• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Бюджетное учреждение заключает договор гражданско-правового характера, в котором предусмотрены штрафные санкции, уплата неустойки в случае ненадлежащего выполнения услуг, нарушения сроков поставки. Уплаченную неустойку необходимо перечислить в доход бюдже

Бюджетное учреждение заключает договор гражданско-правового характера, в котором предусмотрены штрафные санкции, уплата неустойки в случае ненадлежащего выполнения услуг, нарушения сроков поставки. Уплаченную неустойку необходимо перечислить в доход бюдже

1700

Вопрос

Бюджетное учреждение заключает договор гражданско-правового характера, в котором предусмотрены штрафные санкции, уплата неустойки в случае ненадлежащего выполнения услуг, нарушения сроков поставки. Уплаченную неустойку необходимо перечислить в доход бюдже

Ответ

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, относятся к неналоговым доходам бюджетов.

В отношении этих сумм принудительного изъятия в бюджетном законодательстве не содержится прямой нормы, позволяющей исключать их из доходов соответствующих бюджетов бюджетным и автономным учреждениям, в отличие, например, от доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, положения п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не позволяют рассматривать предъявление бюджетными учреждениями требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) в рамках реализации норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве полностью «самостоятельного» вида деятельности.

Приведенные выше обстоятельства обусловили достаточно широкое распространение в различных публично-правовых образованиях практики, согласно которой решения о возможности самостоятельного использования бюджетными учреждениями средств неустоек (пеней, штрафов), получаемых такими организациями от своих контрагентов, принимаются только их учредителями на основании соответствующих письменных запросов. При этом в ряде случаев такие средства учредители предлагают перечислять в доход бюджетов, в том числе и не утверждая соответствующие изменения в Планы финансово-хозяйственной деятельности.

Квалифицировать подобные решения как полностью соответствующие положениям действующего законодательства можно только с большой натяжкой, хотя формально никакого прямого ущерба публично-правовому образованию и соответствующим бюджетным учреждениям они не наносят.

Дело в том, что запрет учредителей на самостоятельное распоряжение средствами, полученными бюджетными учреждениями в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, противоречит основополагающему принципу, положенному законодателем в основу реформы системы государственных (муниципальных) учреждений — повышению финансово-хозяйственной самостоятельности таких организаций (смотрите, в частности, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ). А перечисление средств неустоек (пеней, штрафов) непосредственно в доход бюджетов надолго выводит их из оборота, не стимулирует бюджетные учреждения к активизации работы по применению соответствующих мер к контрагентам, нарушающим свои договорные обязательства.

Более того, применение положений п. 3 ст. 41 БК РФ во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 120 и п. 3 ст. 298 ГК РФ позволяет прийти к однозначному выводу: средства, получаемые бюджетными учреждениями в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, должны поступать в их самостоятельное распоряжение.

Так, по общему правилу бюджетные учреждения вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:

  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
  • недвижимым имуществом.

Обратите внимание

Обоснованность приведенной выше правовой позиции подтверждается как на федеральном уровне (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-10/3788), так и на уровне отдельных регионов (смотрите, например, письмо Департамента финансов города Москвы от 15.03.2012 № 140-03-34-69).

И наконец, согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, доходы в виде штрафов, неустоек и пеней за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов, гражданского законодательства, должны отражаться на лицевых счетах бюджетных учреждений по коду 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Отвечает: В.В. Пименов, руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль