Закрытие счета 109 по КФО4

2434

Вопрос

относить затраты по кфо 4 для бюджетного учреждения ннужно на счет 401,20 или 401.10? Я списываю затраты с 109 61 счета, согласно изменений инструкции 157 н, теперь по КФО 4 затраты списываются на 401.10.180 счет, а изменения в инструкцию 174 н не внесены, у нас бюджетное учреждение,

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

В бюджетных и автономных учреждениях затраты на оказание услуг в рамках госзадания нужно отражать на счете 4.109.00.000 (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Таким образом будет сформирована себестоимость х услуг.

В конце отчетного периода себестоимость, собранную на этом счете, спишите на счет 4.401.10.180 (т. е. затраты на услуги уменьшат доход от полученной субсидии). Такой вывод следует из пункта 296 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В то же время в инструкции по бухучету для бюджетныхучреждений дана другая корреспонденция – со списанием себестоимости на счет 401.20.200 (п. 153 Инструкции № 174н).

В проекте изменений (см. для БУ) по списанию себестоимости предусмотрена проводка со счетом 4.401.10.180. Однако пока это только проекты, использование этого счета следует согласовать с учредителем.

Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкцией не установлен.

Учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Татьяны Кочновой, заместителя директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении оказание образовательных услуг в рамках госзадания

<…>

Бухучет затрат в бюджетных и автономных учреждениях

В бюджетных и автономных учреждениях затраты на оказание образовательных услуг в рамках госзадания нужно отражать на счете 4.109.00.000 (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Таким образом будет сформирована себестоимость образовательных услуг.

В конце отчетного периода себестоимость, собранную на этом счете, спишите на счет 4.401.10.180 (т. е. затраты на услуги уменьшат доход от полученной субсидии). Такой вывод следует из пункта 296 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В то же время в инструкциях по бухучету для бюджетных и автономных учреждений дана другая корреспонденция – со списанием себестоимости на счет 401.20.200 (п. 153 Инструкции № 174н, п. 181 Инструкции № 183н). Но судя по всему, эти противоречия скоро устранят, ведь в проектах изменений (см. для БУ и АУ) по списанию себестоимости предусмотрена проводка со счетом 4.401.10.180. Однако пока это только проекты, а значит, чтобы использовать этот счет, лучше заручиться согласием учредителя.

Учет на счетах организуйте пообъектно – по каждому виду оказываемых услуг. Надлежащая организация пообъектного учета позволит формировать и анализировать фактическую себестоимость госуслуг как самому учреждению, так и другим пользователям бухгалтерской отчетности (например, учредителю). При этом учитывайте, что некоторые расходы не подлежат включению в фактическую себестоимость субсидированных работ и услуг и по этой причине не отражаются на счете 109.00.

Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкциями не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом можно использовать порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание имущества (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1405).

При разработке порядка нужно определить способ калькулирования (т. е. определения себестоимости) единицы объема работы или услуги. В том числе пропишите нижеприведенные особенности учета.

1. Какие расходы относятся к прямым, накладным или общехозяйственным, а также порядок их распределения.

Порядок распределения затрат на прямые или накладные зависит от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, все затраты, связанные с оказанием госуслуги, относите к прямым (на счет 109.60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 109.70);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 109.60.

При этом к прямым затратам относите такие, которые сразу относятся на себестоимость. Это, как правило, зарплата педагогов и страховые взносы, начисленные на эту зарплату, материальные запасы, которые используются непосредственно при выполнении госуслуги. Накладные – те затраты, которые нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг: на содержание и эксплуатацию основных средств, на командировки, обучение сотрудников и другие.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные расходы (например, зарплату администрации) относите на одноименный счет 109.80. К общехозяйственным, как правило, относят расходы:

  • на зарплату административного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании услуг (уборщица, бухгалтер и др.), и начисления на эту зарплату;
  • коммунальные (кроме тех, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества);
  • на содержание недвижимого имущества;
  • на приобретение услуг связи, транспортных услуг;
  • на прочие работы, услуги.

2. Какие расходы не формируют себестоимость работы (услуги) и сразу списываются на финансовый результат. К таким расходам, как правило, относятся:

  • расходы на социальное обеспечение (которые соответствуют экономическому содержанию статей КОСГУ 262, 263);
  • прочие расходы (которые соответствуют экономическому содержанию статьи КОСГУ 290);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. Такие затраты устанавливаются в порядке определения нормативных затрат на оказание госуслуг как отдельная статья затрат. Это обычно:
    – коммунальные услуги в определенном размере;
    – налоги, в качестве объектов налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество: земельный налог и налог на имущество.

Также в учетной политике можно установить другие виды расходов, которые не формируют себестоимость.

Эти расходы сразу (при начислении) списывайте на расходы текущего финансового года, то есть на счет 401.20.

Это следует из пункта 153 Инструкции № 174н и пункта 181 Инструкции № 183н.

3. Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов. Например, пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, выручке и т. д.

В учете бюджетных учреждений:

Расходы, которые не формируют себестоимость образовательной услуги, относите на финансовый результат (счет 4.401.20.000) с последующим отнесением на счет 4.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и отражайте следующими записями:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражены расходы, которые не формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания:
– на социальное обеспечение; 4.401.20.262 4.302.62.730<2>
4.401.20.263 4.302.63.730<2>
– на прочие расходы; 4.401.20.290 4.302.91.730<2>
– на уплату налогов, включаемых в состав расходов 4.401.20.290 4.303.ХХ.730
2. Отражены нормативные затраты на содержание имущества, в том числе:
– коммунальные услуги; 4.401.20.223 4.302.23.730
– налог на имущество; 4.401.20.290 4.303.12.730
– земельный налог 4.401.20.290 4.303.13.730

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<2> Если расходы проводятся через подотчетников, используйте счет 4.208.ХХ.660.

Такой вывод следует из пункта 153 Инструкции № 174н.

Расходы, связанные с выполнением госзадания, отражайте следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена зарплата сотрудникам учреждения, участвующим в оказании образовательных услуг в рамках госзадания 4.109.ХХ.211 4.302.11.730
2. Удержан НДФЛ из зарплаты сотрудников 4.302.11.830 4.303.01.730
3. Начислены обязательные страховые взносы:
– на социальное страхование; 4.109.ХХ.213 4.303.02.730
– на медицинское страхование; 4.303.07.730
– на пенсионное страхование; 4.303.10.730
– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 4.303.06.730
4. Списаны материальные запасы, использованные при оказании образовательных услуг в рамках госзадания 4.109.ХХ.272 4.105.XX.440
5. Отражены расходы на содержание имущества 4.109.ХХ.225 4.302.25.730
6. Отражены коммунальные расходы, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества 4.109.80.223 4.302.23.730
7. Отражены расходы на услуги связи 4.109.80.221 4.302.21.730
8. Отражены расходы на транспортные услуги 4.109.80.222 4.302.22.730
9. Отражены расходы на прочие услуги 4.109.ХХ.226 4.302.26.730
10. Списано с учета движимое имущество стоимостью до 3000 руб. при вводе в эксплуатацию, которое используется в госзадании 4.109.ХХ.271 4.101.ХХ.410
11. Начислена амортизация по основным средствам, которые используются в госзадании 4.109.ХХ.271 4.104.ХХ.410
ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

В конце отчетного месяца накладные и общехозяйственные расходы распределите по видам услуг на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчета распределения. Нераспределяемые общехозяйственные расходы спишите на финансовый результат текущего года. Способ распределения и перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов инструкциями по бухучету не установлены, поэтому утвердите их в учетной политике.

Собранную на счете 0.109.60.000 себестоимость оказанных услуг спишите на финансовый результат, отраженный на счете 4.401.10.180. Операцию оформите Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Такой порядок установлен пунктами 134, 135, 138 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В бухучете делайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Накладные расходы распределены на себестоимость услуг на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения 4.109.60.200<3> 4.109.70.200<3>
2. Общехозяйственные расходы распределены на себестоимость услуг на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения 4.109.60.200<3> 4.109.80.200<3>
3. Нераспределяемые общехозяйственные расходы отнесены на увеличение расходов финансового года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) 4.401.20.200<3> 4.109.80.200<3>
4. Отнесение себестоимости оказанных услуг на уменьшение финансового результата учреждения на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) 4.401.10.180<4> 4.109.60.200<3>

<3> В разрезе КОСГУ.

<4> Корреспонденцию Дт 401.10.180 Кт 109.60.200 советуем согласовать с учредителем.

Об этом сказано в пунктах 37, 26, 153 Инструкции № 174н, пунктах 3.34, 3.36, подпункте «г» пункта 3.98 проекта приказа Минфина России от 18 сентября 2014 г.

2.Из статьи журнала «Учет в учреждении» № 12, Декабрь 2014

Закрытие счетов в конце года

Определение финансового результата

<…>

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401 00 «Финансовый результат экономического субъекта». Закрытие счетов отражается в Справке (ф. 0504833), которая является основанием для внесения записей в журнал по прочим операциям и составления Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710), формируемой в составе годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений (их подразделений) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Порядок ее составления приведен в пунктах 31–33 Инструкции о составлении отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н).

Учет вида деятельности

Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по счетам финансового результата показывает положительный результат, а дебетовый – отрицательный (п. 295 Инструкции № 157н).

Вместе с тем начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается на основании Справки (ф. 0504833) (отчета по субсидиям) по кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы» и дебету счета 4 205 80 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам». Это установлено пунктом 150 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии. В соответствии с пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671, размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание госуслуг в рамках госзадания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (кроме сданного в аренду);
  • затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Следовательно, начисление расходов учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение госзадания, не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции) в рамках госзадания, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета.

Все расходы, понесенные за отчетный период и учтенные на счете 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта», уменьшают финансовый результат.

По завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции № 157н).

Пример 1

Бюджетному учреждению за отчетный период начислена субсидия в сумме 4 млн руб., которая выделена на выполнение госзадания (3,5 млн руб.), содержание недвижимого имущества (коммунальные платежи) (400 тыс. руб.), уплату налога на имущество (100 тыс. руб.).

В течение отчетного периода бюджетное учреждение понесло следующие расходы по счетам в соответствии с рабочим планом счетов:

– себестоимость оказания государственной услуги (счет 4 109 60 200) – 3,3 млн руб.;

– начисление расходов на содержание недвижимого имущества (счет 4 401 20 223) – 380 тыс. руб.;

– налог на имущество (счет 4 401 20 290) – 100 тыс. руб.;

– общехозяйственные расходы в части не распределяемых на себестоимость (счет 4 109 80 200) – 150 тыс. руб.

Бухгалтер в учете учреждения сделает такие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Начислены доходы в сумме полученных субсидий на госзадание 4 205 80 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
4 401 10 180
«Прочие доходы»
4000
Отнесена себестоимость выполненных работ, оказанных услуг на финансовый результат 4 401 20 200
«Расходы хозяйствующего субъекта»
4 109 60 200
«Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»
3300
Отнесены общехозяйственные расходы на финансовый результат 4 401 20 200
«Расходы хозяйствующего субъекта»
4 109 80 200
«Общехозяйственные расходы учреждений»
150
Начислены расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение госзадания 4 401 20 200
«Расходы хозяйствующего субъекта»
4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги» 4 401 20 290 «Прочие расходы»
480 (380 + 100)
Закрытие счетов
Списаны понесенные расходы 4 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
4 401 20 200
«Расходы хозяйствующего субъекта»
3930
Определен финансовый результат в части дебетового остатка 4 401 10 180
«Прочие доходы»
4 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
70

<…>

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль