Эффективность использования автотранспортного средства у физического лица

40

Вопрос

Ответьте пожалуйста на такой вопрос - покупка подержанного автотранспортного средства у физического лица - это будет эффективным использованием бюджетных средств?

Ответ

Сама по себе закупка у физического лица не может являться неэффективным использованием бюджетных средств, т.е. Вы можете приобрести автомобиль у физического лица. Однако, при проверке эффективности использования бюджетных средств нужно оценивать следующие параметры: экономичность, продуктивность и результативность. Таким образом, прежде чем совершить данную покупку Вам нужно оценить все параметры эффективности и сделать выводы самостоятельно.

Обоснование
 

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Экономичность

Экономичность характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Использование государственных средств признается экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства достигнуты максимально возможные результаты.

Уже на этапе разработки проекта сметы документально подтвердите, что обоснование потребности в денежных средствах соответствует этому принципу. К расчету затрат, которые определяются методом сопоставимых рыночных цен, а не по нормативам, приложите анализ цен на товары, работы, услуги. Вовсе не обязательно для этого заказывать услуги оценщика или иной специализированной фирмы. Достаточно будет сделать распечатку из Интернета с аналитическим обзором уровня цен или со статистическими данными.

Текущий контроль параметра экономичности в учреждении в первую очередь проходит в рамках процедур определения поставщиков и санкционирования операций. Как начальная цена контракта, так и решение конкурсной комиссии должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства.

При проведении внутренних ревизий или проверок на стадии последующего контроля учреждение, чтобы подтвердить экономность затрат, может по аналогии применить контрольные процедуры Счетной палаты РФ:

  • сравнить израсходованные средства на приобретение ресурсов с такими же показателями предыдущего периода;
  • повторно изучить возможность приобретения и использования ресурсов более экономным способом;
  • проверить соблюдение процедур при приобретении ресурсов (например, проведение конкурсов) и проанализировать правильность расчетов и принятия решений о ценах контрактов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.2 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Применение вышеуказанных мер внутреннего контроля позволит избежать претензий государственных ревизоров.

Учитывайте, что завышенные цены будут означать неэффективное расходование средств, только если проверяющие смогут доказать, что учреждение имело возможность приобрести такие же товары или услуги за меньшую стоимость (постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2012 г. № Ф09-3736/12).

Продуктивность

Продуктивность определяется по количеству затрат на единицу оказанной услуги учреждения.

Если фактические затраты на единицу оказанных услуг не будут превышать запланированной величины либо иного норматива, которым установлен плановый уровень затрат, то использование бюджетных средств признается продуктивным.

Для оценки продуктивности органы государственного внешнего финансового контроля могут применять:

  • соотношение плановых и фактических показателей деятельности учреждения;
  • нормативы бюджетных расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг или аналогичные нормативы;
  • соотношения между фактическими затратами и результатами текущего года с аналогичными соотношениями предыдущего периода;
  • сравнение с соотношениями затрат и результатов в других учреждениях той же отрасли.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.3 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Учреждению также полезно использовать относительный показатель продуктивности для контроля над ходом исполнения сметы (плана ФХД). Серьезные отклонения этого показателя в течение года от плановых значений будут свидетельствовать либо о росте издержек, либо о сокращении объема услуг. В этом случае учреждение сможет своевременно принять соответствующие управленческие решения и скорректировать смету (план ФХД).

Однако контроль над соблюдением норм обеспечения и расходования отдельных видов ресурсов для учреждений имеет большее практическое значение. Арбитражная практика подтверждает, что закупки сверх установленных законодательством норм обеспечения признаются фактом неэффективного расходования средств бюджета (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2009 г. № 05АП-3154/2008). Расходование материальных запасов сверх норм (например, ГСМ) и оплата затрат, не связанных с деятельностью учреждения (например, оплата коммунальных услуг за сторонних арендаторов), также являются нарушением принципа эффективности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 мая 2011 г. № А03-13370/2010).

Однако если расход не нарушает каких-либо норм, связан с деятельностью учреждения и имеет правовое основание, то контролеры вряд ли смогут доказать его избыточность и непродуктивность. Так, судьи пришли к выводу, что выплату премии сотрудникам по итогам года на основании Положения об оплате труда, утвержденного в установленном порядке, и распоряжения руководителя о премировании нельзя отнести к неэффективным расходам (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2013 г. № А58-1363/2012).

Результативность

Результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

Для определения степени результативности контролеры могут анализировать:

  • итог перечисления средств (платежей);
  • характер использования приобретенного имущества в деятельности учреждения;
  • конкретные продукты деятельности учреждения (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. д.);
  • степень достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства.

Об этом сказано в пункте 3.4 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Органы Росфиннадзора очень часто расценивают авансовые платежи и особенно просроченную дебиторскую задолженность как признак нерезультативности. Однако суды полагают, что сам по себе факт авансирования не является нарушением эффективного использования бюджетных средств. В случае отсутствия каких-то иных доказательств неэффективности при авансировании судьи выносят решения не в пользу проверяющих (постановление ФАС Поволжского округа от 18 июня 2009 г. № А57-14429/2008).

Но если контролеры докажут, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, не использовалось (имущество простаивало или для него отсутствовало применение), то обвинения в неэффективном использовании избежать не удастся. В этом случае суды всегда поддерживали предписания органов Росфиннадзора (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. № А78-8980/2012 и Дальневосточного округа от 14 ноября 2012 г. № Ф03-4954/2012).

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но за неэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств. При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств. В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль