Учет счетчиков как основных средств

316

Вопрос

В соответствии с п. 45 Инструкции 157н в ред. Приказа Минфина от 06.08.2015г. № 124н "О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н....", к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование систем (отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода, канализации, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки, внутренние телефонные и сигнализационные сети и т.д.), например: оконечные аппараты, приборы, УСТРОЙСТВА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ, управления; и т.д. Одновременно в соответствии с п. 99 Инструкции 157н к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. При этом в состав оборудования включается КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА и другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования....Поясните пожалуйста, к какой группе нефинансовых активов следует отнести счетчики (водосчетчики, теплосчетчики, электросчетчики (приборы учета)): к основным средствам или к материальным запасам?

Ответ

Счетчики являются основными средствами.

Теперь в новой редакции Инструкции к Единому плану счетов № 157н четко прописали, что устройства средств измерений являются самостоятельными инвентарными объектами (п. 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Счетчики как раз и являются такими устройствами поэтому их и нужно учитывать как основные средства.

Обоснование
 

Из рекомендации
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

  • 100 – «Доходы»;
  • 200 – «Расходы»;
  • 300 – «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 – «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 – «Поступление финансовых активов»;
  • 600 – «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 – «Увеличение обязательств»;
  • 800 – «Уменьшение обязательств».

Указанные группы детализированы по статьям КОСГУ: 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 220 «Оплата работ, услуг», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т. д.
В свою очередь, некоторые из статей разбиты на подстатьи КОСГУ: 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 211 «Заработная плата», 226 «Прочие работы, услуги», и др.

Кроме того, некоторые статьи КОСГУ, учреждение вправе (но не обязано) дополнительно детализировать в части третьего разряда. Это относится к кодам:

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
  • 180 «Прочие доходы»;
  • 290 «Прочие расходы»;
  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В частности, к статье КОСГУ 130 можно предусмотреть детализацию по видам оказываемых услуг (131, 132, 133 и т. д.).

К статье КОСГУ 180 по видам безвозмездных поступлений: гранты, пожертвования, поступления нефинансовых активов (181, 182, 183 и т. д.).

Дополнительную детализацию закрепите в учетной политике.

Это установлено в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В некоторых случаях применение кодов ограничено. Во-первых, при поступлении денег на счет или оплаты расходов не применяются следующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

  • 172 «Доходы от реализации активов»;
  • 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»;
  • 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»;
  • 272«Расходование материальных запасов»;
  • 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Эти коды используются только при формировании счетов в бухучете (0.401.10.172, 0.401.20.271 и т. д.).

Об этом сказано в разделе V (ст. 170, 270) указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

А во-вторых, бюджетные и автономные учреждения не вправе применять статьи (подстатьи) КОСГУ:

  • 110 «Налоговые доходы»;
  • 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ».

На это у учреждений отсутствуют соответствующие полномочия.

Такие разъяснения приведены в письме Казначейства России от 2 августа 2013 г. № 42-7.4-05/2.2-470. Указанное письмо основано на нормах утратившего силу приказа Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н. Однако его можно применять и в отношении действующего законодательства.

Ситуация: по какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение и установку электросчетчика (теплосчетчика и т. д.)

Ответ на этот вопрос зависит от того, как заключен договор: на установку счетчика с использованием материалов заказчика или все расходы берет на себя подрядчик (в т. ч. покупку счетчиков).

Для начала отметим, что счетчики нужно учитывать как отдельные объекты основных средств. Объясним почему.

Ранее учреждения могли самостоятельно принять решение о том, к какой группе нефинансовых активов относятся счетчики – основным средствам или материальным запасам.

Но теперь в новой редакции Инструкции к Единому плану счетов № 157н четко прописали, что устройства средств измерений являются самостоятельными инвентарными объектами (п. 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Счетчики как раз и являются такими устройствами (см., например, п. 11 ст. 2 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, п. 3 разд. I Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034, Методические рекомендации, утвержденные приказом Минпромторга России от 21 января 2011 г. № 57). Поэтому их нужно учитывать как основные средства.

И следовательно, расходы на приобретение и установку счетчиков распределите так:

  • если заключен один договор на приобретение и установку счетчика, расходы отразите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • если учреждение отдельно приобретает счетчик, расходы на его приобретение отнесите на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», расходы на последующую установку – на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

И даже при замене счетчика расходы отразите так же. Ведь счетчик является отдельным объектом основных средств. И когда он сломается, его нужно будет списать, а новый счетчик установить как новое основное средство.

Такой вывод следует из раздела V (ст. 226, 310) указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

О том, по какой статье оплатить поверку счетчика, см. в таблице.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль