Создание резерва на отпуска

219

Вопрос

Вопрос по созданию резерва на отпуска.В конце года рассчитали сумму резерва на отпуска., сделали проводки Д 401.20(211,213) - К 401.61(211,213), и отложенные обязательства Д 506.90(211,213) - К 502.99(211,213).В конце года закрыли сч.401.20(211,213) на сч.40130 - правильно?И еще, сумма созданного резерва обязательно должна подразумевать остаток денег на лицевом счете? В нашем случае на лицевом счете денег на резерв нет. Может не обязательно создавать резерв? Спасибо.

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Создавать резерв предстоящих расходов (в т. ч. резерв на оплату отпусков) года не обязательно.

Формировать в полном объеме резервы предстоящих расходов целесообразно после принятия соответствующего федерального стандарта, поскольку в данный момент нет единой методики расчета.

Пропишите в учетной политике учреждение будите Вы создавать резерв отпусков или нет.

На сумму сформированных резервов не обязательно должны оставаться остатки средств на лицевом счете.

Но так как по общему правилу неиспользованные в текущем году остатки субсидии на госзадание используются в следующем году в соответствии с планом ФХД на цели, ради которых учреждения созданы.

То остатки средств субсидии на госзадние текущего года, на сумму сформированных резервов, могут остаются на счетах учреждения для использования в следующем финансовом году.

В учете формирования резерва отпусков отразите проводками:

Дебет 4.401.20.211 Кредит 4.401.61.211 – отпускные

Дебет 4.401.20.213 Кредит 4.401.61.213 – страховые взносы

В конце года счет 401.20, необходимо закрыть проводкой:

Дебет 0.401.30.000 Кредит 0.401.20.(в разрезе кодов видов выбытий)– списаны на финансовый результат расходы.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как организовать ведение бухучета

<…>

Ситуация: обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете (в т. ч. резерв на оплату отпусков)

Нет, не обязано.

В Инструкции к Единому плану счетов № 157н введен новый счет 401.60«Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Однако это вовсе не значит, что теперь все обязаны формировать в бухучете резервы (в т. ч. на оплату отпусков). То есть это право учреждения, а не его обязанность.

Более того, в пункте 302 данной инструкции прямо сказано, что учреждение может не создавать резервы. Но в этом случае расходы, которые относятся к будущим периодам, нужно отражать на одноименном счете 401.50.

Если учреждение все же решило использовать резервы, то создавать их можно по любому виду деятельности (КФО 1, 2, 4, 5, 7). Ограничений на этот счет инструкция не содержит. Проводки по формированию резервов приведены в приложении 2 к письму Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

При этом о создании резерва по КФО 5 стоит сказать отдельно. Многие учреждения решили создать резерв по этому КФО, чтобы учредитель не отозвал не использованные на конец года средства. Но это заблуждение. Ведь, несмотря на то, включены средства в резерв или нет, остаток все равно придется вернуть в бюджет. Исключение, конечно, если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей.

Порядок формирования резервов учреждение должно установить в своей учетной политике самостоятельно. Сделайте это исходя из особенностей деятельности учреждения. В частности, надо решить:

  • какие виды резервов в учете необходимы;
  • как оценивать созданные резервы;
  • когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;
  • прочие вопросы (в т. ч. аналитику счета 401.60, применять или не применять резервы в бухучете).

Проводки для отражения резервов можно посмотреть в таблицах: для казенныхбюджетныхавтономных учреждений.

Такой порядок следует из пунктов 6302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письма Минфина России от 31 октября 2014 г. № 02-07-10/55586.

Главбух советует: в связи с тем, что обязанность создавать резервы в бухучете не установлена, специалисты контролирующих ведомств рекомендуют не торопиться с этим.

О том, как отразить в учете отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов, см.:
– Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства;
– Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства.

О создании резервов в налоговом учете см. здесь.

Пример формирования и использования в бухучете резерва на оплату отпусков

Бюджетное учреждение «Альфа» создает в бухучете резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время. Учреждение в учетной политике для целей бухучета установило следующий порядок расчета оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков:

1. Оценочное обязательство на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам (по данным кадрового учета).

2. Резерв на оплату отпусков рассчитывается в целом по учреждению:
Резерв отпусков = К × ЗПср, где

  • К – общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета;
  • ЗПср – среднедневная зарплата по всем сотрудникам учреждения в целом.


3. Сумма резерва по страховым взносам рассчитывается аналогично резерву на оплату отпусков в целом по учреждению:
Резерв стр. взн. = К × ЗПср × С,

где С – ставка страховых взносов.
Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование рассчитываются по общим тарифам.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в учреждении отсутствуют сотрудники, за которыми числились неиспользованные дни отпусков за предыдущие годы. Поэтому на 31 декабря 2015 года величина оценочного обязательства на оплату отпусков равна нулю.

По данным кадровой службы на 31 марта 2016 года число заработанных отпускных дней всеми сотрудниками учреждения составляет 37 дней.

Средний дневной заработок в учреждении за период с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года равен 1580 руб.

Резерв за I квартал рассчитывается с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 30 процентов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

На 31 марта 2016 года бухгалтер «Альфы» рассчитал величину резервов следующим образом:

1. По выплатам работникам:
37 дн. × 1580 руб. = 58 460 руб.

2. По страховым взносам:
58 460 руб. × (30% + 0,2%) = 17 654,92 руб.

31 марта в учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Сформирован резерв на оплату отпусков сотрудников учреждения за фактически отработанное время:
– по выплатам работникам 4.401.20.211 4.401.61.211 58 460
– по страховым взносам 4.401.20.213 4.401.61.213 17 654,92
2. Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва:
– по выплатам работникам 4.506.90.211 4.502.99.211 58 460
– по страховым взносам 4.506.90.213 4.502.99.213 17 654,92

В апреле 2016 года сотруднику учреждения «Альфа» А.С. Кондратьеву был предоставлен основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска – 10 календарных дней (с 13 по 22 апреля).

За расчетный период – с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года – Кондратьеву начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

Средний дневной заработок Кондратьева составил:
60 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 171 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных равна:
171 руб./дн. × 10 дн. = 1710 руб.

Страховые взносы с суммы отпускных составили:

– в ПФР – 376,20 руб. (1710 руб. × 22%);

– в ФСС России – 49,59 руб. (1710 руб. × 2,9%);

– в ФФОМС – 87,21 руб. (1710 руб. × 5,1%).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с суммы отпускных:

1710 руб. × 0,2% = 3,42 руб.

В бухучете бухгалтер списал расходы на оплату отпусков за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в расходы текущего месяца включены не были. В учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Начислены отпускные сотруднику за счет резерва 4.401.61.211 4.302.11.730 1710
2. Начислены обязательные страховые взносы за счет средств созданного резерва:
– на социальное страхование 4.401.61.213 4.303.02.730 49,59
– на медицинское страхование 4.401.61.213 4.303.07.730 87,21
– на пенсионное страхование 4.401.61.213 4.303.10.730 376,20
3. Начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 4.401.61.213 4.303.06.730 3,42
4. Уменьшен размер резерва:
– на сумму начисленных отпускных Методом «красное сторно» 1710
4.506.90.211 4.502.99.211
– на сумму начисленных взносов Методом «красное сторно» 516,42
4.506.90.213 4.502.99.213
5. Принято обязательство текущего года за счет средств созданного резерва:
– по выплате отпускных сотруднику 4.506.10.211 4.502.11.211 1710
– по перечислению страховых взносов 4.506.10.213 4.502.11.213 516,42

<…>

2.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как в бухучете определять финансовые результаты и закрывать счета в конце года


По завершении отчетного года бухгалтеру необходимо:

Перед тем как определить финансовый результат и заключить счета, рассчитайтесь со всеми дебиторами и кредиторами, в том числе по налогам и сборам.

Определение финансового результата

Учет финансового результата ведите на счетах 0.401.10.000 «Доходы текущего финансового года» и 0.401.20.000 «Расходы текущего финансового года».

Финансовый результат текущей деятельности определяйте как разницу между начисленными доходами и расходами учреждения за отчетный период. Для этого суммы начисленных доходов нужно сопоставить с суммами начисленных расходов.

Об этом сказано в пункте 295 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Закрытие счетов

В конце года суммы начисленных доходов и признанных расходов закройте на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете операций по закрытию счетов зависит от типа учреждения.

<…>

В учете автономных учреждений:

В конце года закрывайте (заключайте) показатели, собранные на следующих счетах текущего года:

  • 0.401.10.000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0.401.20.000 «Расходы текущего финансового года»;
  • 0.304.04.000 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов);
  • 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Внимание: остатки по счету 0.304.06.000, которые возникли при внутреннем заимствовании средств с одного КФО для оплаты долга по другому КФО, закрывать не надо.

Например, вы делали заимствования с КФО 4 для оплаты долга по КФО 2 и у вас на конец года образовались остатки: 1000 руб. по дебету счета 4.304.06.000 и 1000 руб. по кредиту счета 2.304.06.000. Такие остатки не закрывайте на счета 2.401.30.000 и 4.401.30.000 – такого требования нет. К тому же в общем по счету 0.304.06.000 остатка не будет.

Важно! Во всех других случаях счет 0.304.06.000 должен быть закрыт по каждому КФО. То есть это нужно сделать при реорганизации, изменении типа учреждения. В частности, если в течение года изменился тип учреждения, то показатели, сформированные на счете 0.304.06.000 (в результате перевода показателей активов и обязательств), нужно отнести на счет 0.401.30.000. К тому же сделать это нужно на дату изменения типа учреждения, а не в конце года (Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236).

Счета закрывайте по видам деятельности (видам финансового обеспечения). Показатели, собранные на данных счетах, относите на счет 0.401.30.000«Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом учреждение может установить дополнительные аналитические коды к данному счету. Например, по годам формирования финансового результата: 1.401.32.000 – «Финансовый результат прошлых отчетных периодов за 2014 год». Дополнительную аналитику закрепите в учетной политике учреждения.

В бухучете операции по закрытию счетов отразите следующими проводками:

Дебет 0.401.30.000 Кредит 0.401.20.(в разрезе кодов видов выбытий)
– списаны на финансовый результат расходы;

Дебет 0.401.10.(в разрезе кодов видов поступлений) Кредит 0.401.30.000
– списаны на финансовый результат доходы (в части кредитового остатка);

Дебет 0.401.30.000 Кредит 0.401.10.(в разрезе кодов видов поступлений)
– списаны на финансовый результат доходы (в части дебетового остатка);

Дебет 0.304.04.(в разрезе кодов видов поступлений) Кредит 0.401.30.000
– списаны на финансовый результат показатели, отраженные по кредиту соответствующих счетов счета 0.304.04.000;

Дебет 0.401.30.000 Кредит 0.304.04.(в разрезе кодов видов выбытий)
– списаны на финансовый результат показатели, отраженные по дебету соответствующих счетов счета 0.304.04.000;

Дебет 0.304.06.000 Кредит 0.401.30.000
– списаны на финансовый результат показатели, отраженные по кредиту соответствующих счетов счета 0.304.06.000;

Дебет 0.401.30.000 Кредит 0.304.06.000
– списаны на финансовый результат показатели, отраженные по дебету соответствующих счетов счета 0.304.06.000.

Такой порядок установлен пунктами 3172183184 Инструкции № 183н, письмами Минфина России от 11 июля 2012 г. № 02-06-07/2679от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236.

Закрытие счетов отразите в Бухгалтерской справке (ф. 0504833) (п. 184 Инструкции № 183нМетодические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Финансовые результаты (т. е. доходы и расходы) отражайте в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Обороты по счетам, которые вы в конце года закрыли, а также обороты по счету 0.401.30.000 – в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).

Об этом сказано в пункте 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

Подробнее об этом см. Как составить Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)Как составить Справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).

Пример списания в конце года доходов и расходов на финансовый результат

Автономное учреждение «Альфа» оказывает платные услуги в рамках деятельности, приносящей доход. Начисленный доход за год составил 1 000 000 руб. (НДС не облагается). Расходы, произведенные в целях получения дохода, составили 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года бухгалтер делал в учете следующие записи:

Дебет 2.205.31.000 Кредит 2.401.10.130
– 1 000 000 руб. – начислен доход за оказанные услуги;

Дебет 2.109.60.200 Кредит 2.302.11.000 (2.303.02.000, 2.109.81.200…)
– 500 000 руб. – отражены затраты, связанные с оказанием услуг;

Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.109.60.200
– 500 000 руб. – списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг;

Дебет 2.401.20.290 Кредит 2.302.91.000
– 100 000 руб. – произведены расходы за счет прибыли;

Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.03.000
– 80 000 руб. – начислены авансовые платежи по налогу на прибыль.

В конце года бухгалтер сделал проводки:

Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.03.000
– 20 000 руб. ((1 000 000 руб. – 500 000 руб.) × 20% – 80 000 руб.) – начислен налог на прибыль;

Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.401.30.000
– 400 000 руб. (1 000 000 руб. – 500 000 руб. – (80 000 руб. + 20 000 руб.)) – закрыт счет 2.401.10.130;

Дебет 2.401.30.000 Кредит 2.401.20.290
– 100 000 руб. – закрыт счет 2.401.20.290

<…>

3.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

<…>

Субсидии на госзадание

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания доводит бюджетным и автономным учреждениям учредитель (ч. 24 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 36ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных (муниципальных) учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФп. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Кроме того, дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (п. 10.5 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска примерная форма соглашения утверждена постановлением мэрии г. Новосибирска от 2 марта 2011 г. № 1771.

Для федеральных учреждений порядок формирования государственного задания и порядок его финансового обеспечения установлен:

Помимо государственного задания, федеральное учреждение заключает с учредителем соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Для бюджетного учреждения типовая форма соглашения утверждена приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 138н и Минэкономразвития России № 528. Для автономного учреждения – приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423.

Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления субсидий (как для бюджетных, так и для автономных учреждений). В соответствии с графиком субсидия подлежит перечислению не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов (для образовательных учреждений – 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые:

  • оказывают услуги или выполняют работы в зависимости от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);
  • реорганизуются или ликвидируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2526 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563.

Неиспользованные в текущем году остатки субсидии используются в следующем году в соответствии с планом ФХД на цели, ради которых учреждения созданы. Но только если учреждение полностью выполнило объем полученного госзадания. При этом уменьшить размер субсидии на очередной год на сумму остатков субсидии учредитель не вправе.

Если же показатели госзадания не достигнуты, возможно, вам придется вернуть остаток субсидии в бюджет. Такое требование может быть установлено федеральными законами или законодательством на региональном и местном уровне.

Это следует из части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и разъясняется в письме Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 02-06-10/5394.

<…>

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль