Как учредитель должен контролировать доходы по приносящей доход деятельности государственного бюджетного учреждения?

3160

Вопрос

Как учредитель должен контролировать доходы по приносящей доход деятельности государственного бюджетного учреждения?

Ответ

Ответ: В соответствии с основными принципами осуществляемой с 01.01.2011 согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ реформы организационно-правовых форм и порядка финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений таким учреждениям, реорганизованным в государственные (муниципальные) бюджетные учреждения или в государственные (муниципальные) автономные учреждения, предоставлена самостоятельность в использовании получаемых ими средств от осуществления приносящей доход деятельности.

В связи с этим, государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения после завершения процедур формирования их организационно-правовых форм и порядка их финансового обеспечения (в т.ч. в виде бюджетных субсидий) перестают являться «получателями бюджетных средств» и, следовательно, не могут выполнять функции администраторов доходов соответствующего бюджета.

Поэтому такие учреждения самостоятельно распоряжаются денежными средствами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности (при условии уплаты в бюджет установленных действующим законодательством РФ налогов и сборов), и не обязаны представлять вышестоящим органам (учредителям) бухгалтерскую отчетность, установленную для администраторов доходов бюджетов.

Вместе с тем, являясь учредителями таких учреждений, вышестоящие органы исполнительной власти заинтересованы в организации контроля как за финансово-хозяйственной деятельностью созданных ими учреждений в целом, так и за полнотой и своевременностью получения ими денежных средств от осуществления приносящей доход деятельности в частности.

С учетом вступивших в действие с 1 января 2011 года требований действующего законодательства такой контроль должен быть организован по следующим направлениям и в следующих формах:

  • В части формирования цен и тарифов на работы и услуги учреждения

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, кроме всего прочего, должно содержать информацию о предельных ценах (тарифах) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ. Таким образом, если платные услуги оказываются в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, то размеры цен (тарифов) на такие услуги не могут превышать установленные вышестоящим органом ограничения.

Контролировать соблюдение учреждениями указанных выше требований их учредитель может путем анализа отчетности о выполнении учреждениями доведенных до них государственных (муниципальных) заданий.

  • В части обеспечения самоокупаемости приносящей доход деятельности учреждения

Согласно изменениям, внесенным приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в систему бухгалтерского учета санкционирования расходов учреждения право на расходование полученных бюджетными и автономными учреждениями субсидий, а также их выручки от осуществления приносящей доход деятельности, определяется показателями утвержденных ими смет доходов и расходов, а также фактическим поступлением соответствующих субсидий и доходов

Поэтому в Планы счетов бюджетных и автономных учреждений введены новые счета бухгалтерского учета, с помощью которых осуществляется увязка расходов таких учреждений как с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, так и с размерами фактически полученных доходов. Таким счетами, в частности, являются:

    • 504 00 «Сметные (плановые) назначения», на котором отражаются включенные в смету доходов и расходов расходные показатели, право использования которых возникает только после утверждения данной сметы;
    • 506 00 «Право на принятие обязательств», который применяется для отражения в бухгалтерском учете операций по возникновению прав на осуществление расходов по приносящей доход деятельности (после утверждения сметы), показатели которого должны быть увязаны с соответствующими доходными и расходными сметными показателями (Дт 507 00 / Кт 504 00, Дт 504 00 / Кт 506 00);
    • 507 00 «Утвержденный объем финансового обеспечения», который определяет, в частности, объем доходов, утвержденный сметой доходов и расходов;
    • 508 00 «Получено финансового обеспечения», на котором отражаются фактически полученные учреждением доходы, в т.ч. и в рамках осуществления приносящей доход деятельности (Дт 508 00 / Кт 507 00).

Таким образом, кредитовые балансовые остатки по счету 504 00 «Сметные (плановые) назначения» свидетельствуют либо о планируемом превышении фактических доходов над сметными назначениями (т.е. о неполном планировании показателей использования таких доходов), либо о неутверждении (исключении) из сметы доходов и расходов отдельных расходных показателей. Дебетовые же остатки по счету 504 00 свидетельствуют о некачественном финансовом планировании в учреждении, т.е. о превышении расходов по смете над ее доходными показателями.

Сопоставлением же балансовых остатков по счетам 507 00 и 508 00 можно контролировать состояние фактического выполнения сметы по доходам.

Контролировать указанные выше показатели вышестоящий орган (учредитель) может в процессе осуществления финансовых ревизий и проверок учреждений, а после утверждения Минфином РФ соответствующих форм бухгалтерской отчетности о санкционировании расходов учреждений – путем анализа такой отчетности.

  • В части обеспечения сохранности недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения

В соответствии с новым порядком организации финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений они ограничены в использовании закрепленного за ними недвижимого и особо ценного движимого имущества (Перечни особо ценного движимого имущества должны быть разработаны вышестоящими органами исполнительной власти (учредителями) и доведены до соответствующих учреждений).

Поэтому вышестоящие органы обязаны организовать контроль за поступлением и выбытием указанного выше имущества, как закупленного за счет перечисленных учреждениям бюджетных субсидий, так и полученного учреждениями безвозмездно (в виде материальной помощи, по результатам инвентаризации и т.п.).

Контроль за поступлением и выбытием указанного выше имущества организуется в форме анализа показателей бухгалтерской отчетности учреждений, а также при государственной регистрации такого имущества (если такая регистрация предусмотрена действующим законодательством) и включении его в реестры государственного имущества.

Отвечает: И.Ю. Гарнов, эксперт по бюджетному учету, генеральный директор аудиторской компании "Интера"

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×