• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Орган местного самоуправления заключил договор продажи имущества казны физическому лицу. В соответствии с законодательством, при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну

Орган местного самоуправления заключил договор продажи имущества казны физическому лицу. В соответствии с законодательством, при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну

2470

Вопрос

Орган местного самоуправления заключил договор продажи имущества казны физическому лицу. В соответствии с законодательством, при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну

Ответ

Ответ: На основании ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. При этом из числа налогоплательщиков не исключаются органы, входящие в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (письма Минфина России от 07.12.2007 № 03-07-11/616, от 30.11.2007 № 03-03-04/7, от 24.08.2007 № 03-07-15/122).

Анализируя нормы ст. 146 НК РФ, специалисты уполномоченных органов неизменно приходят к выводу, что операции по реализации муниципаль­ного имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образова­ния, подлежат обложению НДС.

По общему правилу в подобных ситуациях НДС уплачивается в феде­ральный бюджет налоговыми агентами - покупателями муниципального имущества. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Исключение из данного правила предусмотрено только в случае реализации муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Анализ положений ст. 24, 143, 146 НК РФ показывает, что такие лица не могут исполнять обязанности налогового агента. В то же время в рассматриваемой ситуации у уполномоченного органа местного самоуправления также не будет оснований для определения суммы НДС расчетным методом в соответствии с положениями п. 4 ст. 164 и п. 3 ст. 161 НК РФ. Иными словами, такой орган не может выполнять для себя обязанности налогового агента.

Таким образом, вопрос о порядке уплаты НДС в рассматриваемой ситуации налоговым законодательством прямо не урегулирован. В этой связи уполномоченные органы указывают, что при реализации на территории РФ муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества (см., например, письма Минфина России от 19.08.2009 № 03-07-14/88, от 24.07.2009 № 03-07-11/179, от 23.07.2009 № 03-07-11/175, от 28.01.2009 № 03-07-11/21, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@).

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ цена договора устанавливается соглашением сторон. Дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, НДС в данном случае выступает в качестве ценообразующего фактора – реализация имущества производится по ценам, увеличенным на сумму НДС.

Приведенные выше положения гражданского и налогового законодательства определяют и порядок организации бюджетного учета в рассматриваемой ситуации.

В Инструкции № 157н предусмотрена необходимость четкого разграничения хозяйственных операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности. Требование по ведению раздельного учета “собственных” средств органа местного самоуправления и средств, поступающих в его временное распоряжение, обусловлено особенностями правового режима их формирования и использования.

Так, под суммами, поступающими во временное распоряжение, понимаются средства, подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению (п. 267 Инструкции № 157н, письмо Банка России от 25.11.2010 № 156-Т). Иными словами, правовой режим подобных средств изначально не предполагает возможность погашения за счет них каких-либо обязательств органа местного самоуправления. При поступлении на  соответствующие лицевые счета средств во временном распоряжении у получателя бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством не возникает права на их использование. Более того, до наступления определенных условий неизвестен и получатель этих средств.

В то же время, как было указано выше, реализация имущества произво­дится по ценам, увеличенным на сумму НДС. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о нало­гах и сборах. При этом положения гл. 21 "Налог на добавленную стои­мость" НК РФ, по сути, предполагают, что НДС уплачивается налогопла­тельщиком (налоговым агентом) за счет средств, право распоряжения которыми им принадлежит.

Учет доходов, предназначенных для уплаты НДС, в составе средств, поступающих во временное распоряжение органа местного само­управления, не в полной мере соответствует принципу раздельного учета, предусмотренному применяемой в настоящее время методоло­гией бюджетного учета.

Однако и применение каких-либо санкций со стороны контролирующих органов в данном случае представляется маловероятным. Так, сущест­вующий в рассматриваемой ситуации порядок расчетов обеспечивает главное - обязанность по уплате налога безусловно будет считаться исполненной, так как перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ осуществляется с лицевого счета (счета), открытого органу местного самоуправления (подп. 1, 2 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Обоснованность приведенной выше позиции недвусмысленно подтвер­ждается и положениями Инструкции по применению Плана счетов бюд­жетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н). В частности, из положений пп. 104, 120 Инструкции № 162н во взаимосвязи с положениями пп. 32, 33, 102 Инструкции № 162н следует, что начисление НДС налогоплательщиками осуществляется путем уменьшения соответствующих доходов, отражен­ных в учете органа местного самоуправления.

А согласно приложению № 2 к Инструкции № 162н при формировании номера счета бюджетного учета 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в части операций налогоплательщиков исполь­зуются только соответствующие коды доходов бюджетов.

Инструкцией № 162н предусмотрено ограниченное число бухгалтерских записей, которые могут применяться субъектами учета при отражении хозяйственных операций, осуществляемых со средствами, поступающими во временное распоряжение. Такой порядок напрямую связан с особенностями правового режима формирования и использования данных средств.

В частности, при осуществлении безналичных расчетов в рамках дея­тельности со средствами, поступающими во временное распоряжение, могут применяться только две бухгалтерские записи, предусмотренные пп. 45, 106 Инструкции № 162н (см. также корреспонденции № 131, 132 раздела I "Корреспонденция счетов бюджетного учета в учреждении" приложения № 1 к Инструкции № 162н).

Как было указано выше, рассматриваемые хозяйственные операции по своему экономическому содержанию существенно отличаются от опе­раций, которые в соответствии с инструкциями № 157н и № 162н учиты­ваются в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 3 "Средства во временном распоряжении". В связи с этим в данном случае органу местного самоуправления целесообразно организовать обособленный учет таких операций, например, путем ведения учета на счете 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в разрезе определенных аналитических показателей:

  • "НДС к уплате";
  • "Средства во временном распоряжении".

Подобный порядок организации бюджетного учета позволит также использовать бухгалтерские регистры и в целях налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Далее рассмотрим бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете органа местного самоуправления (при условии, что он наделен полномочиями по администрированию доходов от реализации активов):

  • начислен доход от реализации имущества казны (по цене реали­зации за вычетом НДС):

Дебет КДБ 1205 70 560 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны")

Кредит КДБ 1 401 10 172;

  • учтена задолженность покупателя по перечислению на лицевой счет (счет) органа местного самоуправления суммы НДС:

Дебет КДБ 1205 70 560 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны')

Кредит КДБ 1 303 05 730 (счет аналитического учета "НДС, подлежащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение");

  • администратором доходов бюджета отражена сумма доходов от реализации имущества казны:

Дебет КДБ 1 210 02 400

Кредит КДБ 1205 70 660 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны');

  • на лицевой счет (счет) органа местного самоуправления посту­пили денежные средства, предназначенные для уплаты НДС:

Дебет КИФ 3 201 11 510 (КИФ 3 201 21 510)

Кредит гКБК 3 304 01 730 (счет аналитического учета "НДС к уплате");

  • отражено погашение задолженности покупателя по перечис­лению суммы НДС:

Дебет КДБ 1303 05 830 (счет аналитического учета "НДС, подле­жащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение')

КредитКДБ 1205 70 660 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны');

  • НДС перечислен в доход бюджета:

Дебет гКБК3 304 01830 (счет аналитического учета "НДС к уплате")Кредит КИФ 3 201 11 610 (КИФ 3 201 21 610).

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль