КОСГУ: компенсация на приобретение жилого помещения судье

30

Вопрос

В администрацию муниципального образования поступил исполнительный лист о взыскании с муниципального образования денежных средств для выплаты компенсации приобретения жилого помещения судье Арбитражного суда с последующей компенсацией этих средств из федерального бюджета. Какой КОСГУ 262 или 290?

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015«»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт


Расходы на выплату компенсации на приобретение жилого помещения судье Арбитражного суда на основании исполнительного листа с последующей компенсацией этих средств из федерального бюджета отражайте по подстатье КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Объясняется это тем, что в части расходов на исполнение обязательств на основании исполнительного листа применяют соответствующие группы, подгруппы и элементы видов расходов и статьи (подстатьи) КОСГУ.

Обоснование
 

Из рекомендации
Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ

В государственных (муниципальных) учреждениях все доходы и расходы распределяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов. Об этом сказано в статье 23.1 Бюджетного кодекса РФ, части 5 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разделе I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

КОСГУ группирует операции в зависимости от их экономического содержания и состоит из следующих групп:

100 – «Доходы»;

200 – «Расходы»;*

300 – «Поступление нефинансовых активов»;

400 – «Выбытие нефинансовых активов»;

500 – «Поступление финансовых активов»;

600 – «Выбытие финансовых активов»;

700 – «Увеличение обязательств»;

800 – «Уменьшение обязательств».

Из справочника

Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ 

Вид расходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы

Пособия по социальной помощи населению
<…> Подстатья 262 «Пособия по социальной помощи населению» * Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н;
Социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов*
<…>

Из Закона от 26.06.1992 № 3132-1

О статусе судей в Российской Федерации

Статья 19. Материальное обеспечение судей

3. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.* Судьи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания. В жилых помещениях, занимаемых судьями, во внеочередном порядке устанавливается телефон с оплатой по установленным тарифам.

В таком же порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях детям судей.

Из Федерального закона от 21.06.1995 № 91-ФЗ

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

15. В статью 19 внести следующие изменения и дополнения:

в) в пункте 3:

абзац первый после слов "в виде отдельной комнаты." изложить в следующей редакции: "Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.";*

из абзаца второго исключить слова "за счет средств местного бюджета";

абзац третий после слов "Во внеочередном порядке" дополнить словами "в течение трех месяцев";

Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 3, марта 2015

С казенного учреждения могут взыскать долги

М. В. Кристалинская,

юрист

С 2015 года задолженность по налоговым платежам казенного учреждения могут взыскать с лицевого счета во внесудебном порядке. В остальных случаях его средства по-прежнему дополнительно защищены законом. О порядке взыскания и об особенностях учета – в статье.

У бюджетных средств – иммунитет

Казенные учреждения в ходе своей деятельности принимают на себя различные обязательства, и в связи с этим у них может образоваться просроченная кредиторская задолженность.

Самые часто встречающиеся на практике причины ее появления:

нарушение сроков и порядка расчетов с физическими и юридическими лицами;

наложение штрафов за административные нарушения;

несоблюдение порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Чтобы восстановить права, кредиторы обращаются в суд, который может принять решение о выплате денег в пользу взыскателя. Причем, если судебное решение по каким-либо причинам будет учреждением не исполнено, суммы могут взыскать в принудительном порядке.

Обязательность исполнения судебных постановлений предусмотрена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. В статье 6 этого закона указано, что постановления, распоряжения и требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, физических, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

В свою очередь, условия и порядок исполнения судебных актов установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее – Закон об исполнительном производстве).

В настоящее время обязанность по принудительному исполнению судебных актов возложена на структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов.

Однако, чтобы не нарушать баланс доходов и расходов бюджета, для взыскания средств бюджетной системы разработан особый механизм. Так, статьей 239 Бюджетного кодекса РФ введен иммунитет бюджетов. Данным правовым режимом определено, что обращение взыскания на средства казенных учреждений происходит только на основании судебного акта. Причем такие полномочия возложены на Федеральное казначейство и его отделения, если в них открыты лицевые счета организаций, на денежные средства которых обращается взыскание.

Правила взыскания сумм

На сегодняшний день порядок, связанный с исполнением судебных актов по взысканию неисполненных денежных обязательств с казенных учреждений, регламентирован статьями 242.3242.4245.5 Бюджетного кодекса РФ.

В статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ установлены требования:

к исполнительным документам, принимаемым казначейством к исполнению;

к комплекту документов, направляемому в казначейство на исполнение;

к основаниям для возврата поступивших исполнительных документов взыскателю либо в суд.

Перечислим документы, принимаемые к исполнению: исполнительный лист, судебный приказ, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов. Иные исполнительные документы, предусмотренные перечнем Закона об исполнительном производстве, для взыскания средств с казенных учреждений не принимают. Исполнительный лист направляется судом по просьбе взыскателя либо им самим в орган Федерального казначейства или в финансовый орган по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов. При получении уведомления о поступлении исполнительного листа с приложением его копии и заявления взыскателя получатель бюджетных средств обязан в течение 10 дней указать источник образования задолженности и представить заявку на кассовый расход для списания соответствующих сумм.

Если средств по названному источнику недостаточно, должник обязан направить своему главному распорядителю заявку на выделение необходимых лимитов бюджетных обязательств, о чем он информирует орган Федерального казначейства. В свою очередь, главный распорядитель обязан в пределах трехмесячного срока перераспределить соответствующим образом бюджетные средства. › |

› | Если решение суда в срок не исполнено, это дает взыскателю право обратиться в суд с требованием о взыскании долга с главного распорядителя в порядке субсидиарной ответственности.

Если в течение установленного срока учреждение не исполняет требования, указанные в исполнительном документе, ОФК приостанавливает операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных подразделений, до момента устранения нарушения. Исключение – операции по исполнению судебных документов.

По истечении трехмесячного срока взыскатель имеет право требовать через суд компенсацию убытков по причине несвоевременного исполнения судебного акта (ст. 395 Гражданского кодекса РФ). В данном случае начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ либо индекса инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При невозможности взыскания средств с учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денег более трех месяцев либо когда счет открыт в Центральном банке РФ или кредитной организации, взыскание выполняется в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Нюансы взыскания в 2015 году

С этого года определен новый порядок взыскания налоговых платежей. А также окончательно поставлена точка в споре о том, принимать или нет отделениям Федерального казначейства судебные акты по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание средств с казенных учреждений.

Налоги

До 2015 года суммы задолженности по налогам взыскивали на основании судебного акта. Его направлял суд или сам взыскатель в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Но в связи с принятием федеральных законов от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ и от 4 октября 2014 г. № 286-ФЗ ситуация изменилась.

Теперь, если задолженность по налогам не превышает 5 млн руб., взыскание производят в установленном порядке на основании решения налогового, а не судебного органа.

При обращении в отделение, в котором у должника имеется лицевой счет, налоговики направляют решение о взыскании на бумаге или электронно. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает приказ об утверждении форм и порядка направления уведомления о неисполнении решения налогового органа о взыскании налога, а также порядок учета решений налоговых органов.

Административные штрафы

Взыскание сумм административных санкций с казенного учреждения происходит по правилам, предписанным главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. То есть исключительно на основании исполнительного листа или судебного приказа (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. № 02-01-09/62410, № 42-7.4-05/9.3-736).

При вынесении решения о наложении штрафа суды руководствуются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исполнительный лист на основании судебного акта по делу о привлечении к административной ответственности не выдают.

Принудительное исполнение происходит непосредственно на основании постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Законом об исполнительном производстве судебные решения, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к категории исполнительных документов.

В связи с тем что в бюджетном законодательстве взыскание на основании постановления не практикуется, от ведомств поступили дополнительные разъяснения. Согласно им, судебные решения по делам об административных правонарушениях, предусматривающие взыскание денежных средств с казенных учреждений, также должны быть приняты органом Федерального казначейства к исполнению (письмо Федерального казначейства от 1 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/9.3-725).

Если спор урегулирован

Законодательство содержит нормы, согласно которым можно урегулировать судебный спор, заключив мировое соглашение.

Учитывая обстоятельства дела, суд должен предложить сторонам использовать примирительные процедуры при наличии условий для примирения сторон (п. 1, 2 ст. 138 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При этом мировое соглашение может быть заключено по любому делу (п. 2 ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Стороны прекращают судебный спор (полностью или частично) и на основании добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.

Мировое соглашение оформляют в письменном виде и устанавливают в нем новые права и обязанности. Документ должен содержать сведения об условиях, размере и сроках исполнения обязательств одной стороной перед другой. Такое соглашение заключают на любой стадии процесса или при исполнении судебного акта.

Если взаимные уступки сторон, по мнению суда, неравноценны, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в утверждении соглашения ( п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50).

Однако принять на основании мирового соглашения бюджетное обязательство и исполнить его учреждение вправе только в пределах утвержденных лимитов ( письмо Минфина России от 13 ноября 2014 г. № 02-03-07/57553).

Особенности учета

Расходы казенных учреждений на оплату обязательств учитывают по соответствующим статьям КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). При этом издержки на уплату госпошлины относят на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Исполнение судебных актов отражают в порядке, определенном описанием вида расходов 831 «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений».

Следует учитывать, что в части расходов на исполнение самих обязательств применяют соответствующие группы, подгруппы и элементы видов расходов. › |*

› | Сумму задолженности по заработной плате, которая подлежит выплате на основании исполнительного документа, следует отражать по виду расхода 111 «Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию».

А уплату штрафов и сборов, наложенных актами уполномоченных органов, отражают по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей».

При погашении сумм в учете дебетуют счета:

302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» – по кредиторской задолженности;*

303 05 «Расчеты по платежам в бюджеты» – по госпошлине.

Важно запомнить
При нарушении мирового соглашения суммы с учреждения могут быть взысканы в принудительном порядке.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль