Определение себестоимости предоставляемых учреждением работ

46

Вопрос

Проясните пожалуйста ситуацию. Мы автономное учреждение на бюджетном бухучете (в прошлом году были бюджетниками). Как госучреждение получаем субсидии из регионального бюджета на иные цели, субсидию на выполнение госзадания, и есть доходы от платной деятельности. Наше учреждение издательский дом то есть выпускаем газету. Также у нас есть Теле-радиоканал на который мы получаем субсидию на иные цели. На газету мы получаем субсидию на выполнение госзадания. Еще момент газету мы только создаем печатаем ее в типографии по договору. Теперь суть вопроса: в 2013 и 2014 годах мы все затраты относили прямо на 401.20 счет. Нынче у нас была финансовая проверка по использованию бюджетных средств и нам в акте проверки написали что невозможно определить себестоимость госзадания так как мы не ведем счет 109. Газету мы от типографии принимаем на материалы на счет 105.37 в корреспонденции со счетом 302.34 (так потребовало казначейство, раньше было 302.26). Как нам правильно наладить учет чтобы ввести в действие счет 109.

Ответ

Себестоимость предоставляемых учреждением работ, услуг и товаров как в рамках выполнения госзадания (муниципального задания), ОМС так и при ведении приносящей доход деятельности, формируется на счетах, открываемых к счету 109 00 000. Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ (услуг).

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках ОМС, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным. Для этого можно использовать рекомендации, приведенные в письме ФФОМС от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и.

В учете расходы на себестоимость относите в зависимости от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает несколько видов работ, расходы целесообразно распределять на прямые (0.109.60.000), накладные (0.109.70.000) и общехозяйственные (0.109.80.000).Затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным. Это такие как расходы по содержанию и эксплуатацию основных средств, на командировки, обучение сотрудников и т.п.

На счет 0 401 20 относятся общехозяйственные расходы, которые невозможно распределить на себестоимость оказываемых работ, услуг; расходы, которые согласно учетной политике учреждения не формируют себестоимость работ, услуг; расходы по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, расходы, которые произведены за счет субсидии а иные цели.

Типографские услуги по печати газеты целесообразно относить на статью КОСГУ 226, а затраты отнесите на счет 0.109.00.000.

Обоснование
 

1. Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2013

Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов.* Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.*

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.*

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.*

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативныхзатрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В. Г. Неклокова

аудитор

2. Из рекомендации

Татьяны Кочновой, заместителя главного бухгалтера Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении оказание образовательных услуг в рамках госзадания

Бухучет затрат в бюджетных и автономных учреждениях

Внимание: данный раздел подготовлен с учетом планируемых изменений и размещен в Системе для предварительного ознакомления.*

В бюджетных и автономных учреждениях затраты на оказание образовательных услуг в рамках госзадания нужно отражать на счете 4.109.00.000 (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Таким образом будет сформирована себестоимость образовательных услуг.

В конце отчетного периода себестоимость, собранную на этом счете, спишите на счет 4.401.10.180 (т. е. затраты на услуги уменьшат доход от полученной субсидии). Такой вывод следует из пункта 296 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В то же время в инструкциях по бухучету для бюджетных и автономных учреждений дана другая корреспонденция – со списанием себестоимости на счет 401.20.200 (п. 153 Инструкции № 174нп. 181 Инструкции № 183н). Но судя по всему, эти противоречия скоро устранят, ведь в проектах изменений (см. для БУ и АУ) по списанию себестоимости предусмотрена проводка со счетом 4.401.10.180.*

Однако пока это только проекты, а значит, чтобы использовать этот счет, лучше заручиться согласием учредителя.

Учет на счетах организуйте пообъектно – по каждому виду оказываемых услуг. Надлежащая организация пообъектного учета позволит формировать и анализировать фактическую себестоимость госуслуг как самому учреждению, так и другим пользователям бухгалтерской отчетности (например, учредителю). При этом учитывайте, что некоторые расходы не подлежат включению в фактическую себестоимость субсидированных работ и услуг и по этой причине не отражаются на счете 0.109.00.000.

Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкциями не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом можно использовать порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание имущества (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1405).

При разработке порядка нужно определить способ калькулирования (т. е. определения себестоимости) единицы объема работы или услуги. В том числе пропишите нижеприведенные особенности учета.

1. Какие расходы относятся к прямым, накладным или общехозяйственным, а также порядок их распределения.

Порядок распределения затрат на прямые или накладные зависит от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, все затраты, связанные с оказанием госуслуги, относите к прямым (на счет 0.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 0.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 0.109.60.000.*

При этом к прямым затратам относите такие, которые сразу относятся на себестоимость. Это, как правило, зарплата педагогов и страховые взносы, начисленные на эту зарплату, материальные запасы, которые используются непосредственно при выполнении госуслуги. Накладные – те затраты, которые нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг: на содержание и эксплуатацию основных средств, на командировки, обучение сотрудников и другие.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные расходы (например, зарплату администрации) относите на одноименный счет 0.109.80.000. К общехозяйственным, как правило, относят расходы:

  • на зарплату административного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании услуг (уборщица, бухгалтер и др.), и начисления на эту зарплату;
  • коммунальные (кроме тех, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества);
  • на содержание недвижимого имущества;
  • на приобретение услуг связи, транспортных услуг;
  • на прочие работы, услуги.

2. Какие расходы не формируют себестоимость работы (услуги) и сразу списываются на финансовый результат. К таким расходам, как правило, относятся:*

  • расходы на социальное обеспечение (статьи КОСГУ 262263);
  • прочие расходы (статья КОСГУ 290);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. Такие затраты устанавливаются в порядке определения нормативных затрат на оказание госуслуг как отдельная статья затрат. Это обычно:
    – коммунальные услуги в определенном размере;
    – налоги, в качестве объектов налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество: земельный налог и налог на имущество.

Также в учетной политике можно установить другие виды расходов, которые не формируют себестоимость.

Эти расходы сразу (при начислении) списывайте на расходы текущего финансового года, то есть на счет 4.401.20.000.

Это следует из пункта 153 Инструкции № 174н и пункта 181 Инструкции № 183н.*

3. Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов. Например, пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, выручке и т. д.

В учете бюджетных учреждений:

Расходы, которые не формируют себестоимость образовательной услуги, относите на финансовый результат (счет 4.401.20.000) с последующим отнесением на счет 4.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и отражайте следующими записями:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражены расходы, которые не формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания:
– на социальное обеспечение; 4.401.20.262 4.302.62.730<2>
4.401.20.263 4.302.63.730<2>
– на прочие расходы; 4.401.20.290 4.302.91.730<2>
– на уплату налогов, включаемых в состав расходов 4.401.20.290 4.303.ХХ.730
2. Отражены нормативные затраты на содержание имущества, в том числе:
– коммунальные услуги; 4.401.20.223 4.302.23.730
– налог на имущество; 4.401.20.290 4.303.12.730
– земельный налог 4.401.20.290 4.303.13.730

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<2> Если расходы проводятся через подотчетников, используйте счет 4.208.ХХ.660.

Такой вывод следует из пункта 153 Инструкции № 174н, пункта 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527.

Пример отражения в бухучете затрат, связанных с выполнением госзадания

В рамках госзадания ФГОУ ВПО «Альфа» оказывает образовательные услуги по программам высшего профессионального образования (ВПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО).

Учетной политикой «Альфы» предусмотрено следующее.

1. Расходы, производимые по статьям КОСГУ 262, 290, себестоимость услуг не формируют и списываются единовременно на уменьшение финансового результата текущего года – счет 4.401.20.000 «Расходы текущего года» с последующим отнесением на счет 4.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Также на счет 4.401.20.000 сразу списываются нормативные затраты на содержание имущества в размере, установленном порядком определения нормативных затрат на оказание госуслуг и содержание имущества:

  • расходы на электроэнергию – 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
  • расходы на тепловую энергию – 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.*

Остальные расходы формируют себестоимость услуг.

2. Прямые затраты относятся на каждый вид услуг на основании первичных документов. К прямым затратам относятся:

  • зарплата преподавателей, занятых только в программе ВПО или только в программе ДПО, с начислениями;
  • материальные запасы, использованные только в программе ВПО или только в программе ДПО.

3. Накладные затраты и общехозяйственные расходы распределяются по выполняемым программам пропорционально фонду зарплаты основного персонала (преподавателей) при помощи расчетного коэффициента.*

К накладным затратам относятся:

  • зарплата преподавателей, которые ведут занятия и по программам ВПО, и по программам ДПО;
  • начисления на зарплату;
  • амортизация оборудования, которое используется в обеих программах.

К общехозяйственным затратам относятся:*

  • зарплата административного персонала и начисления на зарплату;
  • коммунальные расходы (за исключением нормативных затрат) и расходы на услуги по содержанию имущества;*
  • расходы на услуги связи, транспортные и прочие услуги.

В феврале расходы составили:

Расходы, которые не относятся на себестоимость продукции:

  • госпошлина, подарки и т. д. (по статье КОСГУ 290) – 6000 руб.;
  • расходы на коммунальные услуги – 9000 руб.

Прямые затраты на оказание образовательных услуг составили:

Наименование показателя ВПО ДПО Итого
Зарплата 1 200 000 300 000 1 500 000
Начисления на зарплату (30,2%) 362 400 90 600 453 000
Материальные затраты 570 000 330 000 900 000
Итого 2 132 400 720 600 2 853 000

Накладные расходы составили 900 000 руб.

Общехозяйственные расходы – 2 100 000 руб. Общехозяйственные расходы, которые не распределяются, – 190 000 руб.

Общехозяйственные и накладные расходы списываются на затраты пропорционально прямым затратам на оплату труда. Коэффициент распределения по программе ВПО составил 0,8 (1 200 000 руб. : 1 500 000 руб.), по программе ДПО – 0,2 (300 000 руб. : 1 500 000 руб.).*

Общая сумма расходов за февраль составила:

  • по программе ВПО: 2 132 400 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,8 = 4 532 400 руб.;
  • по программе ДПО: 720 600 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,2 = 1 320 600 руб.

Для отражения затрат на оказание услуг в рамках госзадания к счету 4.109.60.200 открыты субсчета «ВПО», «ДПО».

3. Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от1 декабря 2010г. №157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:*

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль