• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В настоящее время в нашем учреждении Магаданстат проводится проверка МТУ Росфиннадзора в Магаданской области. Проверяющий пишет нам нарушение методики ведения учета основных средств, поступивших к нам по централизованному снабжению, основываясь на инструк

В настоящее время в нашем учреждении Магаданстат проводится проверка МТУ Росфиннадзора в Магаданской области. Проверяющий пишет нам нарушение методики ведения учета основных средств, поступивших к нам по централизованному снабжению, основываясь на инструк

2274

Вопрос

В настоящее время в нашем учреждении Магаданстат проводится проверка МТУ Росфиннадзора в Магаданской области. Проверяющий пишет нам нарушение методики ведения учета основных средств, поступивших к нам по централизованному снабжению, основываясь на инструк

Ответ

Ответ: Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специального порядка организации учета при централизованном снабжении. Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства в рамках централизованного снабжения, в учетной политике желательно определять подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях.

В то же время существует ряд методологических принципов, которые безусловно должны применяться получателями бюджетных средств при отражении в учете операций по поступлению нефинансовых активов в рамках централизованного снабжения.

Так, согласно п. 23 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. При этом первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, поступающих в учреждение в рамках деятельности, не облагаемой НДС, признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками.

Таким образом, активы, поступающие в учреждение в рамках централизованного снабжения и относящиеся с точки зрения гражданского законодательства к государственному (муниципальному) имуществу, не всегда сразу могут быть приняты к бюджетному учету в качестве основных средств (материальных запасов).

Дело в том, что на дату поступления в организацию их первоначальная (фактическая) стоимость может быть не сформирована. Перечни расходов, которые учитываются при формировании первоначальной (фактической) стоимости основных средств (материальных запасов), являются открытыми (смотрите п. п. 47, 102 Инструкции № 157н). При этом существуют вполне объективные критерии, в соответствии с которыми актив может быть переведен из состава вложений в нефинансовые активы в состав основных средств: объект должен быть приведен в состояние, пригодное к использованию; доставлен в организацию и т.п.

Очевидно, что при централизованном снабжении принятие решения об отнесении передаваемых активов к основным средствам или вложениям в основные средства относится к компетенции передающей стороны. В свою очередь, принимающая сторона на основании такого решения должна отразить в своем учете поступление активов по дебету счета 101 00 «Основные средства» или 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» (исходя из информации, указанной в соответствующем Извещении (ф. 0504805), иных сопроводительных документах).

Обоснованность сформулированного выше правила подтверждается и содержанием п. 7 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н). В соответствии с данной нормой принятие к бюджетному учету объектов основных средств, полученных безвозмездно в рамках внутриведомственных расчетов, может осуществляться:

  • по первоначальной стоимости, предварительно сформированной принимающей стороной на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», с отражением по дебету счета 0 101 00 000 и кредиту счетов 0 106 11 310, 0 106 31 310 (смотрите абзац четвертый п. 7, абзац второй п. 31 Инструкции № 162н);
  • по первоначальной стоимости, которая уже была сформирована передающей стороной на момент поступления объектов в учреждение, с отражением по дебету счета 0 101 00 000 и кредиту счета 0 304 04 310 (смотрите абзац пятый п. 7 Инструкции № 162н, п. п. 27, 29 Инструкции № 157н).

Обратите внимание: данный порядок отражения в учете принимающей стороны поступающих объектов основных средств необходимо применять в строгом соответствии с информацией, указанной в сопроводительных документах (в частности, в Извещении (ф. 0504805)). Такое требование обусловлено необходимостью консолидации расчетов в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Как видим, при определенных обстоятельствах безвозмездно полученные в рамках внутриведомственных расчетов основные средства вполне обоснованно могли быть приняты к учету с применением корреспонденции Дебет КРБ 1 101 00 310 Кредит КРБ 1 304 04 310.

В то же время следует признать, что в подавляющем большинстве случаев организаторы централизованного снабжения осуществляют безвозмездную передачу имущества, числящегося в составе вложений в нефинансовые активы, то есть с указанием в сопроводительных документах счета 106 00. В таких случаях принимающей стороне желательно использовать корреспонденцию: Дебет КРБ 1 106 00 310 Кредит КРБ 1 304 04 310. Однако весьма сомнительно, что неприменение в рассматриваемой ситуации счета 106 00 может быть квалифицировано в качестве грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

В заключение хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что любые аналитические, методические авторские материалы не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от состава авторского коллектива (в том числе от включения в авторский коллектив каких-либо должностных лиц уполномоченных органов власти). Именно к таким материалам относится и издание, на содержание которого Вы ссылаетесь в вопросе.

Любые решения, связанные с организацией бухгалтерского учета, применением корреспонденций счетов бухгалтерского учета должны приниматься должностными лицами государственных (муниципальных) учреждений исключительно на основании положений действующих нормативных правовых актов. В данном случае такими правовыми актами являются Инструкции № № 157н, 162н. Авторские же материалы могут использоваться только для дополнительного обоснования соответствующей правовой позиции, исходя из представленных в них: экспертных оценок; систематизации правил учета на основе комплексного анализа положений различных правовых актов; обобщения опыта реализации тех или иных норм в различных публично-правовых образованиях; анализа судебной практики, а также международного опыта решения определенных проблем и т.п.

Должным образом аргументированная правовая позиция позволит сотрудникам учреждения в «рабочем режиме» доказать свою правоту в ходе любой проверки, а при необходимости, и в ходе судебного разбирательства. При этом обращаться по любому поводу в финансовые органы за получением письменных разъяснений не понадобится. Тем более, что такие разъяснения, в силу различных причин, могут быть не приняты во внимание должностными лицами органов финансового контроля.

Отвечает: В.В. Пименов, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×