Начальная максимальная цена контракта

309

Вопрос

Для формирования начальной максимальной цены контракта можно ли использовать только мониторинг цен РЭК Департамента цен и тарифов, не собирая коммерческие предложения?

Ответ

Да, это возможно. При определении цены заказчик руководствуется Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567. Однако, как указано в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. №Д28и-2902 заказчик не обязан использовать абсолютно все способы получения ценовой информации и может использовать только один конкретный способ, а сам Приказ не носит обязательного характера для заказчика. Поэтому Вы можете воспользоваться мониторингом цен.

Обоснование
 

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России


Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) законодательство предусматривает следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем для того, чтобы определить НМЦК, заказчик может использовать как один, так и одновременно несколько методов (п. 32приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791)*.

В учете казенных учреждений:

При определении НМЦК учитывайте размер доведенных на ту или иную закупку лимитов бюджетных обязательств. И если по результатам расчета начальная цена контракта превысит лимиты, то придется уменьшить объем закупаемых товаров (работ, услуг). Либо попробуйте запросить дополнительные лимиты у ГРБС. Об этом сказано в пункте 20приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791.

На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации по определению НМЦК для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Нужно отметить, что указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, а значит, применять их не обязательно. Также они не могут быть использованы органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Далее давайте подробнее остановимся на стандартных методах для определения НМЦК.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Он заключается в расчете средней цены из предложенных в данный момент на рынке. Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Использовать другие методы для определения НМЦК можно только в установленных законодательством случаях.

Нормативный метод применяйте, если в отношении предмета закупки Правительством РФ установлены требования в отношении предельной цены товара, работы или услуги (ч. 7 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Тарифный метод используйте, если в соответствии с законодательством России цены на предмет закупки подлежат государственному регулированию. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) (ч. 8 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, данный метод нужно обязательно использовать при определении цены закупки лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (письмо Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-11).

Проектно-сметным методом определяйте начальную (максимальную) цену при заключении контракта:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
  • на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Кроме того, этот метод вы можете применять и при заключении контракта на текущий ремонт зданий, сооружений и помещений.

За основу берутся данные проектной документации в соответствии с методиками и нормами строительных работ, реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Правила применения данного метода установлены в части 9 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Затратный метод определения НМЦК применяется, если другие методы использовать невозможно либо в качестве дополнения. В этом случае цену контракта нужно определить как сумму произведенных затрат и обычной определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) предмета закупки, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и т. д. Порядок использования данного метода определен в частях 10–11 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ни один из методов применить невозможно? Тогда к обоснованию цены контракта приложите и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

НМЦК, когда нельзя определить объем товаров (работ, услуг)

Иногда невозможно определить объем товаров (работ, услуг) и, следовательно, затруднительно определить НМЦК. Такая ситуация характерна для контрактов на ремонт и обслуживание техники, услуги связи, перевозки, другие услуги (п. 2 ст. 42 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В этих случаях оплата контракта производится по цене единицы работы (услуги, запчасти), но не более общей начальной (максимальной) цены контракта. Потому и в этом случае НМЦК нужно определить и указать в извещении о закупке. Как же это сделать?

Получатели бюджетных средств (казенные учреждения) в такой ситуации определяют НМЦК исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующей статье КОСГУ. Так считает Минэкономразвития России (письмо от 26 мая 2015 г. № Д28и-1331).

В отношении бюджетных учреждений подобных разъяснений нет. Но они также могут сформировать НМЦК исходя из объема субсидий на выполнение госзадания и средств от платной деятельности. Главное, общая НМЦК не должна превышать показатели плана ФХД. Иначе в план придется вносить изменения.

Особенности при заключении контракта с единственным поставщиком

При заключении контракта с единственным поставщиком цену нужно определять в том же порядке, что и при конкурентных закупках. Но иногда следует учитывать некоторые особенности. В частности, особенности установлены при заключении контракта:

Об этом сказано в пунктах 2121.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, при заключении контракта с единственным поставщиком вовсе не обязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом сопоставимых цен. В этом случае контракт можно заключить по наименьшей из предложенных цен. А обоснованием будет являться обеспечение эффективности расходования бюджетных средств.

Такие разъяснения приведены в пункте 10 приложения к письму Казначейства России от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791письме Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443.

Особенности, установленные Правительством РФ

Правительство РФ вправе:

  • установить закрытый перечень источников информации о ценах (ч. 19 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • определить сферы деятельности, в которых должен применяться особый порядок определения НМЦК, и назначить федеральные органы исполнительной власти, государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», которые уполномочены устанавливать такой порядок (ч. 22 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Кроме того, Правительство РФ постановлением от 4 сентября 2013 г. № 775 установило требование о предоставлении участниками закупки информации о соисполнителях и субподрядчиках (если объем выполненных ими работ превышает 10% от суммы контракта). Данное требование применяется при проведении закупки на сумму:

  • больше 1 млрд руб. – для обеспечения федеральных нужд;
  • более 100 млн руб. – для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд.

Как обосновать НМЦК при закупке

Внимание: в документации о закупках (конкурсной или об аукционе), в извещении о проведении запроса котировок или предложений укажите обоснование НМЦК. Кроме того, с 1 января 2015 года вступили в силу требования законодательства, которые требуют обосновывать сам объект закупок (ст. 18ч. 2 ст. 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора, цены лота) должно содержать следующие сведения.

1. Полученную заказчиком (уполномоченным органом) информацию или расчеты.

2. Использованные заказчиком источники информации о ценах товаров (работ, услуг), в частности:

  • если источником информации являются сведения о ценах, полученные от поставщиков, укажите реквизиты (номер и дату) ответов от соответствующих организаций. Наименование организации, предоставившей сведения, а также иные данные о ней можно не указывать;
  • если источником информации является реестр контрактов, укажите номера реестровых записей из реестра контрактов;
  • если источником информации являются данные из Интернета, укажите адрес страницы в Интернете. При этом графическое изображение снимка экрана (скриншот страницы) рекомендуется хранить вместе с документацией о торгах;
  • прочие источники информации (реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения положений Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Указание источников информации о ценах товаров (работ, услуг) необходимо для того, чтобы потенциальные контрагенты, а также проверяющие органы смогли проверить законность обоснования начальной (максимальной) цены (путем обращения к соответствующим источникам). При этом обоснование можно представлять в любой форме (таблицы, схемы, текста и т. п.).

Обратите внимание на такой момент. Если источником информации о цене послужили данные из реестра контрактов, заказчик вправе скорректировать полученную цену в сторону увеличения в следующем порядке:

  • на 10 процентов – если закупка, которая является источником информации о цене, была проведена в форме открытого конкурса;
  • на 13 процентов – если закупка была проведена в форме электронного аукциона;
  • на 17 процентов – если закупка была проведена в форме запроса котировок или запроса предложений.

При закупке у единственного поставщика цену не корректируйте.

Такие разъяснения приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль