Порядок ликвидации бюджетного учреждения

123

Вопрос

Наш детский дом подлежит ликвидации. Мы дали объявление в газете в течение трех дней, уведомили всех поставщиков о ликвидации. что необходимо делать дальше, какую информацию надо предоставить в налоговые органы, ПФР, ФСС и тд. Спасибо заранее.

Ответ

Порядок ликвидации бюджетного учреждения установлен статьей 63 ГК РФ. В соответствии с ней, уведомлять налоговую инспекцию, ПФР и ФСС о ликвидации учреждения не нужно. В период ликвидации учреждение должно будет в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС перечислять последние налоги (взносы) и сдавать последние отчеты в соответствии с приведенным материалом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Гражданский кодекс РФ

«Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.*

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс,* который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.»*

2. Рекомендация:Как платить налоги при ликвидации учреждения

При ликвидации возникают текущие расходы, непосредственно связанные с проведением этой процедуры. После того как эти расходы оплачены, остальные требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
  • зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
  • расчеты по обязательным платежам в бюджет;
  • расчеты с другими кредиторами.

При этом расчеты по обязательным платежам в бюджет и расчеты с другими кредиторами должны быть произведены по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ, пункте 5 статьи 19 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ,части 1 статьи 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

В период ликвидации государственного (муниципального) учреждения назначается ликвидационная комиссия* (п. 3 ст. 62 ГК РФп. 3 ст. 18 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 13 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). К ней переходят полномочия по управлению делами учреждения (п. 4 ст. 62 ГК РФп. 4 ст. 18 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемое учреждение перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).*

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) ликвидируемого учреждения, представлен в таблице. О порядке представления налоговых деклараций при ликвидации см. Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации учреждения.

Ситуация: в какие сроки нужно платить налоги ликвидируемому учреждению

При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.

В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные налоговым законодательством сроки. Это касается в том числе и уплаты налогов (штрафов, пеней), начисленных по результатам выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина России от 11 апреля 2000 г. № 04-01-10).

В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 56 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 19 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 12 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.

После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество, а также имущество, на которое не может быть обращено взыскание, передается собственнику соответствующего имущества (учредителю) (п. 4 ст. 20 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 3 ст. 19 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Если в этот период у учреждения возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее учреждение должно до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если учреждение проводило облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемое учреждение перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФписьмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-02-07/1/57). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес учреждения требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать учреждению в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ,определение ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № ВАС-5652/09, постановления ФАС Поволжского округа от 9 февраля 2010 г. № А49-6011/2009от 28 января 2010 г. № А12-12057/2009Центрального округа от 23 сентября 2009 г. № А64-1381/09Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № А19-13065/04-27-39-Ф02-1583/06-С2).

В бесспорном порядке (инкассовыми поручениями) налоговая инспекция не может списывать со счета ликвидируемого учреждения суммы налогов, пеней и штрафов. В арбитражной практике есть судебные решения, которые признают, что такие действия нарушают права и учреждения, и его кредиторов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 октября 2012 г. № Ф09-9497/12).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Ситуация:Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации организации

Если после составления промежуточного баланса организация не проводит налогооблагаемых операций, то налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Если проводит – с окончательным ликвидационным балансом.*

При ликвидации организации в налоговую инспекцию нужно сдать промежуточный (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) и окончательный (подп. «б» п. 1 ст. 21 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) ликвидационные балансы. При этом возможны два варианта:

  • после составления промежуточного баланса организация не проводит операций, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов;
  • после составления промежуточного баланса организация проводит операции, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов.

В первом случае последние налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Во втором случае налоговую отчетность следует представить одновременно с окончательным ликвидационным балансом.

Из рекомендации «Кто обязан представить налоговую отчетность в инспекцию»

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Ситуация:Как платить обязательные страховые взносы при ликвидации учреждения

Если учреждение ликвидируется, обязанность по уплате страховых взносов исполняет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства учреждения. Задолженность по взносам погашается только после того, как будут полностью погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемое учреждение несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, учреждение должно возместить вред, причиненный здоровью покупателя из-за недостатков товара), а также по требованиям о возмещении морального вреда;
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам.

Это следует из статьи 64 Гражданского кодекса РФ.*

Из рекомендации «Как перечислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бюджет»

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

5. Ситуация:Когда сдавать форму 4-ФСС при ликвидации

Когда организация находится на стадии ликвидации, расчет нужно подавать в особом порядке. При этом решение о ликвидации может быть принято как в середине расчетного периода, то есть года, так и по его окончании.* В последнем случае форму 4-ФСС нужно сдать в общем порядке.

Если же заявление о ликвидации организация будет подавать в налоговую инспекцию до конца текущего года, прежде чем это сделать, нужно сдать расчет по форме 4-ФСС. В нем отразите данные за период с начала года и по день, когда представите отчет в отделение ФСС России. Сумму взносов по сданному расчету нужно будет перечислить в ФСС России в течение 15 календарных дней начиная со дня, следующего за датой представления отчетности.

Например, если организация планирует подать заявление о ликвидации 20 ноября 2015 года, форму 4-ФСС нужно представить не позднее 19 ноября. В представленном расчете должны быть отражены данные за период с 1 января по 19 ноября 2015 года включительно. В период с 20 ноября по 4 декабря 2015 года включительно организация должна перечислить страховые взносы, обозначенные к уплате в представленном расчете.

Такой порядок следует из положений части 15 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.*

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль