• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Проверки и контроль
  • » Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

1429

Вопрос

Мы являемся федеральным государственным учреждением и не можем провести уничтожение первичных бухгалтерских документов до проведения налоговой проверки. срок хранения документов истек, проверок не было и не планируется. Можно ли уничтожить документы или н

Ответ

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Согласно п. 148 и 150 Перечня типовых управленческих документов, обра­зующихся в деятельности организации, с указанием срока хранения (далее - Перечень типовых документов), утвержденного Росархивом 06.10.2000, первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и являющиеся основанием для бухгалтерских записей, а также бухгалтерские учетные регистры хранятся пять лет. В силу п. 2.9 Указаний по применению Перечня типовых доку­ментов срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следую­щего за годом окончания их делопроизводством.

Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность организаций в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществле­ние расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Налоговое законодательство содержит и иные специальные сроки, в тече­ние которых должны храниться первичные документы, подтверждающие произведенные расходы. Так, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогопла­тельщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока уменьшения налоговой базы текущего нало­гового периода на суммы ранее понесенных убытков.

Если налогоплательщик уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков в течение срока, превышающего четыре года, то с этого момента хранение первичных документов уже не определяется подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. В этом случае налогоплательщик имеет право уничтожить пер­вичные документы после того, как окончательно спишет убытки. Поскольку налогоплательщик вправе переносить убыток на будущее в течение десяти лет (п. 2 ст. 283 НК РФ), следующих за тем налоговым периодом, в котором он получен, то и указанные документы должны храниться не менее 10 лет.

В судебной практике по-разному оценивается факт отсутствия у налогопла­тельщика документов, подтверждающих расходы, с истекшим сроком хра­нения. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2005 № А79-1613/2005 сделан вывод, что первичные учетные документы должны иметься у налогоплательщика прежде всего в период составления налого­вой декларации. Отсутствие указанных документов на момент налоговой проверки не является безусловным основанием для вывода об отсутствии документального обоснования понесенных расходов. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 № А56-10982/04 указано, что у нало­гоплательщика не было обязанности хранить первичные документы более предусмотренного ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока.

Кроме того, суды неоднократно признавали, что отсутствие у налогопла­тельщика подтверждающих документов, уничтоженных в связи с истече­нием сроков хранения, не дает налоговым органам права признавать рас­ходы документально не подтвержденными. Это признано, в частности, решениями Арбитражного суда г. Москвы от 12, 13 июля 2006 г. № А40-12723/06-90-78, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2005 № Ф04-7029/2005(15574-А70-33).

Однако ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.04.2005 № А56-13450/04 отметил, что включение налогоплательщиком в состав внереализационных расходов в качестве убытка прошлых лет стоимости объекта незавершенного капитального строительства, а также затрат на составление эскизного проекта при отсутствии документов по данному объекту, так как срок их хранения истек, необоснованно. Суд прямо ука­зал, что налогоплательщик обязан сохранять все документы, относящиеся к расходам. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-02/84: при реализации имущества расходы на его при­обретение не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, если отсутствуют первичные документы по его приобретению, независимо от сроков хранения таких документов.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: и на основании норм налогового законодательства, и законодательства о бух­галтерском учете у учреждения отсутствует обязанность представлять пер­вичные документы, срок хранения по которым истек (проверяющим необхо­димо представить акт об уничтожении документов). Хранение документов свыше установленного законом срока является правом налогоплательщика, а не обязанностью. Привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, срок хранения которых к моменту направле­ния требования истек, неправомерно. Следовательно, документы с истек­шим сроком хранения могут быть уничтожены.

Вместе с тем определенный налоговый риск все же существует. Налоговые органы могут признать любые затраты, подкрепленные документами, состав­ленными с нарушениями, либо не подкрепленные первичными документами вообще, документально не подтвержденными. При наличии в судебной прак­тике различных точек зрения на обязанность налогоплательщика сохранять документы, подтверждающие расходы, предугадать исход возможного спора с налоговыми органами на данном этапе не представляется возможным. Учреждение должно быть готово отстаивать свою позицию в суде.

В случае признания судом совершения налогового правонарушения преду­смотрена следующая ответственность:

  • грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообло­жения, выразившееся в отсутствии первичных документов и в систе­матическом неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, повлекшее занижение нало­говой базы по налогу на прибыль, - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК);
  • непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для осуществления налогового контроля, - штраф в размере 50 руб. за каждый непред­ставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • неполная уплата налога на прибыль в результате занижения нало­говой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

В целях минимизации налоговых рисков учреждением может быть принято решение о сохранении всех документов, подтверждающих понесенные рас­ходы, как минимум до окончания проведения налоговой проверки.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×