Квотирование рабочих мест инвалидов

345

Вопрос

Подскажите пожалуйста. У на в учреждении работает инвалид 3 группы. На должности заместителя главного бухгалтера. При приеме на работу 7 (семь) лет назад работник по требованию предоставил в отдел кадров копию пенсионного удостоверения, на этом все и закончилось. Работник сам приносил в кадры выдержки из законодательства, что ему положен отпуск 30 дней, а не 28. Сейчас по прошествии 7 (семи) лет, отдел кадров требует с работника справку об инвалидности чтобы официально его оформить в учетом инвалидности, для того чтобы наконец-то предоставлять ему отпуск не 28 а 30 дней. И еще отдел кадров хочет должность заместителя главного бухгалтера на которой работает работник уже семь лет оформить как квоту для инвалидов выделенную государством. Ответьте пожалуйста, очень важно знать:1. Имеет ли право работник на недостающие 2 дня накопившиеся за семь лет (14 дней);2. Какие еще документы работник должен предоставить в отдел кадров.3. Может отдел кадров переделать должность на которой работает работник под выделенную квоту для инвалидов.4. Для чего это нужно, как отразится на работнике, нужно ли это вообще, если нужно то кто должен этим заниматься (отдел кадров говорит, что сам работник).

Ответ

1.Извещение работодателя о состоянии здоровья, препятствующего исполнению трудовой функции (в т. ч. о признании полностью нетрудоспособным), является обязанностью сотрудника. Поэтому, установить отпуск в количестве 30 дней нужно с момента предоставления справки об установлении инвалидности.

2.Сотрудник должен предоставить справку медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности, индивидуальную программу реабилитации инвалида.

3. Да, можно. Если в учреждении уже работают инвалиды, и нужно установить квоту, то можно издать приказ с указанием этих должностей.

4. В общем эту нужно работодателю. Для сотрудника особенности в условиях и режиме работы. Квотированием рабочих мест занимается работодатель. За нарушения в организации работы с инвалидами, в том числе за несоблюдение норм охраны труда инвалидов, предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Поэтому, сам сотрудник заниматься квотированием рабочих мест не должен.

Обоснование
 

Из рекомендации
Ивана Шкловец, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости


Какого числа необходимо уволить сотрудника, признанного неспособным к трудовой деятельности, если он представил справку об инвалидности спустя неделю после ее установления

Извещение работодателя о состоянии здоровья, препятствующего исполнению трудовой функции (в т. ч. о признании полностью нетрудоспособным), является обязанностью сотрудника* (абз. 5 ст. 214 ТК РФ). До момента такого извещения работодатель не несет какой-либо ответственности за то, что сотрудник, признанный полностью неспособным к труду, фактически продолжает исполнять трудовую функцию*, если только работодатель не извещен об этом ранее медицинским учреждением по результатам медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ, п. 42–45 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н). Если сотрудник представил справку с опозданием, зафиксируйте этот факт (отметкой в Журнале регистрации входящей документации, составлением акта и т. п.).

С учетом изложенного сотрудника, признанного полностью неспособным к трудовой деятельности, необходимо уволить в тот день, когда он представил работодателю соответствующую справку, с соблюдением установленной процедуры увольнения.

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как определить продолжительность ежегодного отпуска сотрудника-инвалида, если он получил инвалидность в течение рабочего года, за который предоставляют отпуск

Продолжительность ежегодного отпуска сотрудника инвалида должна составлять не менее 30 календарных дней за рабочий год. При этом не имеет значения, являлся ли он инвалидом на начало года, либо инвалидность была ему присвоена в течение года. Это объясняется следующим.*

Для отдельных категорий граждан законодательством России могут быть предусмотрены удлиненные основные отпуска (ч. 2 ст. 115 ТК РФ). Условия труда инвалидов регулируются Законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Частью 5 статьи 23 данного закона установлена продолжительность ежегодного отпуска инвалида, которая не должна быть менее 30 календарных дней. Право на получение удлиненного отпуска возникает у сотрудника с момента признания его инвалидом. При этом ни одним нормативно-правовым актом по трудовому законодательству не предусмотрено уменьшение отпуска пропорционально времени, прошедшему с начала года до наступления инвалидности.

Таким образом, сотруднику, признанному инвалидом, положен отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней за рабочий год независимо от того, когда он был признан инвалидом – до начала соответствующего рабочего года или в течение этого года.*

Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика. См., например, кассационное определение Калининградского областного суда от 16 февраля 2011 г. № 33-720/2011.

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Особенности труда инвалидов

Какие особенности предусмотрены для сотрудников-инвалидов

Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда инвалидов по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Все особенности можно разделить на несколько групп:

  • особенности при приеме: квотирование рабочих мест;
  • особенности в условиях и режиме работы;
  • особенности при расторжении трудового договора*.

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации (ст. 5 Конвенции о правах инвалидов).

Внимание: за нарушения в организации работы с инвалидами, в том числе за несоблюдение норм охраны труда инвалидов, предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости* (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно*.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012)*.

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 77 Приложения № 1 к Регламенту, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией.

Статус инвалида

Как узнать, что человек, который устраивается на работу, – инвалид

Если визуально не удается установить, что человек, который устраивается на работу, является инвалидом, то узнать, что у него оформлена инвалидность, невозможно без специальных документов.

Соискатель, который не сообщает о своей инвалидности, может не представлять такие документы, так как в перечне документов, которые необходимо предъявить при приеме на работу, их нет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении отдельных категорий лиц с определенной спецификой работы). Тогда такому сотруднику не нужно предоставлять особые условия труда и льготы, предназначенные для работающих инвалидов.

Такой вывод можно сделать из частей 1 и 2 статьи 65 Трудового кодекса РФ и части 7 статьи 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Если соискатель утверждает, что он является инвалидом, то такая информация должна быть подтверждена документально:

Из этих документов можно узнать о наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы принимаемого на работу человека.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль