• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В соответствии с налоговым законодательством при реализации на территории РФ физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, имущества, составляющего муниципальную казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местног

В соответствии с налоговым законодательством при реализации на территории РФ физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, имущества, составляющего муниципальную казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местног

1801

Вопрос

В соответствии с налоговым законодательством при реализации на территории РФ физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, имущества, составляющего муниципальную казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местног

Ответ

Ответ: На основании ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. При этом из числа налогоплательщиков не исключаются органы, входящие в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (письма Минфина России от 07.12.2007 № 03-07-11/616, от 30.11.2007 № 03-03-04/7, от 24.08.2007 № 03-07-15/122).

Анализируя нормы ст. 146 НК РФ, специалисты уполномоченных органов неизменно приходят к выводу, что операции по реализации муниципаль­ного имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образова­ния, подлежат обложению НДС.

По общему правилу в подобных ситуациях НДС уплачивается в феде­ральный бюджет налоговыми агентами - покупателями муниципального

В то же время, как было указано выше, реализация имущества произво­дится по ценам, увеличенным на сумму НДС. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о нало­гах и сборах. При этом положения гл. 21 "Налог на добавленную стои­мость" НК РФ, по сути, предполагают, что НДС уплачивается налогопла­тельщиком (налоговым агентом) за счет средств, право распоряжения которыми им принадлежит.

Учет доходов, предназначенных для уплаты НДС, в составе средств, поступающих во временное распоряжение органа местного само­управления, не в полной мере соответствует принципу раздельного учета, предусмотренному применяемой в настоящее время методоло­гией бюджетного учета.

Однако и применение каких-либо санкций со стороны контролирующих органов в данном случае представляется маловероятным. Так, сущест­вующий в рассматриваемой ситуации порядок расчетов обеспечивает главное - обязанность по уплате налога безусловно будет считаться исполненной, так как перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ осуществляется с лицевого счета (счета), открытого органу местного самоуправления (подп. 1, 2 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Обоснованность приведенной выше позиции недвусмысленно подтвер­ждается и положениями Инструкции по применению Плана счетов бюд­жетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н). В частности, из положений пп. 104, 120 Инструкции № 162н во взаимосвязи с положениями пп. 32, 33, 102 Инструкции № 162н следует, что начисление НДС налогоплательщиками осуществляется путем уменьшения соответствующих доходов, отражен­ных в учете органа местного самоуправления.

А согласно приложению № 2 к Инструкции № 162н при формировании номера счета бюджетного учета 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в части операций налогоплательщиков исполь­зуются только соответствующие коды доходов бюджетов.

Инструкцией № 162н предусмотрено ограниченное число бухгалтерских записей, которые могут применяться субъектами учета при отражении хозяйственных операций, осуществляемых со средствами, поступающими во временное распоряжение. Такой порядок напрямую связан с особенностями правового режима формирования и использования данных средств.

В частности, при осуществлении безналичных расчетов в рамках дея­тельности со средствами, поступающими во временное распоряжение, могут применяться только две бухгалтерские записи, предусмотренные пп. 45, 106 Инструкции № 162н (см. также корреспонденции № 131, 132 раздела I "Корреспонденция счетов бюджетного учета в учреждении" приложения № 1 к Инструкции № 162н).

Как было указано выше, рассматриваемые хозяйственные операции по своему экономическому содержанию существенно отличаются от опе­раций, которые в соответствии с инструкциями № 157н и № 162н учиты­ваются в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 3 "Средства во временном распоряжении". В связи с этим в данном случае органу местного самоуправления целесообразно организовать обособленный учет таких операций, например, путем ведения учета на счете 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в разрезе определенных аналитических показателей:

  • "НДС к уплате";
  • "Средства во временном распоряжении".

Подобный порядок организации бюджетного учета позволит также использовать бухгалтерские регистры и в целях налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Далее рассмотрим бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете органа местного самоуправления (при условии, что он наделен полномочиями по администрированию доходов от реализации активов):

  • начислен доход от реализации имущества казны (по цене реали­зации за вычетом НДС):

Дебет КДБ 1205 70 560 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны")

Кредит КДБ 1 401 10 172;

  • учтена задолженность покупателя по перечислению на лицевой счет (счет) органа местного самоуправления суммы НДС:

Дебет КДБ 1205 70 560 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны')

Кредит КДБ 1 303 05 730 (счет аналитического учета "НДС, подлежащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение");

  • администратором доходов бюджета отражена сумма доходов от реализации имущества казны:

Дебет КДБ 1 210 02 400

Кредит КДБ 1205 70 660 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны');

  • на лицевой счет (счет) органа местного самоуправления посту­пили денежные средства, предназначенные для уплаты НДС:

Дебет КИФ 3 201 11 510 (КИФ 3 201 21 510)

Кредит гКБК 3 304 01 730 (счет аналитического учета "НДС к уплате");

  • отражено погашение задолженности покупателя по перечис­лению суммы НДС:

Дебет КДБ 1303 05 830 (счет аналитического учета "НДС, подле­жащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение')

Кредит КДБ 1205 70 660 (счет аналитического учета "Реализация имущества казны');

  • НДС перечислен в доход бюджета:

Дебет гКБК 3 304 01830 (счет аналитического учета "НДС к уплате")

Кредит КИФ 3 201 11 610 (КИФ 3 201 21610).

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×