Стимулирующие выплаты в автономном учреждение

78

Вопрос

Подскажите пожалуйста, у нас в школе (мы автономное учреждение) в Положении о порядке установления доплат стимулир. характера (премий) не указаны даты и сроки в которые мы устанавливаем и распределяем премию. В июне месяце премию за ИЮНЬ мы распределили 9 числа, т.е. когда месяц еще не закончился. При проверке Управление образование нам написали замечание. Это на самом деле является нарушением? Премию в летнее время всегда распределяли раньше, в связи с отпусками и работников и директора.

Ответ

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом показателей и критериев оценки эффективности их труда, разработанных в учреждении.

Нельзя производить расчет премии по итогам работы за месяц до истечения месяца. Контрольные органы в данном случае могут признать необоснованной выплату премии по итогам работы за месяц. Поскольку для определения размера премии нужно подвести итоги работы организации за соответствующий период.

Обоснование
 

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Нужно ли выплачивать премию уволенному сотруднику, например, ежеквартальную или годовую

Да, нужно.

Право на премию, например, ежеквартальную или годовую, может возникнуть у сотрудника до увольнения в случае выполнения показателей и условий премирования, предусмотренных в локальных актах организации (ст. 135 ТК РФ). Однако рассчитать и выплатить такую премию при увольнении сотрудника до окончания периода, за который начисляется премия, невозможно. Поскольку для определения размера премии нужно подвести итоги работы организации за соответствующий период.*

Вместе с тем, трудовое законодательство не содержит запрета на выплату премии уже уволенным сотрудникам, право на которую возникло в период их работы в организации. Более того, не выплатить сотруднику, в том числе уволенному, премию или уменьшить ее размер произвольно работодатель не вправе.

Таким образом, если невозможно на день увольнения сотрудника определить точный размер причитающейся ему премии, работодатель вправе выплатить ее после увольнения в установленные локальным актом сроки, в том числе в конце года. Конкретный порядок выплаты таких премий работодатель может установить в локальном акте, например, в Положении о премировании (ст. 8 ТК РФ).*

Аналогичную позицию занимают специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 25 октября 2005 г. № 03-03-04/1/294). Кроме того, ее правомерность подтверждают и суды (см., например, апелляционные определения Хабаровского краевого суда от 28 июня 2013 г. по делу № 33-4003/2013, от 21 июня 2013 г. по делу № 33-3812/2013).

Внимание: включать в локальный акт условие о том, что сотрудник, который выполнил все показатели и условия премирования, лишается права на получение премии в случае увольнения, неправомерно (ст. 3 ТК РФ). На это указывают и суды, см., например, апелляционные определения Липецкого областного суда от 17 декабря 2014 г. № 33-3122/2014 г., Московского городского суда от 2 августа 2013 г. № 11-22649.

Вместе с тем, при определении порядка премирования можно заранее предусмотреть условия выплаты, при которых премия за длительный период выплачивается при условии, что сотрудник полностью отработал этот период. При наличии такой формулировки оснований для претензий при досрочном увольнении сотрудника до окончания отчетного периода не возникнет.

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как установить стимулирующие выплаты сотрудникам федерального автономного учреждения

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты;
  • за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Такие виды выплат приведены в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

При установлении системы оплаты труда (а также в трудовых договорах) нужно предусмотреть конкретные выплаты стимулирующего характера:

  • за интенсивность: надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ;
  • за качество работ: надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания;
  • надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;
  • премиальные выплаты по итогам работы: за месяц, квартал, год.

Также в системе оплаты труда (трудовых договорах) можно предусмотреть другие стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством или актами, содержащими нормы трудового права. Перечень рекомендуемых выплат приведен в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом показателей и критериев оценки эффективности их труда, разработанных в учреждении.* Такие показатели (критерии) закрепите в коллективных и трудовых договорах, соглашениях, локальных актах (например, в Положении о стимулирующих выплатах). Об этом сказано в пунктах 2(1), 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Для федеральных учреждений принципы разработки показателей и критериев приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11.

При разработке Положения о стимулирующих выплатах учреждение может руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см. Как начислить и отразить в бухучете премию руководителю учреждения.

Из рекомендации
Станислав Бычков, заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлия Камардина, советник руководителя Федерального казначейства

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

  • оплату труда и начисления на оплату труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • другие выплаты, не запрещенные законодательством.

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, письма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то нужно внимательно отнестись к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам – командировочные, премии и т. п. – или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

А вот оплачивать добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников из экономии субсидий нельзя. Специалисты Минфина России считают, что ДМС можно оплатить только за счет средств от приносящей доход деятельности и только с разрешения учредителя.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2701.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.*

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Стоит отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели по поступлениям и выбытиям государственного учреждения

Бюджетное учреждение «Звезда» в ноябре 2014 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели по поступлениям и выплатам учреждения – «Звезда» использует информацию, предоставленную учредителем о планируемых объемах субсидий, бюджетных инвестиций и т. д.

В «Звезде» на 2015 год запланированы следующие показатели:

1) остаток средств на 1 января 2015 года – 10 000 000 руб.;

2) поступления, всего – 15 600 000 руб., в том числе:

  • субсидии на выполнение государственного задания – 1 500 000 руб.;
  • целевые субсидии – 1 300 000 руб.;
  • поступления от оказания платных услуг по основной деятельности – 10 000 000 руб.;
  • поступления от иной приносящей доходы деятельности – 2 800 000 руб.;

3) выплаты, всего – 13 200 000 руб., в том числе:

  • на оплату труда и начисления на оплату труда – 7 000 000 руб.;
  • на услуги связи – 200 000 руб.;
  • на коммунальные услуги – 300 000 руб.;
  • на услуги по содержанию имущества – 1 200 000 руб.;
  • на прочие услуги – 500 000 руб.;
  • на приобретение основных средств – 3 000 000 руб.;
  • на приобретение материальных запасов – 500 000 руб.;
  • на прочие расходы – 500 000 руб.;

4) остаток средств на конец 2015 года – 12 400 000 руб.

Экономист «Звезды» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели по поступлениям и выбытиям.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль