Могут ли платные услуги бюджетной организации считаться целевыми поступлениями?

1822

Вопрос

Могут ли платные услуги бюджетной организации считаться целевыми поступлениями?

Ответ

Ответ: Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, необходимо понять, в каких целях он задается – в целях применения бюджетного законодательства или в целях применения налогового законодательства.

Что касается бюджетного законодательства, то средства, получаемые бюджетным учреждением от оказания им платных услуг, являются целевыми поступлениями.

В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов. При составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении они включаются в состав доходов бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

С 1 января 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ). Согласно п. 5 ст. 5 данного Закона изложена в новой редакции ст. 298 ГК РФ, регламентирующая распоряжение имуществом учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ с 1 января 2011 г. казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

До дня вступления в силу Закона № 83-ФЗ применяются переходные положения в соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 11 ст. 5 Закона № 63-ФЗ бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие возмещение арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденная в установленном финансовым органом порядке, определяет объемы поступления средств от приносящей доход деятельности с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджетов и направлений использования этих средств по кодам классификации расходов бюджетов, а также изменений остатка средств на счетах.

Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением от оказания им платных услуг, являются доходами бюджета, а не учреждения. Оно вправе их расходовать только на определенные цели, установленные в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Следовательно, указанные средства являются для бюджетного учреждения целевыми.

В то же время в целях исчисления налогов, в частности, налога на прибыль следует руководствоваться нормами НК РФ.

Целевые поступления, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (НКО);
  • поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 НК РФ. В целях главы 25 НК РФ доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Исходя из приведенных норм НК РФ, доходы от оказания платных услуг в целях налогообложения не являются средствами целевого финансирования, целевыми поступлениями. Аналогичный вывод содержится в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98.

Таким образом, средства от оказания платных услуг могут считаться целевыми только после уплаты налогов, установленных налоговым законодательством.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль