Члены комиссии по осуществлению закупок.

985

Вопрос

Могут ли сотрудники контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с ФЗ 44.Я прошу дать разъяснения в части члены контрактной службы,созданной в учреждении, могут быть членами конкурсной, аукционной или единой комиссии в том же учреждении

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Сотрудник контрактной службы могут быть одновременно членами комиссии по осуществлению закупок. В статье 39 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г среди установленных ограничений к составу комиссии должность контрактного управляющего и работники контрактной службы не перечислены.

Обоснование
 

Из рекомендации
Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

Контрактная служба, управляющий

Для того чтобы проводить закупки, нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Создать контрактную службу придется, если совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Причем выделять специальное подразделение для этого не обязательно. Членами контрактной службы могут быть любые сотрудники заказчика (в т. ч. руководящие), которые имеют специальное образование по закупкам. А вот назначать в контрактную службу граждан со стороны, которые не являются сотрудниками учреждения, нельзя. Об этом сказано в части 1 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834.*

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., вы можете на выбор или создать контрактную службу, или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Контрактным управляющим также может быть только сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием (письмо Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834). При необходимости вы можете назначить даже нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889). Но внимание! Одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя, а также нельзя создавать несколько контрактных служб. Это не предусмотрено законодательством.

При разработке должностной инструкции контрактного управляющего, а также сотрудников контрактной службы удобно использовать профстандарты (о том, когда их обязательно применять, см. здесь):

Внимание: сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Правда, до 2017 года таким специалистам будет достаточно образования, которое они получили по Закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. А крымским специалистам до 2017 года достаточно образования по украинскому законодательству о госзакупках. Но лучше все же ускорить обучение сотрудников в соответствии с российским законодательством. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1327, от 2 марта 2015 г. № Д28и-438.

Кроме контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы, получить профессиональное образование по закупкам нужно и другим сотрудникам. А именно тем, в должностные обязанности которых входит работа в этой сфере. В том числе членам комиссии по закупкам. Так считают специалисты профильных ведомств (Минэкономразвития и Минобрнауки России). А Минэкономразвития России к тому же советует организовать повышение квалификации членов комиссии своевременно и оперативно.*

В дальнейшем сотрудникам рекомендовано проходить обучение по необходимости, но не реже чем каждые три года.

Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070 и Методических рекомендациях приведены в Методических рекомендациях по реализации программ дополнительного образования в сфере закупок к совместному письму от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 5594/ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-55З/06.

Возможны два варианта создания контрактной службы.

1. Формирование нового структурного подразделения или возложение функций и полномочий на подразделение, которое выполняет функции снабжения. При этом руководителем контрактной службы будет руководитель этого подразделения, назначенный приказом руководителя.

2. Создание сводной (нештатной) службы из сотрудников различных структурных подразделений. В этом случае возглавлять контрактную службу должен руководитель заказчика либо один из его заместителей.*

Необходимо разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе. Для этого руководствуйтесь типовым положением (регламентом), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 (ч. 3 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Задачи контрактной службы, контрактного управляющего заключаются в обеспечении всех действий заказчика, начиная с планирования закупок и завершая исполнением обязательств по контракту. Перечень основных функций и полномочий приведен в части 4 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Данный перечень является открытым, поэтому заказчик вправе определить дополнительные функции и полномочия исходя из области применения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Между тем, создание в учреждении контрактной службы (назначение контрактного управляющего) никак не мешает привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) (письмо Казначейства России от 3 июня 2015 г. № 05-07-09/19). Но внимание! В функции этой организации нельзя включать:

  • создание комиссии по проведению закупок;
  • определение начальной (максимальной) цены контракта и его существенных условий;
  • утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе;
  • подписание контракта.

Об этом сказано в части 1 статьи 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

А нужно ли органу власти создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего), если он передает свои полномочия заказчика другим лицам – учреждениям или территориальным органам?

Нет, в таком случае создавать службу или назначать управляющего не нужно. Ведь в таком случае практически все функции, которые выполняются сотрудниками контрактной службы, контрактным управляющим, передаются. В том числе и:

  • планирование и осуществление закупок;
  • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключение государственных и муниципальных контрактов;
  • исполнение государственных и муниципальных контрактов.

Это следует из части 5 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

2.1. Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.*

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.*

7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль