• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В 2009 г. учреждение заключило государственный контракт по строительству административного здания. По условиям контракта исполнителю в 2010-2011 гг. предъявлялись неустойки (штрафы, пени) за неисполнение подрядчиком обязательств по контракту. Суммы неусто

В 2009 г. учреждение заключило государственный контракт по строительству административного здания. По условиям контракта исполнителю в 2010-2011 гг. предъявлялись неустойки (штрафы, пени) за неисполнение подрядчиком обязательств по контракту. Суммы неусто

10062

Вопрос

В 2009 г. учреждение заключило государственный контракт по строительству административного здания. По условиям контракта исполнителю в 2010-2011 гг. предъявлялись неустойки (штрафы, пени) за неисполнение подрядчиком обязательств по контракту. Суммы неусто

Ответ

6Ответ: Действительно, из содержания письма ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19716 следует, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик дол­жен произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). При этом заключение заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком) дополнительного соглаше­ния к контракту, предусматривающего изменение сроков и (или) размера цены контракта, рассматривается в качестве нарушения требований дей­ствующего законодательства.

Как видим, специалисты ФАС России исключают возможность измене­ния цены государственного контракта в случае предъявления штрафных санкций подрядчикам. Следовательно, объем бюджетных (денежных) обязательств учреждения по оплате строительных работ в рассматри­ваемой ситуации также не изменяется и будет определяться исходя из цены контракта (объемов выполненных работ, подтвержденных актами) (ст. 307, п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 6 БК РФ).

В то же время в данном случае в соответствии с условиями государ­ственного контракта у подрядчика возникают обязательства по уплате заказчику суммы неустойки (штрафа, пени) (ст. ст. 329-331 ГК РФ).

Таким образом, в письме ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19716 госу­дарственным (муниципальным) заказчикам, по сути, предлагается осу­ществлять частичное прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ).

Для зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования, достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ). Однако совсем не очевидно, что в рассматриваемом случае речь идет именно об однородных требованиях и, следовательно, контрагент учреждения, может успешно обжаловать в суде односторонние действия вашей организации по удержанию суммы неустойки (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2011 № Ф01-1405/11 по делу № А43-9007/2010).

Одной из основ исполнения бюджетов является осуществление кассо­вого обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством (иным уполномоченным органом) (ст. 215.1 БК РФ). Учет операций по исполнению бюджета, осущест­вляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Феде­ральном казначействе или соответствующем финансовом органе (ст. 220.1 БК РФ).

Основываясь на приведенных выше и иных нормах бюджетного законо­дательства, специалисты финансового ведомства неоднократно указы­вали, что получатели бюджетных средств при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное, предусматривать исполнение денеж­ного обязательства, возникшего у стороны договора (контракта), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств.

Следовательно, применение порядка расчетов, рекомендованного спе­циалистами ФАС России, может рассматриваться отдельными органами финансового контроля в качестве нарушения бюджетного законодатель­ства.

Гражданское законодательство не содержит запрета на применение государственными (муниципальными) учреждениями такого способа прекращения обязательств, как взаимозачеты. Подобная практика регулярно применяется в отдельных публично-правовых образова­ниях (см. постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 № 03АП-3840/2008, правительства Оренбургской области от 30.04.2009 № 191-п "Об организации работы с кредиторской задол­женностью государственных бюджетных учреждений, подведомствен­ных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области").

Если в рассматриваемой ситуации должностными лицами учреждения все-таки принято решение о частичном прекращении обязательства зачетом встречного однородного требования, то необходимо руковод­ствоваться положениями п. 102 Инструкции № 162н.

К сожалению, данная норма не предусматривает корреспонденции для отражения хозяйственных операций по направлению сумм, на которые уменьшаются обязательства перед контрагентами, на погашение их задолженности перед организацией в рамках расчетов по доходам. Вме­сте с тем в п. 102 Инструкции № 162н перечислены сходные по экономи­ческому содержанию хозяйственные операции: зачет обязательств по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказан­ным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты; зачет субсидий, субвенций предоставленных автономным учреждениям, бюд­жетам соответствующих публично-правовых образований согласно отчету о произведенных расходах.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации вполне обоснованным представляется отражение уменьшения задолженности подрядчика по доходам бухгалтерской записью:

Дебет КРБ 1 302 31 830

Кредит КДБ 1 205 41 660.

Во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля применение приведенной выше бухгалтерской записи может быть согласовано, например, с главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции № 162н). В то же время нельзя исключать, что отсутствие в Инструкции № 162н приведенной выше корреспондентке ции будет трактоваться главным распорядителем бюджетных средств как доказательство несоответствия рассматриваемой хозяйственной операции требованиям бюджетного законодательства.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в учете учреждения (госу­дарственного заказчика) в рамках бюджетной деятельности могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

  • перечислен аванс подрядчику:

Дебет КРБ 1 206 31 560

Кредит КРБ 1 304 05 310;

  • начислены неустойки (штрафы, пени);

Дебет КДБ 1 205 41 560

Кредит КДБ 1 401 10 140;

  • на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) и Акта о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) приняты выполненные строительные работы:

Дебет КРБ 1 106 11 310

Кредит КРБ 1 302 31 730

  • зачет обязательств по выполненным работам в счет перечис­ленной ранее предварительной оплаты:

Дебет КРБ 1 302 31 830

Кредит КРБ 1 206 31 660;

  • погашена задолженность перед подрядчиком (стоимость выпол­ненных работ, уменьшенная на величину перечисленного ранее аванса и удержанной неустойки):

Дебет КРБ 1 302 31 830

Кредит КРБ 1 304 05 310;

  • сумма удержанной неустойки зачислена в доход бюджета:

Дебет КДБ 1 210 02 140

Кредит КРБ 1 304 05 310.

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

__________________________________

Узнать подробнее о заключении муниципального контракта и порядке заключения государственного контракта можно на портале pro-goszakaz.ru.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль