Средства во временном распоряжении

531

Вопрос

За несвоевременную поставку товара, поставщику начислена недоимка в сумме 17745 руб. Сумма недоимки удержана из средств, перечисленных на финансовое обеспечение контракта. Финансовое обеспечение контракта получено в прошлом году и числилось на 01.01.2015 г. на счете 3.304.1 в сумме 37000,00 руб. Разница в сумме 19255,00 руб перечислена поставщику (возврат средств за обеспечение исполнения контракта). На данный момент недоимка числится на счете на счете 3.304.1 (средства во временном распоряжении). Какими проводками перевести сумму недоимки из средств во временном распоряжении на доходы учреждения по приносящей доход деятельности (с КФО 3 на КФО 2). Лицевой счет один.

Ответ

Удерживать штрафные санкции из суммы обеспечения исполнения контракта нельзя. Это следует из Закона 44-ФЗ, в котором не предусмотрен частичный возврат обеспечения исполнения контракта, а также из того, что деньги в обеспечение поступают по КФО 3, с которого расходовать их нельзя. Если поставщик нарушил условия контракта, лучше произвести оплату за минусом штрафных санкций.

Если Вы все же удерживает штрафные санкции из суммы обеспечения, то учтите, что такое условие должно быть обязательно и четко прописано в самом контракте. Если в контракте не указано, что штрафы, пени могут быть удержаны из суммы обеспечения и что обеспечение может быть возвращено не полностью в случае нарушения условий контракта, то такое удержание будет расценено как нарушение прав поставщика.

Например, в контракте может быть указано следующее: «В случае ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по контракту Заказчик вправе удержать неустойку (штрафы, пени) из суммы обеспечения исполнения контракта». Если данное условие не прописано, то рекомендуется обратиться к Поставщику с требованием по уплате штрафных санкций в соответствии с условиями контракта, а сумму обеспечения вернуть полностью. В случае возврата обеспечения не в полном объеме, возможно, Вам придется отстаивать свое мнение в суде.

Отразить в учете зачет неустойки по контракту из суммы обеспечения можно порекомендовать следующим образом:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140 – начислена неустойка;

Дебет 3.304.01.830 Кредит 3.201.11.610 – списана со счета для учета средств во временном распоряжении сумма неустойки;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.41.660

Дебет забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140) – отражена сумма неустойки на счете учреждения.

Обоснование
 

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

По общему правилу условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств является обязательным. Оно должно быть включено еще в проект контракта, который приложен к документации о закупке или к извещению о запросе котировок. Причем уже в проекте пропишите размер штрафа в виде процентов от цены контракта, а размер пеней – в виде порядка и формул расчета пеней. Однако в некоторых случаях данное условие можно не включать в контракт. Об этом сказано в частях 415 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 октября 2014 г. № Д28и-2129ФАС России от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14.

Величину пеней за просрочку исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик должен определить по формуле:*

Пеня = Ценаконтракта Стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту
(определяется на основании накладной, акта выполненных работ или услуг, в т. ч. отдельных этапов исполнения)
× Размер ставки

Размер ставки определяется по формуле:

Размер ставки = Ставка рефинансирования, действующая в день уплаты неустойки, с учетом коэффициента К × Количество дней просрочки

где:

Коэффициент К = Количество дней просрочки : Срок исполнения обязательств поконтракту (количество дней) × 100%

Ставка рефинансирования с учетом полученного коэффициента определяется так:

  • при значении коэффициента от 0 до 50 процентов размер ставки – 0,01 от ставки рефинансирования;
  • при значении коэффициента от 50 до 100 процентов размер ставки – 0,02 от ставки рефинансирования;
  • при значении коэффициента 100 и более процентов размер ставки – 0,03 от ставки рефинансирования.

При этом Минфин России разъяснил, что в указанных интервалах коэффициент может принимать значение от нижней границы интервала до числа, которое предшествует его верхней границе. То есть верхний предел «до 50», «до 100» правильнее считать, не включая само число 50 или 100 (т. е. 49,9999…, 99,9999…), а нижний «от 50» – будет рассматриваться как значение 50 и более.

Такой порядок установлен пунктами 6–8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 и разъяснен в письме Минфина России от 23 апреля 2015 г. № 02-02-04/23193. Правда, в письме специалисты финансового ведомства значения верхних пределов дали как 49 и 99, но, учитывая, что показатели могут быть с десятичными знаками, правильнее брать значения 49,9999… и 99,9999…

Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств нужно закрепить в контракте в виде фиксированной суммы в размере:

  • 10% от цены контракта, не превышающей 3 млн руб.;
  • 5% от цены контракта от 3 до 50 млн руб.;
  • 1% от цены контракта от 50 до 100 млн руб.;
  • 0,5% от цены контракта более 100 млн руб.

Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок

Если судебный акт или обстоятельства непреодолимой силы препятствуют заключению контракта в течение более 30 дней, конкурс может быть признан несостоявшимся. В этом случае заказчик должен вернуть победителю обеспечение исполнения контракта в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся (ч. 9 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если контракт с победителем заключен, вернуть обеспечение исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) нужно в сроки, установленные в контракте (п. 27 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Причем специалисты Минэкономразвития России отметили, что деньги, предоставленные заказчику как обеспечение исполнения контракта, должны быть возвращены поставщику (подрядчику, исполнителю) после исполнения им основного обязательства по контракту. В то же время условиями контракта может быть предусмотрен возврат обеспечения по истечении гарантийных обязательств поставщика. Но это не обязательно, так как гарантийные обязательства по общему правилу не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика. Об этом сказано вписьме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2865.

В случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик вправе полностью или частично взыскать с него сумму обеспечения. При этом в 2015 году по контрактам, которые обеспечены банковской гарантией, заказчик вправе провести реструктуризацию задолженности банков по выплате сумм обеспечения (ч. 11 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Правила реструктуризации утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 405.*

Из ситуации

Максима Чемерисов, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, руководителя Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как заказчику отразить в бухучете поступление и возврат денежного обеспечения заявки на участие в закупке

В учете бюджетных учреждений:*

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, которые поступили в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 20 «Лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций)» (подп. «а» п. 5п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Отдельный лицевой счет для учета средств, которые поступают во временное распоряжение, не предусмотрен.

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования, порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Деньги, которые поступают в обеспечение заявки, не являются доходами учреждения, но приводят к увеличению остатка на лицевом счете. Поэтому на счет они зачисляются по статье КОСГУ 510«Поступление на счета бюджетов». Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 марта 2015 г. № 02-05-10/14013от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609.

В бухучете поступление денег в обеспечение заявки на лицевой счет отразите проводкой:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Поступили деньги на лицевой счет учреждения 3.201.11.510 3.304.01.730

В дальнейшем эти средства возвращаются участникам закупки либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) остаются в распоряжении учреждения (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Возврат участнику поступивших средств производится с лицевого счета учреждения по статье КОСГУ 610 (письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 02-05-10/14013от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609). В бухучете сделайте проводку:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Возвращены владельцу средства, поступившие во временное распоряжение 3.304.01.830 3.201.11.610

Такой порядок приведен в пунктах 135 и 136 Инструкции № 174н.

Если сумма обеспечения остается в распоряжении учреждения, отразите полученный доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Для этого представьте в органы Казначейства России уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения кодов КОСГУ на лицевом счете (т. е. для переброски средств со статьи 510 на статью 140).

Доход от санкций отразите на счете 0.209.40.000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (п. 220221 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Нужно отметить, что в проекте изменений к Инструкции № 174н дана следующая проводка по начислению доходов по суммам денежного залога: Дебет 2.209.31.560 Кредит 2.401.10.140. Но так как обеспечение отражается по статье КОСГУ 140, то правильнее проводку делать через счет 0.209.40.000.

В учете на основании документов, подтверждающих, что обеспечение остается у учреждения, уведомления и справки (ф. 0504833) сделайте проводки:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение 3.304.01.830 3.201.11.610
2. Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения 2.201.11.510 2.209.40.660
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)
3. Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения 2.209.40.560 2.401.10.140

Такой порядок следует из пункта 72 Инструкции № 174н, пункта 220Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Из ситуации

Максима Чемерисов, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Внимание: при заполнении отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по исполнению контрагентом требований об уплате неустойки путем зачета встречных обязательств заказчика по контракту (т. е. без движения денежных средств) отразите в графе 8 «Некассовые операции» в разделах «Доходы учреждения»«Расходы учреждения»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль