Оплата контракта из средств бюджета

68

Вопрос

Бюджетным учреждением заключен контракт в начале года на поставку лекарственных средств для онкологического отделения. Оплата согласно контракта должна производиться со средств омс. С марта месяца в отделении ввели койки для оказания паллиативной помощи для которой нужны такие же лекарственные средства как и для онкологического отделения. но данная служба оплачивается из средств областного бюджета. Возможно ли оплачивать контракт заключенный ранее из средств областного бюджета.

Ответ

Нет, так делать нельзя. В противном случае контролеры могут предъявить учреждению нарушение – нецелевое использование бюджетных средств (областного бюджета). В данной ситуации рекомендуем заключить новый отдельный контракт на поставку аналогичных медикаментов, оплата по которому будет производиться за счет средств областного бюджета.

Кроме того, у проверяющих из ФФОМС при проверке расходов, производимых за счет средств ОМС, возникнут вопросы о том, почему лекарства оплачены за счет других средств и имеются расхождения с условиями договора.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

«Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС»

 

Какие расходы можно произвести за счет средств ОМС

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в части базовой программы включает расходы, указанные в части 7статьи 35 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. В частности, тариф включает:*

  • расходы на зарплату и начисления на оплату труда;
  • приобретение лекарственных средств,* расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинском учреждении лаборатории и диагностического оборудования);
  • расходы по организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинском учреждении);
  • приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб.

Кроме того, в состав затрат на оказание медпомощи могут быть включены другие расходы в соответствии с законодательством об ОМС. Так, ФФОМС в письме от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и разъяснил, что к другим расходам могут быть отнесены:

  • возмещение гражданам морального и физического вреда в связи с некачественным оказанием медпомощи;
  • уплата налогов, штрафов и пеней;
  • социальное обеспечение сотрудников медучреждений и т. д.

Дополнительно в письме от 21 мая 2015 г. № 3226/21-3/и ФФОМС указал на то, что за счет средств ОМС могут быть уплачены и ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме (в составе коммунальных платежей).

А вот, например, не включаются в состав тарифа, а значит, не могут быть оплачены за счет средств ОМС в рамках базовой программы такие расходы, как покупка автомобилей. Какие еще расходы нельзя оплачивать, см. в письме ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.


Внимание: направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию (ст. 147 Бюджетного кодекса РФч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗп. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).*

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см. таблицу.

2. Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственного советника РФ 2-го класса, к. э. н.


Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ

Требования к контрактам

К любым контрактам (даже к заключенным по формам, предусмотренным Гражданским кодексом) предъявляются более жесткие требования, чем к обычным гражданско-правовым договорам. Любые условия договора поставки могут быть изменены по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). А условия контракта (даже если он заключен по ГК РФ в форме договора поставки) можно менять только в исчерпывающем перечне случаев, установленном законодательством. Например, объект закупки не может быть изменен, даже если и заказчик, и исполнитель согласны на это (ч. 2 ст. 34ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), а цену контракта можно изменить только в исключительных случаях.

Заключить контракт по итогам конкурентных закупок можно только на тех условиях, которые были указаны в извещении о закупке или приглашении принять участие в определении поставщика или документации о закупке (ч. 1 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Порядок изменения условий контракта представлен в таблице.*

3.Из статьи журнала «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 12, ДЕКАБРЬ 2014

Контроль целевого использования средств

Принцип целевого расходования выделенных средств закреплен не только в Бюджетном кодексе РФ, но и в Законе о контрактной системе, однако неоднозначность трактовки законодательства часто приводит к спорам в суде*. Поговорим о том, как учреждение может проверить себя в конце года, чтобы избежать проблем.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2014 г. № 15АП-5358/2014.

Как безопаснее трактовать законодательство

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ, означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Но в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, после перечисления в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. То есть на эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Однако, согласно статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» Кодекса РФ об административных правонарушениях, субъектами нарушения являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации, в том числе и бюджетные учреждения.

Такая трактовка нормы позволяет сделать вывод о том, что и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции законодатель относит к бюджетным средствам. А следовательно, ответственность за нецелевое использование средствк бюджетным учреждениям применяется.*

Что признают нецелевым использованием

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694). В связи с этим контролирующие органы проверяют, осуществляются ли расходы:

1) согласно Указаниям о порядке применения КОСГУ (если они были предусмотрены при определении размера нормативных затрат);

2) в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, плана ФХД и порядка применения КОСГУ (если они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат).

Другими словами, у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • задание выполнено качественно, в полном объеме;
  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • соблюдены Указания о порядке применения КОСГУ (действующие в 2014 году утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Расходы бюджетного учреждения могут быть квалифицированы проверяющими органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств в таких случаях:*

1) документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов;

2) расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации и документы, служащие основанием для получения бюджетных средств. › |

› | Если расходы бюджетного учреждения проверяющими будут квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.*

Анализ арбитражной практики

До настоящего времени окончательно не сложилась практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.* Рассмотрим несколько таких судебных решений.

В постановлении от 21 мая 2013 г. № А74-4717/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Требование о наличии медицинского сертификата у сотрудника имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением норм лицензионного законодательства.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 января 2013 г. № А27-10241/2012сделал вывод, что несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Суд отметил, что несвоевременное повышение квалификации не говорит о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2013 г. № А82-23/2012рассматривалась выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест. Она была признана нецелевым использованием средств.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 мая 2010 г. № 07АП-3097/10 указал: состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения. Причем независимо от наступления вредных последствий.

В постановлении от 28 февраля 2012 г. № Ф03-335/2012 ФАС Дальневосточного округа рассматривал неправомерную оплату командировочных расходов. Арбитры определили, что фактические обстоятельства, с которыми законодатель связывает предоставление госгарантии своему работнику в виде оплаты проезда из командировки, не наступили, в связи с чем имеет место нецелевое использование средств. Требование учреждения о признании предписания Росфиннадзора недействительным суд отклонил.

Важно запомнить
Мероприятия внутреннего контроля надо проводить своевременно.

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль