Оплата капитального ремонта служебной квартиры

1334

Вопрос

На балансе организации числится служебное жилье, если управляющая компания включает в квитанции об оплате капитальный ремонт и данные начисления производятся ежемесячно, кто должен оплачивать расходы?

Ответ

Оперативное управление по законодательству РФ - это имущество, закрепленное собственником за государственными или иными учреждениями, финансируемыми за счет собственника, находится в оперативном управлении указанных учреждений, которые в пределах, установленных законом, осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользование и распоряжение этим имуществом.

Если в учреждении служебные жилые помещения стоят на балансе и числятся на праве оперативного управления, то данное учреждение несет затраты по содержанию такого имущества. Капитальный ремонт жилья должен производить наймодатель. Поэтому учреждение, являясь наймодателем, обязано обеспечить капитальный ремонт служебных квартир, а значит перечисление взносов на капремонт обязательно.

Как было отмечено выше, финансирование данных расходов осуществляется за счет средств собственника жилого фонда в общем объеме средств, выделяемых учреждению на содержание данного имущества.

Наниматели служебных квартир расходы на капитальный ремонт не несут, так как не являются собственниками служебных квартир.

Если учреждение является собственником служебных квартир, то бремя оплаты расходов на капитальный ремонт, так же ложиться полностью на учреждение.

Обоснование
 

1.Из статьи журнала «Учет в казенных учреждениях», №8,август 2015

Служебный жилой фонд: правила учета операций и выделения помещений

С.К. Штейнерт, эксперт по бюджетному учету

Гражданина признают нуждающимся в жилье, если он обеспечен площадью, меньшей учетной нормы на одного члена семьи, напомнили судьи*. При этом Жилищный кодекс РФ дает казенным учреждениям право обеспечивать своих работников служебными квартирами. Давайте рассмотрим правила предоставления таких помещений и отражения операций в учете.

Кассационное определение Верховного суда РФ от 9 июня 2015 г. № 201-КГ15-9.

Кто имеет право получить служебное жилье

Согласно положениям статьи 93 Жилищного кодекса РФ, служебное жилье – это помещения, которые относятся к категории специализированного жилого фонда. Они предназначены для заселения работников в связи с характером трудовых отношений.

Служебные жилые помещения предоставляют сотрудникам на период:

  • работы в органах государственной власти РФ;
  • работы в органах местного самоуправления (субъекта РФ);
  • работы в государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях;
  • прохождения службы.

Сотрудникам можно предоставлять жилые дома и квартиры. Это указано в статье 104 Жилищного кодекса РФ и пункте 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42.

Какие документы необходимо оформить

Решение о предоставлении служебного жилого помещения должно быть оформлено приказом или постановлением. И только после этого с работником заключают договор найма (ст. 99100 Жилищного кодекса РФ).

Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42. При составлении документа важно определить основные положения: предмет договора, размер и условия платы за жилье, права и обязанности сторон, возникающие в связи с пользованием помещением.

Помните, что к пользованию служебным жильем применяют правила, предусмотренные частями 2–4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса РФ. Из них следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

  • использовать помещение по назначению;
  • обеспечивать его сохранность;
  • поддерживать надлежащее состояние жилья;
  • проводить текущий ремонт;
  • своевременно вносить плату за жилое помещение, а также коммунальные услуги.

Важная деталь: наниматель служебного жилья не вправе осуществлять обмен предоставленного помещения, а также передавать его в поднаем.

Заключение договора является основанием для вселения нанимателя и членов его семьи в жилое помещение.

Передачу служебной квартиры нанимателю оформляют актом. В нем по результатам осмотра необходимо описать техническое состояние квартиры (дома) и находящегося в ней оборудования, в том числе санитарно-технического. Документ подписывают обе стороны договора.

Кто оплачивает ремонт служебного жилого фонда

Если в учреждении числятся на праве оперативного управления служебные жилые помещения, оно несет затраты по содержанию этого имущества. Капитальный ремонт такого жилья должен производить наймодатель. Текущий ремонт наниматели обычно делают за счет собственных средств.

Законодательство не запрещает компенсировать работнику расходы на ремонт служебного жилья. Поэтому учреждение имеет полное право закрепить внутренними положениями правила и порядок возмещения таких затрат. Прописать их следует и в договоре найма.

Но судебная практика, сложившаяся на этот счет, неоднозначна. Например, мировой судья судебного участка № 2 г. Мирного Архангельской области отказал работнику, который требовал возместить расходы, связанные с текущим ремонтом служебной квартиры.

(решение от 15 декабря 2011 г. по делу № 2-1421/2011).

Если расходы решено возместить, затребуйте у работника подтверждающие документы. К ним относятся, например, договор на ремонт и акты приема выполненных работ. Хорошо если сотрудник также представит акт обследования жилого помещения, который подтвердит необходимость проведения ремонта, дефектную ведомость и локальную смету на ремонт, составленную на ее основании.

Как отразить операции в бюджетном учете

Служебный жилой фонд относится к недвижимому имуществу учреждения. Это значит, что при отражении таких активов в учете нужно руководствоваться Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н). Также следуйте положениям Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н). Чтобы не возникало спорных ситуаций, подробный порядок учета и корреспонденцию определите в учетной политике.

Для отражения операций по жилым помещениям применяют счет 101 11 «Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения».

В случае, когда учреждение получает имущество из казны, определены следующие правила учета.

1. Если получатель и отправитель такого имущества подведомственны одному распорядителю, поступление отражают в корреспонденции со счетом 304 04 «Внутриведомственные расчеты» по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

2. Если получатель и отправитель подчинены разным главным распорядителям, тогда счет учета основных средств корреспондируют со счетом 401 10 «Доходы текущего финансового года». При этом используют код 180 «Прочие доходы» КОСГУ, если уровень бюджета один, и код 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ, если уровни бюджета разные.

› | Казенное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

3. Если во время нахождения в имуществе казны амортизация на объект основных средств не начислялась, то при принятии к учету необходимо единовременно начислить сумму амортизации за этот период (п. 94 Инструкции № 157нписьмо Минфина России от 27 мая 2015 г. № 02-06-10/30485).

Прежде чем оформить выбытие помещения, получите согласие собственника. › |

Рассмотрим отражение хозяйственных операций по поступлению и выбытию служебного жилья в учреждении на примере.

Пример.

Казенное учреждение получило жилое здание из казны в оперативное управление. Отправитель является учреждением, подведомственным другому главному распорядителю, но того же уровня бюджета. Первоначальная стоимость здания согласно документам – 10 млн руб., начисленная амортизация – 6 млн руб. За период нахождения в имуществе казны (два месяца) амортизация на объект не начислялась. Сумма ежемесячной амортизации рассчитана в размере 16 666 руб. Таким образом, за два месяца нахождения в казне необходимо начислить амортизацию в сумме 33 332 руб. Обратно в казну объект был передан через полгода.

В учете сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получено в оперативное
управление служебное жилое
помещение
1 101 11 310 1 401 10 180 10 000 000
Отражены суммы ранее
начисленной амортизации
1 401 10 180 1 104 11 410 6 000 000
Единовременно начислена
амортизация в период
нахождения объекта в казне
1 401 20 271 1 104 11 410 33 332
Списана стоимость служебного
жилья, переданного в казну
1 401 20 241 1 101 11 410 10 000 000
Списана амортизация 1 104 11 410 1 401 20 241 6 133 328

Законна ли приватизация служебного жилья

В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (далее – Закон о приватизации) приватизация служебного (специализированного) жилого фонда запрещается. Однако согласно статье 4 Закона о приватизации учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, могут принять решение о приватизации. Но только с согласия собственника. Конституционный суд РФ считает, что эта норма не противоречитКонституции РФ (постановление от 30 марта 2012 г. № 9-П). Поэтому собственник жилищного фонда может издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений.

2.Правовая база

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 24.05.2007 № 06-05-03/2-27

[О выделении финансовых средств на погашение убытков от содержания жилого фонда, расходов на капитальный ремонт и изготовление технических паспортов объектов жилищно-коммунального хозяйства]

Департамент межбюджетных отношений в пределах своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу выделения финансовых средств на погашение убытков от содержания жилого фонда, расходов на капитальный ремонт и изготовление технических паспортов объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в 2006 году муниципальному району, а также на приобретение автотракторной техники и сообщает.

В соответствии с действующим законодательством федеральный бюджет имеет взаимоотношения только с бюджетами субъектов Российской Федерации, а не с муниципальными образованиями и предприятиями, расположенными на их территории.

Федеральными законами от 04.07.2003 № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация, содержание и развитие объектов муниципального жилищно-коммунального хозяйства отнесены к вопросам местного значения.

Начиная с 2005 года затраты на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в муниципальную собственность после 31 декабря 2004 года, не подлежат возмещению из федерального бюджета, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья" федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 100% стоимости этих услуг.

Муниципальные образования, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

В федеральном бюджете на 2007, 2008 годы и на период до 2010 года средства на возмещение убытков по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в ведение органов местного самоуправления, не предусмотрены, и Минфин России не имеет правовых оснований для дополнительного финансирования указанных расходов.

Что касается расходов на изготовление технических паспортов, то следует отметить следующее.В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 № 1301 технический паспорт домовладения, строения или жилого помещения составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд. Технический учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, плановую техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда обязаны осуществлять специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации за счет средств их собственников по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента
О.Г.Бежаев

3.Правовая база

Гражданский кодекс РФ
Часть первая

Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.1

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

4.Правовая база

Жилищный кодекс РФ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения1213

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.95

3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма

1. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:

1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;

2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

3. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль