Списание дебиторской и кредиторской задолженности по субсидии.

1137

Вопрос

у учредителя по состоянию на 01.01.2014 года возникла кредиторская задолженность по счету 302.41(субсидии) перед бюджетными учреждениями а в бюджетных учреждениях дебиторская задолженность по счету 205.81. как правильно списать данную задолженность у учредителя и в бюджетном учреждении, т.к она невостребованна.областные средства учредитель вернул в департамент образования

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 07.12.2015« у учредителя по состоянию на 01.01.2014 года возникла кредиторская задолженность по счету 302.41(субсидии) перед бюджетными учреждениями а в бюджетных учреждениях дебиторская задолженность по счету 205.81. как правильно списать данную задолженность у учредителя и в бюджетном учреждении, т.к она невостребованна.областные средства учредитель вернул в департамент образования»

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Списание кредиторской задолженности в данном случае нужно произвести аналогично списанию невостребованной кредиторской задолженности. Поэтому списание отразите проводками:

Д 302.41.830

К 401.10.173 – списана невостребованная задолженность.

Списание дебиторской задолженности бюджетного учреждения отразите проводкой:

Д 401.10.173

К 205.81.660 - списана нереальная к взысканию задолженность.

В случае если по завершению финансового года, на который установлено муниципальное задание, субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии, в бюджетном учете органа местного самоуправления (муниципального органа), выполняющего функции учредителя, на конец года отражается кредиторская задолженность.

Данная задолженность отражается на счете 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям". Одновременно в бухгалтерском учете учреждения - получателя субсидии на счете 4 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" будет отражена дебиторская задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии.

Обоснование
 

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Как учредителю отразить в бюджетном учете предоставление финансового обеспечения подведомственным бюджетным (автономным) учреждениям

Бухучет субсидий на госзадание

В бюджетном учете операции по предоставлению подведомственным учреждениям субсидий на выполнение госзадания отразите следующим образом.

Операции по санкционированию отразите проводками:

Дебет КРБ.1.501.02.241 Кредит КРБ.1.501.03.241
– доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на выполнение госзадания до главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств;

Дебет КРБ.1.501.03.241 Кредит КРБ.1.502.01.241
– приняты бюджетные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания в сумме заключенных соглашений (в пределах доведенных на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств);

Дебет КРБ.1.502.01.241 Кредит КРБ.1.502.02.241
– приняты денежные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания – на дату предоставления субсидии по условиям соглашения.

При этом в 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

Учет принятых бюджетных и денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Таким документом является соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии. Принятие бюджетных обязательств по предоставлению субсидий отразите в сумме заключенного соглашения на дату предоставления субсидии (по условиям соглашения) вне зависимости от факта ее перечисления. А принятие денежных обязательств – на дату перечисления субсидии в соответствии с графиком, указанным в соглашении (в сумме перечислений).

Такой порядок следует из пунктов 134, 140, 141 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (п. 309, 318, счета 501.00, 502.00) и разъяснен в письме Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 02-06-07/11164, подпункте «и» пункта 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155.

Расходы по предоставлению субсидий в учете отразите проводками:

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.302.41.730
– начислены субсидии на выполнение госзадания на основании соглашения и графика перечисления субсидий (другого документа, заключенного между учредителем и учреждением);

Дебет КРБ.1.302.41.830 Кредит КРБ.1.304.05.241
– перечислены субсидии на выполнение госзадания подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

Такой порядок установлен пунктами 102, 111 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 302.00, 304.05, 401.20).

На конец года вы перечислили учреждению субсидию не в полном объеме? Тогда на счете 1.302.41.000 должна числиться кредиторская задолженность (письмо Минфина России от 28 апреля 2015 г. № 02-05-10/24457). Ведь уменьшать (сторнировать) сумму начисленной субсидии, если объем госзадания и соглашение не менялись, нельзя.*

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2015 № 02-05-10/24457

Об отражении в бухгалтерском учете задолженности перед учреждениями по муниципальному заданию при условии недофинансирования субсидии

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу отражения в бухгалтерском учете задолженности перед учреждениями по муниципальному заданию при условии недофинансирования субсидии и сообщает.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция 157н).Положениями пункта 3 Инструкции 157н установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 2.2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее - субсидия) в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В случае если по завершению финансового года, на который установлено муниципальное задание, субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии, в бюджетном учете органа местного самоуправления (муниципального органа), выполняющего функции учредителя, на конец года отражается кредиторская задолженность.* Согласно пункту 102 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция 162н), данная задолженность отражается на счете 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям". Одновременно в бухгалтерском учете учреждения - получателя субсидии на счете 4 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов" будет отражена дебиторская задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии.*

При этом следует принимать во внимание порядок отражения принимаемых бюджетных обязательств на счетах Раздела 5* "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта", утвержденный Инструкцией 157н, согласно которому (пункт 310) операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств (денежных обязательств).

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " Раздела 6".

Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.Романов

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание невостребованной кредиторской задолженности

Бухучет

Если кредиторская задолженность не погашена учреждением своевременно и не востребована кредитором, то в бухучете она подлежит списанию. Исключение из этого правила составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам). Истечение срока исковой давности не является основанием для списания такой задолженности.

Ситуация: в какой момент задолженность, не востребованную кредиторами, нужно списать с балансового учета и отразить ее на забалансовом счете 20

По общему правилу кредиторскую задолженность нужно учитывать на балансовых счетах в течение всего срока исковой давности. Однако если задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), ее можно списать и до истечения этого срока. Исключение составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам): для списания такой задолженности истечение срока исковой давности основанием не является.

Кредиторскую задолженность списывайте с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору) (п. 372 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Размер невостребованной задолженности определите по результатам инвентаризации и отразите в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н). Решение о списании задолженности принимает руководитель учреждения (путем издания приказа) на основании заключения инвентаризационной комиссии.

Списанные с балансового учета суммы задолженности должны найти свое отражение на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда. Не нужно отражать за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников). Это установлено для бюджетных и автономных учреждений соответственно в пункте 138 Инструкции № 174н и пункте 166 Инструкции № 183н. В Инструкции № 162н аналогичной нормы нет. Между тем, поскольку методология учета общая для всех типов учреждений (установлена Инструкцией к Единому плану счетов № 157н), казенные учреждения могут применять данные положения в части, не противоречащей Инструкции № 162н.

При этом вопрос о порядке учета задолженности на забалансовом счете 20 является неоднозначным.

Исходя из буквального толкования положений пункта 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 в период срока исковой давности. То есть если учреждение списывает невостребованную задолженность с баланса после истечения этого срока, то необходимости учитывать ее за балансом уже нет.

Вместе с тем, в некоторых пунктах Инструкций № 174н, № 183н сказано, что при списании задолженности с баланса, по истечении срока исковой давности, одновременно нужно сделать запись по забалансовому счету 20 (см., например, п. 129, 138 Инструкции № 174н, п. 157, 166 Инструкции № 183н).

Таким образом, в действующих положениях указанных инструкций наблюдаются противоречия в части списания невостребованной кредиторской задолженности на забалансовый учет. Поэтому учреждению целесообразно закрепить условия списания задолженности в учетной политике для целей бухучета.

В частности, задолженность можно учитывать на соответствующих балансовых счетах в течение общего срока исковой давности, а затем списать на забалансовый счет 20 для наблюдения в течение времени, определенного учетной политикой учреждения. Например, по аналогии с правилами списания безнадежной дебиторской задолженности можно учитывать кредиторскую задолженность в течение срока, когда можно возобновить процедуру взыскания согласно законодательству РФ. Такой подход объясняется тем, что в некоторых случаях даже после истечения общего или специального срока исковой давности кредитор имеет право удовлетворить свои требования. Например, срок исковой давности может прерываться, восстанавливаться (ст. 203, 205 ГК РФ).

В учете казенных учреждений:

Обратите в внимание, что казенным учреждениям порядок списания задолженности следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. Связано это с тем, что в Инструкции к Единому плану счетов № 157н есть прямая норма о том, что списание задолженности казенными учреждениями производится в порядке, установленном ГРБС (абз. 3 п. 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом, несмотря на то что в инструкции речь идет о списании задолженности с забалансового учета, целесообразно согласовать также порядок ее списания с баланса.

Порядок отражения в учете операций по списанию с балансового учета невостребованной кредиторской задолженности зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Списание невостребованной кредиторской задолженности отразите* на основании Бухгалтерской справки по форме № 0504833 следующими проводками (с применением того счета, на котором образовалась задолженность):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Списана невостребованная кредиторская задолженность (на основании решения комиссии):
– по долговым обязательствам; КИФ.1.301.ХХ.830 КДБ (КИФ).1.401.10.173*
– по принятым обязательствам перед контрагентами; КРБ.1.302.ХХ.830
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налогам, сборам); КРБ.1.303.ХХ.830
– по доходам; КДБ.1.205.ХХ.560
– по подотчетным суммам; КРБ.1.208.ХХ.560
– по депонированным суммам; КРБ.1.304.02.830
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат КРБ.1.304.03.830
2.

Одновременно отражена сумма кредиторской задолженности за балансом

Подробнее об учете задолженности за балансом см. здесь.

Увеличение забалансового счета 20
XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

По требованию, предъявленному кредитором, списанную за баланс задолженность нужно восстановить (абз. 4 п. 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В учете при этом сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Восстановлена кредиторская задолженность:
– по долговым обязательствам; КДБ (КИФ).1.401.10.173 КИФ.1.301.ХХ.730
– по принятым обязательствам перед контрагентами; КРБ.1.302.ХХ.730
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налоги, сборы); КРБ.1.303.ХХ.730
– по доходам; КДБ.1.205.ХХ.660
– по подотчетным суммам; КРБ.1.208.ХХ.660
– по депонированным суммам; КРБ.1.304.02.730
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат КРБ.1.304.03.730
2. Одновременно отражено списание суммы кредиторской задолженности с забаланса Уменьшение забалансового счета 20
XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок следует из пунктов 78, 120 Инструкции № 162н, пункта 167 приложения 1 к этой инструкции. При этом в связи с отсутствием в Инструкции № 162н проводок по списанию задолженности со счетов 303.00, 304.00, а также по восстановлению кредиторской задолженности согласуйте их:

Об этом сказано в пункте 2 Инструкции № 162н.

Подробнее о том, как списать депонированную зарплату, см. Как списать депонированную зарплату, которую сотрудник не получил.

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности

В учете бюджетных учреждений:

Внимание: проводки по списанию задолженности по доходам от продажи имущества, которая отражена на счете 209.83, приведены с учетом проекта Минфина России о внесении изменений в Инструкцию № 174н (см. проект). Но пока эти изменения не приняты, использовать такую корреспонденцию можно только после согласования с учредителем.

Списание нереальной к взысканию задолженности отразите на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими проводками.

№  Содержание операции Дебет счета Кредит счета
В части задолженности по доходам:
1. Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.205.XX.660*
Увеличение забалансового счета 04
2. Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации имущества (кроме товаров и готовой продукции) с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.209.83.660
Увеличение забалансового счета 04
3. Списана нереальная к взысканию задолженность по займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс<4> 0.401.10.173 0.207.XX.640
Увеличение забалансового счета 04
В части задолженности по расходам:
1. Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.20.273 0.206.XX.660<5>
Увеличение забалансового счета 04
2. Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.20.273 0.208.XX.660<5>
Увеличение забалансового счета 04
В части задолженности по ущербу и иным доходам:
1. Списана задолженность по ущербу имуществу в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.209.7X.660
Увеличение забалансового счета 04
2. Списана задолженность в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным по недостачам (с одновременным принятием ее на забаланс):
– денежных средств; 0.401.10.173 0.209.81.660
Увеличение забалансового счета 04
– иных финансовых активов (в т. ч. денежных документов) 0.401.10.173 0.209.82.660
Увеличение забалансового счета 04
3. Списана нереальная к взысканию задолженность по компенсации затрат с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.209.30.660
Увеличение забалансового счета 04
4. Списана нереальная к взысканию задолженность по суммам принудительного изъятия с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.209.40.660
Увеличение забалансового счета 04
5. Списана нереальная к взысканию задолженность по иным доходам с одновременным принятием ее на забаланс 0.401.10.173 0.209.83.660
Увеличение забалансового счета 04

Х – аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<4> Учтите, что Минфин России придерживается мнения о неправомерности предоставления бюджетными учреждениями займов.

<5> Эти проводки сделайте, если суммы задолженности не переведены на счет 0.209.30.000 «Расчеты по компенсации затрат».

Такой порядок установлен пунктами 94, 98, 102, 106, 110 Инструкции № 174н.

Если же задолженность так и не погасили, а срок возобновления процедуры взыскания истек, спишите задолженность и с забаланса (п. 339 Инструкции к Едином

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль