Департамента здравоохранения г. Москвы

Какое имущество относится к основным средствам

Критерии принадлежности к ОС

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам. Если не превышает – имущество относится к материальным запасам.

Помимо срока, включение имущества в состав основных средств зависит и от характера его использования. Основными средствами может быть признано имущество, которое будет использоваться в процессе деятельности учреждения: при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций), для управленческих нужд. При этом к основным средствам относятся объекты, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления и находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду или полученные в лизинг (сублизинг).

Такие правила установлены пунктом 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Состав ОС

В состав основных средств, в частности, могут входить:

здания, сооружения;

рабочие и силовые машины и оборудование;

измерительные и регулирующие приборы и устройства;

вычислительная техника;

транспортные средства;

инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты;

капитальные вложения в многолетние насаждения.

Подробный перечень объектов, которые могут быть отнесены к основным средствам, приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

Обратите внимание на то, что окончательное решение о том, к какой группе нефинансовых активов относить материальные ценности (к основным средствам или материальным запасам), принимает учреждение. И ответственность за правильность принятого решения также несет учреждение.

При принятии решения нужно руководствоваться:

положениями Инструкции к Единому плану счетов № 157н;

предназначением, сроками и порядком использования материальных ценностей;

положениями учетной политики.

При этом порядок учета тех или иных материальных ценностей, прописанный в учетной политике учреждения, является обязательным как для самого учреждения, так и для контролирующих ведомств при проведении проверок.

Такой вывод следует из письма Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-05-11/3866, а также из частных разъяснений специалистов финансового ведомства.

Единица учета

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Инвентарный номер

Каждому инвентарному объекту движимого и недвижимого имущества присваивается уникальный инвентарный номер независимо от того, находится объект в эксплуатации, в запасе или на консервации. Исключение составляют:

объекты движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно;

объекты библиотечного фонда (независимо от стоимости).

Такой порядок установлен пунктом 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Группы ОС

Основные средства разделяются по группам:

недвижимое имущество;

особо ценное движимое имущество (применяется в бюджетных и автономных учреждениях);

иное движимое имущество;

предметы лизинга.

Кроме того, основные средства группируются по видам имущества в соответствии с ОКОФ.

Об этом сказано в пункте 53 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Подробная информация о соответствии кодов ОКОФ и счетов бухгалтерского учета представлена в таблице.

Стоимость

Имущество, признаваемое основным средством, может иметь любую первоначальную стоимость (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Из статьи журнала «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ », № 7, июль 2015

Кто обязан использовать формы № КС-2 и № КС-3

Инспекторы на местах уделяют особое внимание первичке. Специалисты из Минфина России в своих разъяснениях настаивают, что компании обязательно должны использовать строительные унифицированные формы, в частности № КС-3*. Как воспринимать такое заявление? Можно ли разработать аналогичные бланки?

Письмо Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833.

Нормы законодательства

Сдачу-приемку результата работ оформляют актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда – подрядчиком и заказчиком (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ).

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляют при совершении факта хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов, согласно пункту 4 статьи 9 указанного закона, утверждает руководитель компании.*

Унифицированные формы с 1 января 2013 года организация может применять по своему усмотрению. Однако как показывает практика, многие строительные компании продолжают их использовать.

Унифицированные формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3«Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Применение этих форм еще до вступления в силу закона № 402-ФЗ суды признавали необязательным. Аргументировали они это тем, что постановление Госкомстата России № 100 опубликовано не было. Сведений о его представлении в Минюст России не имеется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. по делу № А56-5204/2007).

Напомним: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Они считаются не вступившими в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Такой порядок установлен в пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763.

Следовательно, формы № КС-2 и № КС-3, по мнению автора, обязательными к применению не являются. Поэтому, даже если подрядчик вместо унифицированных бланков представил заказчику акты произвольной формы, организация в случае возникновения спора сможет отстоять свои права.

Суды указывают, что компания вправе применять унифицированные формы первичных учетных документов, не обязательные для нее и официально не опубликованные. Или иные первичные учетные документы, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законом «О бухгалтерском учете». Так, ФАС Московского округа в постановлении от 7 сентября 2009 г. № КА-А40/626309, отвергая довод инспекторов о том, что представленные организацией акты составлены не по форме № КС-2, отметил следующее. Формальное несоответствие первичного документа унифицированной форме не может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии затрат как таковых.

Таким образом, автор считает, что сдачу-приемку результата выполненных работ можно оформлять актами произвольной формы. Но непременное требование – акт должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в статье закона № 402-ФЗ (см. таблицу).*

Обязательные реквизиты первичного учетного документа

Перечень реквизитов Основание
Наименование документа;
дата его составления;
наименование составителя документа;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление;
подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
П. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Требования к оформлению

Оформляя акты, следует уделять внимание полноте и правильности заполнения всех реквизитов, которые содержатся в форме документа. Ведь первичные документы, согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, подтверждают и данные налогового учета.

Необходимые сведения

Судебная практика показывает, что формы № КС-2№ КС-3 относятся к числу первичных документов по учету ремонтно-строительных работ. В них должны быть указаны инвестор, заказчик, подрядчик (субподрядчик) и их адреса, наименование и адрес стройки, наименование объекта, сметная стоимость. На это судьи указали в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 июля 2010 г. по делу № А12-17520/2009.

Арбитры отмечают, что формы № КС-2№ КС-3, составленные с нарушением требований законодательства, если в них отсутствуют необходимые сведения, не могут служить основанием для предоставления вычета НДС. Поскольку, если они не содержат наименования работ, единиц измерения, количества выполненных работ, стоимости единиц работ, определить по ним объем и стоимость выполненных работ невозможно (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу № А70-11014/2009).

В другом решении судьи пришли к выводу, что представленные акты сдачи-приемки работ содержат предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» реквизиты, имеющие значение для определения существа сделки. Поэтому отсутствие в актах таких реквизитов, как «Номер акта», «Инвестор» и «Код формы», не является основанием для отказа принять расходы. › |

› | Постановление ФАС Московского округа от 4 сентября 2009 г. № КА-А40/7263-09.

Детализация

Обратим ваше внимание на письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 02-06-10/16186. В нем финансисты указали, что законодательство не содержит требований об обязательном отражении в акте детализации выполненных работ. Заметим, что на практике часто так и происходит: подробное описание работ есть в сметах. Но налоговым органам не нравится, когда в заполненных формах № КС-2 работы названы укрупненно.

Так, в одном из дел суд установил, что работы в акте отражены под общим наименованием «Общестроительные работы», не заполнены графы «Номер единичной расценки», «Единицы измерения работ», «Количество выполненных работ», «Цена за единицу». Арбитры решили, что отсутствие обязательных реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ. Следовательно, невозможно подтвердить их экономическую обоснованность (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1). То есть суд согласился, что налогоплательщик представил ненадлежаще оформленные документы, подтверждающие затраты на СМР.

В другом деле налоговики отказались принять затраты по той причине, что представленные по форме № КС-2 акты не позволяют установить существо, объем, стоимость единицы измерения, а также другие характеристики выполненных ремонтных работ. То есть какие виды работ были выполнены по элементам (позициям), какие материалы, по какой цене и в каком объеме при выполнении конкретного вида работ затрачены. Тем не менее арбитры не согласились с этим мнением. Дело в том, что акты, подписанные заказчиком и подрядчиком без замечаний относительно объема и стоимости работ, свидетельствуют о том, что стороны согласовали данные показатели. Представленные акты по форме № КС-2 содержат реквизиты сторон, позволяющие их идентифицировать, ссылки на договоры подряда. При этом подробное наименование согласованных сторонами работ и их стоимость приведены в договорах подряда и спецификациях к ним (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А74-2763/2011).

Вывод: вы можете не составлять унифицированные формы № КС-2№ КС-3. Но следует учесть, что в случае возникновения у налоговиков сомнений в реальности операций для доказательства того, что работы действительно были выполнены, суды требуют, чтобы обязательные реквизиты и необходимые сведения в первичных документах были заполнены.*

О.Д. Хороший, государственный советник РФ 3-го класса

МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА

Являются ли обязательными к применению в правоотношениях между заказчиком и подрядчиком унифицированные формы первичной учетной документации № КС-2, № КС-3?

Для большинства организаций указанные формы не являются обязательными формами документов, подтверждающими хозяйственные операции. Приказы Минстроя России, на которые ссылается Минфин России в письме от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833, распространяются на отчетность, которая составляется для подтверждения целевого использования полученных государственных субсидий. Тем более что форма № КС-2 в них не упомянута. Коммерческие подрядные организации должны составлять акт выполненных работ при сдаче их заказчику. Делать это они могут и по форме № КС-2, и по самостоятельно разработанной форме. Главное, чтобы была понятна суть операции.*

Специальные положения

Что касается письма Минфина России 07-01-12/4833 об обязательности форм № КС-2 и № КС-3, отметим следующее.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, по разъяснениям чиновников, обязательными продолжают оставаться формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). › |

› | Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г.Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”».

В письме № 07-01-12/4833 финансисты отнесли к таким документам, в частности, форму № КС-3, приведя в качестве основания ссылку на приказы Минстроя России от 17 июня 2014 г. № 298/пр и от 17 января 2014 г. № 11/пр.

Названные приказы адресованы высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, которые являются получателями субсидий из федерального бюджета, а не подрядчикам строительства. Такие органы обязаны представлять в Минстрой России справки по форме № КС-3, удостоверяющие освоение бюджетных средств.

Подрядчики этими приказами не руководствуются. Они действуют на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…».

То есть, действительно, в настоящее время уполномоченный орган по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства – это Минстрой России. Однако нормативного правового акта, который устанавливал бы, что формы № КС-2№ КС-3являются обязательными к применению в правоотношениях, возникающих между заказчиком и подрядчиком, министерство не издавало.

Из приведенного письма Минфина России № 07-01-12/4833 непонятно, считают ли контролирующие органы, что формы № КС-2№ КС-3 необходимо обязательно применять в строительстве вообще.

Надеемся, что Минстрой России даст соответствующие разъяснения о своей позиции по этому вопросу.

Таким образом, если строительная компания к налоговым спорам не готова, безопаснее при сдаче выполненных работ оформлять унифицированные формы № КС-2№ КС-3.

Важно запомнить
И после 1 января 2013 года обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль