Расчет расходов по коммунальным услугам, которые можно принять для расчета налога на прибыль

46

Вопрос

Не совсем понятно как рассчитать расходы по коммунальным услугам, которые можно принять для расчета налога на прибыль.Допустим, в плане ФХД предусмотрено 4 000 000,0 руб. расходов за счет субсидии на выполнение госзадания, в том числе нормативные расходы на содержание имущества (10% электроэнергии и 50% теплоэнергии) в размере 1 000 000,00 руб.За счет предпринимательской деятельности (в основном такая же образовательная деятельность) предусмотрено тоже 4 000 000,00 руб. Считаем что на конец года все эти расходы произведены, тогда логично предположить, что расходы, принимаемые для налогообложения будут равны:(4 000 000,00 - 1 000 000,00) + 4 000 000,00 = 7 000 000,00 х 0,48 = 3 360 000,00,где 0,48 - доля доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (субсидия и доходы от предпринимательской деятельности).И еще, должно ли автономное учреждение выделять из суммы расходов на коммунальные услуги нормативные затраты на содержание имущества аналогично расчету по субсидии?Или мы неправильно понимаем, покажите на этом примере.

Ответ

Минфин России разъясняет, что учитывать в расходах при расчете налога на прибыль можно только ту часть затрат (в частности, коммунальные услуги), которая превышает утвержденный законодательством норматив. То есть получается, что учесть при расчете налога на прибыль можно только 10 процентов расходов на электричество и 50 процентов на тепло. При этом для расчета 10 процентов расходов на электричество (и 50 процентов на тепло) учреждение должно учитывать общий объем расходов только на электроэнергию (на тепло) утвержденный в плане финансово-хозяйственной деятельности, а не общий объем расходов учреждения по всем расходам.

Обоснование
 

Из ситуации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны как с ней, так и с деятельностью на госзадании

Да, можно, но не в полном объеме. Так, расходы, для которых установлены нормативы (в частности, коммунальные услуги), можно учесть в сумме разницы между фактическими затратами и утвержденным нормативом по госзаданию. А по другим расходам – только ту часть затрат, которая относится к платной деятельности и оплачена за счет этой деятельности.

Объяснения такие.

По общему правилу все расходы, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, должны быть одновременно:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации общехозяйственные и общепроизводственные расходы относятся одновременно к нескольким видам деятельности (в т. ч. к деятельности, приносящей доход). То есть последнее условие о том, что расходы должны быть связаны только с платной деятельностью, полностью не выполняется. А значит, учесть всю сумму таких затрат нельзя.

А в каком же размере можно учесть расходы? Специалисты Минфина России рекомендуют такой подход.*

Субсидия на госзадание включает в себя затраты на оказание госуслуг и содержание недвижимого и особо ценного имущества. Расчет этих сумм делают на основании нормативных затрат. На федеральном уровне Методические рекомендации по расчету этих затрат утверждены совместным приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527. В частности, в составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются:

– 90 процентов от общего объема расходов на электроэнергию;

– 50 процентов от общего объема расходов на тепловую энергию и т. д.

А общий объем выплат утверждается в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Так вот, Минфин России разъясняет, что учитывать в расходах при расчете налога на прибыль можно только ту часть затрат, которая превышает утвержденный законодательством норматив. То есть получается, что учесть можно только 10 процентов расходов на электричество и 50 процентов на тепло.

Такой вывод следует из письма Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660 (доведено до сведения налоговых инспекций и налогоплательщиков письмом ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).*

Расходы, по которым нормативы не установлены и которые нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), нужно распределить с учетом положений статьи 272 Налогового кодекса РФ. То есть пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Долю расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, удобно рассчитать с помощью приведенных ниже формул.

Сначала определите долю доходов от платной деятельности:

Доля доходов, которые получены от платной деятельности = Доходы от платной деятельности : Доходы от всех видов деятельности учреждения


А после этого сумму расходов, которую можно учесть при налогообложении:*

Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы, которые относятся к платной деятельности = Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы × Доля доходов, которые получены от платной деятельности

Такие разъяснения дал Минфин России в письмах от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805 (доведены до сведения налоговых инспекций и налогоплательщиков письмом ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983), от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051.

Внимание: позиция, которую высказал Минфин России, носит информационно-разъяснительный характер. Однако ФНС России доводит ее до сведения налоговых органов и рекомендует использовать в работе. Поэтому проблем со стороны проверяющих возникнуть не должно. Если же они все-таки возникнут, то вы можете смело отстаивать свою точку зрения в суде.

В качестве главного аргумента можно использовать рассуждения из этих же писем. А именно: если данные расходы отнести полностью только к целевой деятельности и, как следствие, исключить их из налоговой базы, то это приведет к различному применению налогового законодательства коммерческими и некоммерческими организациями. Что противоречит принципу равенства налогообложения.

Также вам помогут судебные решения, в которых судьи встали на сторону учреждений (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008). Кстати, данные решения были приняты еще до выхода прецедентных писем. А значит, сейчас еще больше шансов отстоять свою позицию.*

Стоит также отметить, что ранее представители финансового ведомства неоднократно высказывали противоположное мнение: учреждения не вправе учесть при расчете налога на прибыль даже часть общехозяйственных затрат. А объясняли свою позицию тем, что глава 25 Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть исключительно в отношении расходов, связанных с платной деятельностью (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль