• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Медицинский работник согласно приказу руководителя направляется в командировку для участия в медицинском освидетельствовании граждан, в течение которой ему выплачиваются средний заработок и командировочные расходы. Сотрудник работает в системе обязательно

Медицинский работник согласно приказу руководителя направляется в командировку для участия в медицинском освидетельствовании граждан, в течение которой ему выплачиваются средний заработок и командировочные расходы. Сотрудник работает в системе обязательно

1527

Вопрос

Медицинский работник согласно приказу руководителя направляется в командировку для участия в медицинском освидетельствовании граждан, в течение которой ему выплачиваются средний заработок и командировочные расходы. Сотрудник работает в системе обязательно

Ответ

Ответ: Суммы компенсаций, поступающие в рассматриваемой ситуации меди­цинскому учреждению от военного комиссариата, могут учитываться в качестве восстановления конкретных кассовых расходов, произведен­ных ранее за счет средств обязательного медицинского страхования (иных средств). Поясним более подробно.

В настоящее время денежные средства, поступающие в учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, вне рамок операций, связанных с исполнением бюджетных смет, в зависимости от содержа­ния конкретных хозяйственных операций могут учитываться как в составе доходов, так и в качестве восстановления расходов, произведенных ранее.

К сожалению, действующие в настоящее время правовые акты не содер­жат определений таких понятий, как "восстановление расходов государ­ственного (муниципального) учреждения", "доходы государственного (муниципального) учреждения".

Из отдельных разъяснений специалистов финансового ведомства (см. письмо Минфина России от 26.10.2006 № 02-14-10а/2851), а также из содержания комментариев независимых экспертов следует: для того чтобы кассовая выплата была восстановлена в установленном порядке денежные средства вовсе не обязательно должны поступить от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была про­изведена. Главное, чтобы учреждение располагало документами, позво­ляющими соотнести конкретные поступления с вполне определенными расходами.

В свою очередь, под доходами государственного (муниципального) учре­ждения, как правило, понимается увеличение экономических выгод (потенциала) в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, за исключением уве­личения активов, связанного с вложениями собственников (уполномо­ченных органов).

Далее постараемся оценить экономическое содержание хозяйственных операций, связанных с расчетами между медицинскими учреждениями и военными комиссариатами при привлечении медицинских работников для участия в медицинском освидетельствовании граждан.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей в случаях, если в соответствии с законодательством эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом за время исполнения этих обязанностей госу­дарственный орган, который привлек работника к исполнению государ­ственных обязанностей, выплачивает работнику компенсацию в раз­мере, определенном нормативными правовыми актами РФ.

В то же время порядок выплаты компенсации, предусмотренной ст. 170 ТК РФ, в отдельных случаях может предполагать, что государственный орган компенсирует расходы не привлеченному им к исполнению опреде­ленных обязанностей гражданину, а организации, которая предвари­тельно производит выплаты этому гражданину (своему работнику).

Именно такой порядок выплаты компенсаций в случае привлечения медицинских работников для участия в медицинском освидетельство­вании граждан в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) установлен в п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ и подп. 3 п. 2, пп. 4, 5 «Правил компенсации расходов, понесенных организа­циями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила № 704).

Обоснованность применения подобного подхода подтверждается содержанием абз. 5 ст. 6 БК РФ, п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", ст. 41 НК РФ, пар. 7 Международного стан­дарта финансовой отчетности для общественного сектора (IPSAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

При этом из положений пп. 1, 6 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ и п. 3 Правил № 704 недвусмысленно следует, что расходные обязательства по выплате компенсаций в таких случаях возникают именно у военных комиссариатов по факту привлечения граждан к исполнению определен­ных обязанностей и осуществления этими гражданами определенных расходов, а медицинские учреждения в подобных ситуациях осущест­вляют, по сути, специфические посреднические функции.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Российская Федерация гарантирует перечисление сумм компенсаций за счет средств федераль­ного бюджета через военные комиссариаты при предоставлении опреде­ленных документов (выставлении счетов). Иными словами, поступление суммы компенсаций можно рассматривать в качестве погашения деби­торской задолженности, возникшей по факту привлечения граждан к исполнению государственных обязанностей и осуществления ими опре­деленных расходов, и отражать в учете в качестве восстановления опре­деленных кассовых выплат.

Подобный подход применяется и при организации бюджетного учета сходных по экономическому содержанию операций - при осуществлении учреждением расходов в счет уменьшения задолженности перед Фондом социального страхования РФ. Единственное отличие - у медицинских организаций в рассматриваемой ситуации нет каких-либо обязательств перед военными комиссариатами, объем которых может быть уменьшен на сумму причитающихся им компенсаций.

Таким образом, согласно положениям Инструкции № 162н в рассматри­ваемой ситуации в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

  • начисление выплат на основании приказов, авансовых отчетов и иных документов (с одновременным выставлением счетов военным комиссариатам):

Дебет КРБ 0 303 05 830

Кредит КРБ 0 302 00 730 (0 208 00 660);

  • перечисление в безналичном порядке задолженности по выплате компенсаций сотрудникам (перерасходов по соответствующим авансовым отчетам) с одновременным отражением увеличения по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по соответствующим кодам бюджетной классификации:

Дебет КРБ 0 302 00 830 (0 208 00 560)

Кредит КИФ 0 201 11 610 (0 201 21 610);

  • поступление сумм компенсаций на лицевой счет (счет) медицин­ского учреждения с одновременным отражением уменьшения по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по соответствующим кодам бюджетной классифи­кации:

Дебет КИФ 0 201 11 510 (0 201 21 510)

Кредит КРБ 0 303 05 730.

Обоснованность применения приведенной выше позиции подтвержда­ется также содержанием разъяснений специалистов уполномоченных органов (см. письмо Федерального казначейства 26.04.2006 № 42-7.1­15/5.1-192 "О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 01.12.2004 № 704").

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×