КОСГУ на расходы по оплате процентов за пользование чужими деньгами

210

Вопрос

На какой КОСГУ отнести расходы по оплате процентов за пользование чужими деньгами и оплату юридических услуг на основании исполнительного листа?

Ответ

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В свою очередь, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в частности расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей). Расходы на уплату процентов за пользование чужими деньгами и оплату юридических услуг на основании исполнительного листа отражайте по статье КОСГУ 290 "Прочие расходы" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Обоснование
 

Из Арбитражного процессуального кодекса РФ

Глава 9. Судебные расходы

Статья 101. Состав судебных расходов

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.*

Статья 106. Судебные издержки

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.*

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Возмещение убытков и вреда*
Возмещение вреда, причиненного гражданину (организации) незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов или их должностными лицами Статья 290 «Прочие расходы»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Возмещение морального вреда по решению судебных органов
Ежемесячная компенсация вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате ДТП, во исполнение судебного акта
Выплата денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского суда по правам человека
Компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям или гражданам
Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель

 

Прочие расходы*
<…> Статья 290 «Прочие расходы»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н
Возмещение судебных издержек:
– на основании вступивших в законную силу судебных актов;*
– связанных с представлением интересов России в международных судебных и иных юридических спорах
<…>

Из статьи журнала «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 2, февраля 2015

Учреждение проиграло в суде: перечисление средств

Чиновники выпустили письма, разъясняющие нюансы взыскания средств с госучреждений по судебным актам*. Рассмотрим основные правила такого взыскания.

И.А. Колодин, эксперт по бюджетному учету

* Письма Минфина России, Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736Федерального казначейства от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725.

Взыскание средств с учреждений ограничено

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения являются экономическими субъектами и активно участвуют в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выполняют обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Кроме того, учреждения обязаны соблюдать те требования законодательства, нарушение которых может повлечь применение мер административного воздействия (административных штрафов). Таким образом, в практической деятельности учреждений возникают обязательства по уплате различных финансовых санкций. В том числе это случаи нарушения условий коммерческих договоров, порядка и сроков уплаты налогов и сборов и т. д.

Порядок применения финансовых санкций регулируется в общем случае нормами соответствующей отрасли законодательства: гражданского, налогового, законодательства об административных нарушениях.

Однако, поскольку применение общего порядка обращения взыскания на бюджетные средства может повлечь за собой неблагоприятные социальные последствия, создать угрозу безопасности страны или обусловить риски неисполнения социальных обязательств государства, действующим законодательством предусмотрены ограничения на взыскание средств с государственных (муниципальных) учреждений.

Данные ограничения установлены положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и детализированы нормами части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

Порядок взыскания

По просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительный документ сначала направляется судом в соответствующий орган, который открывает и ведет лицевые счета должника. Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налоговиков этот орган направляет бюджетному учреждению – должнику уведомление о поступлении исполнительного документа. Сообщив при этом дату его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.

Бюджетное учреждение – должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Отметим, что учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств.

При полном исполнении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет его с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот исполнительный документ (ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

В том случае, когда решение выполнено в полном объеме, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, уведомляет об этом налоговиков.

Если же на счете учреждения отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для полных расчетов, платежный документ представляется не позднее следующего рабочего дня после дня поступления необходимых средств на лицевой счет.

Особенности документального оформления

Из текста пункта 1 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ следует, что обращение о взыскании бюджетных денежных средств осуществляется на основании трех документов:

исполнительного листа;

судебного приказа;

решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (введено Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 283-ФЗ).

Нюансы взыскания средств контрагентами

На практике некоторые контрагенты требуют от учреждения исполнения обязательств по уплате штрафных санкций исключительно на основании судебного решения. Это неверно.

Письмом Минфина России и Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736 разъяснено, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, производится исключительно на основании исполнительного листа или судебного приказа (гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Решение о взыскании штрафов с государственных и муниципальных учреждений принимается в рамках законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. А при вынесении решений суды руководствуются положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не согласованы с нормами главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

По результатам рассмотрения заявления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к данной ответственности или об отказе в удовлетворении этого требования (п. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, практикуется только принудительное исполнение (п. 4.2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Если правонарушение административное

Судебным актом, на основании которого может производиться взыскание за административные правонарушения, является постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оформление исполнительного листа или судебного приказа Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях относятся к категории исполнительных документов.

Несмотря на то что судебные акты по делам об административных нарушениях в части 20статьи 30 Закона № 83-ФЗ не поименованы, Минфин России и Федеральное казначейство, ссылаясь на норму статьи 239 Бюджетного кодекса РФ, рекомендуют принимать такие документы к исполнению (письмо от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725).

При этом в прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» указанные судебные акты заносятся как судебные приказы.

Обратите внимание, что разъяснение чиновников распространяется лишь на случаи вынесения судебных решений по административным правонарушениям (тогда как отдельными подпунктами пункта 1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ выделено 10 видов исполнительных документов).

Нюансы отражения в учете

Штрафы, пени за несвоевременное внесение налогов и сборов, суммы санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, другие экономические санкции отражаются по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Это определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Таким образом, независимо от формы расчетов (добровольная уплата штрафов или принудительное взыскание) соответствующие расходы относятся на счет 401 20 290 «Прочие расходы». Эта проводка оформляется в корреспонденции со счетом 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Если впоследствии принимается решение взыскать нанесенный (штрафами) учреждению ущерб за счет виновных лиц, то соответствующие операции в бухгалтерском учете отражаются обособленно – по дебету счета 209 82 560 «Увеличение кредиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов» и кредиту счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

ПРИМЕР

По решению суда с бюджетного учреждения «Дворец культуры» взыскивается кредиторская задолженность за оказанные подрядчиком услуги по текущему ремонту здания сельского клуба из средств на выполнение госзадания. Сумма взыскания составляет 30 тыс. руб. Также суд обязал учреждение возместить судебные расходы на уплату госпошлины в размере 1,2 тыс. руб. Данные затраты бухгалтер бюджетного учреждения отразит в учете так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Погашен долг перед подрядчиком 4 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» 4 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» 30 000
Отражена сумма судебных расходов 4 401 20 290 «Прочие доходы» 4 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 1200
Перечислена сумма в счет возмещения судебных расходов* 4 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» 4 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» 1200

* Одновременно сумма отражается на забалансовом счете 18.*

Важно запомнить
Взыскать пени и штрафы с учреждения можно только при соблюдении ряда условий.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль