Обосновывание на неэффективное использование внебюджетных средств

160

Вопрос

Подскажите пожалуйста закуплен бензин по платным услугам (по виду деятельности). На 01.01.2014 год остаток бензина 4,0 тыс. литров. Каким документам обосновывать не эффективное использование внебюджетных средств? (этот вопрос задает ревизор)

Ответ

На законодательном уровне не предусмотрено ответственности по данному случаю.

Более того не предусмотрено понятие «неэффективное использование внебюджетных средств».

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). В данном случае законность расходования денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, учреждением соблюдена: закуплен бензин для осуществления деятельности учреждения.

Существует понятие неэффективное использование бюджетных средств. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.

Вам необходимо провести анализ фактических расходов на ГСМ и потребности в топливе. Соответственно, скорректировать показатели выплат в плане ФХД.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

  • оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 41013статьи 9.2, пунктом 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.*

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

2. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.*

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но занеэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств. При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств. В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.

3.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить деятельность, приносящую доход


Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения.* Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий веденияприносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.


Порядок использования выручки

Не менее важным направлением проверки приносящей доход деятельности учреждений является контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФп. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:*

Вопросы контроля

Если учреждение ведет приносящую доход деятельность, то перечень вопросов, которые оно должно отслеживать в рамках внутреннего финансового контроля, зависит от типа учреждения и вида деятельности.

Бюджетное учреждение в силу своей специфики проверяет:


Объекты контроля

Объектами контроля приносящей доход деятельности являются практически все виды документов (или данных):

  • первичные бухгалтерские документы, договоры и контракты;
  • регистры бухучета и данные бухгалтерских программ;
  • бухгалтерская отчетность (бюджетная отчетность и данные бюджетного учета);
  • план финансово-хозяйственной деятельности (бюджетная смета казенного учреждения);
  • нормативные документы: приказы, распоряжения, регламенты (регламент оказания услуг или определения тарифов на платные услуги и т. п.);
  • учредительные документы, организационно-распорядительные документы кадровой службы.

Каждый из вышеуказанных документов можно анализировать на любом этапе контроля. Так, наличие права на ведение деятельности в учредительных документах нужно проверять предварительно. Но и в рамках текущего или даже последующего контроля бывает не лишним сверить формулировку в уставе с фактическим содержанием выполнявшихся операций.

Порядок изучения конкретного документа зависит от типа и вида контрольного мероприятия, в рамках которого анализируется платная деятельность. Общее правило: информацию из документа нужно сопоставить с условиями ведения деятельности – как с установленными законодательством, так и с фактическими. В мероприятиях текущего и последующего контроля, кроме того, необходимо определить правильность и достоверность отражения в учете операций, связанных с этим документом.

Например, на стадии составления и утверждения плана ФХД изучается не только обоснованность расчетов,* но и правильность применения кодов бюджетной классификации, указанных в нем. Коды должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности.

На стадии текущего и последующего контроля план ФХД используется для сопоставления с фактическими данными о доходах и расходах. Такое сравнение позволяет своевременно изменять плановые показатели, исправляя недочеты планирования (или даже ценообразования). В ходе анализа плана:

  • сверяйте фактические поступления с плановыми доходами, а заодно и с целями создания учреждения;
  • фактические расходы сопоставляйте с планом в разрезе статей, подстатей КОСГУ, а у автономных учреждений (при необходимости) – кодов вида выбытий, изучайте их структуру и динамику нарастающим итогом;
  • анализируйте соотношение фактических доходов и расходов от приносящей доход деятельности.*

Если сравнение плана с фактом показало, что средства по какой-либо из статей исчерпаны, то инициируйте внесение изменений в план ФХД. Если обнаружены незапланированные расходы, установите причину и также внесите изменения. Применение в учете кода КОСГУ, не предусмотренного планом, может оказаться обычной ошибкой. Поэтому в ходе сопоставления бухгалтерских регистров с плановыми показателями попутно контролируйте правильность ведения учета доходов и расходов.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль