Оплата сверх лимитов

648

Вопрос

Подскажите пожалуйста как быть, может быть имеется судебная практика, просто в данной ситуации мы пришли в тупик. Ревизоры росфиннадзора пишут замечание что у нас были приняты обязательства сверх.лимитов, исходя из того что мы на основании указания главного распорядителя указали в отчёте 169 кредиторскую задолженность.по коммунальным услугам. Договора заключались на сумму по смете: Договор на воду заключили с 1 января по 31 декабря, лимиты закончились в ноябре, исполнение госконтракта на сайте вывешивалось, расторжение поставщик не подписал, и продолжал оказывать услуги. по теплу, договор был с 1 января, по 30октября.Ноябрь и декабрь договор не заключался так как не было лимитов, но услуги поставщик поставлял, так как мы являемся пожарной охраной и нас отключать нельзя. И факта принятия кредиторской задолженности не было(акты не подписывались), был факт отражения в отчёте., чтобы не нарушить 402 ФЗ.В нарушении ревизоры сослались на Порядок №87 н от 01.09.2008 и указали нарушение по 15.15.10 КоАП РФ. Мы обратились в федеральное казначейство, чтобы они подтвердили что у нас не было принято сверхлимитов бюджетных обязательств. С казначейства прислали подтверждение, что все БО принимались по смете и сверх лимитов нет.ПРАВОМЕРНО ЛИ НАРУШЕНИЕ ПО СТ.15.14.10? (для ЮСС)

Ответ

Отвечает Руслан Назаров, эксперт
Заказчик не может оплачивать сверх лимитов (Письмо Минфина РФ от 26.05.2015 № 02-11-07/30194). Также нельзя оплачивать без заключенного контракта (п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 25.02.2014 №165).

Из вопроса следует, что услуги оказывались, но не оплачивались. То есть заказчик действовал строго в соответствии с законом. На контрактные отношения, как следует из указанной позиции ВАС РФ, принцип фактического заключения договора не распространяется. То есть нельзя принять обязательства фактом получения услуг. Принять такие обязательства можно только заключив контракт в письменной форме, внеся изменения в контракт и т.п. Поэтому ни о каком нарушении

Обоснование
 

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственного советника РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства


Как происходит санкционирование расходов бюджетов

Принятие бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства получатель бюджетных средств (ПБС) принимает путем заключения госконтрактов, других договоров с физическими и юридическими лицами. Делать это нужно в пределах лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые доведены до учреждения. Это значит, что ПБС не могут заключать контракты и договоры без выделенных им ЛБО. Об этом сказано в статье 6пункте 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ. Причем нельзя даже планировать, а значит, и начинать процедуру закупки (аукцион, конкурс и т. д.) без лимитов (письмо Казначейства России от 22 сентября 2015 г. № 05-07-05/32)*.

Внимание: даже когда нужно срочно заключить контракт, сделать это можно только в пределах доведенных ЛБО (за исключением ряда случаев). Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность.

Но иногда случается так, что заключить контракт нужно для устранения последствий аварий или других чрезвычайных ситуаций, а доведенных ЛБО не хватает или они не утверждены. В этом случае лимиты могут быть увеличены за счет соответствующего резервного фонда. Такой фонд предусматривается в расходной части бюджетов и предназначен как раз для финансирования непредвиденных расходов: аварийно-восстановительных работ, других мероприятий при ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 8181.182 Бюджетного кодекса РФ).

Решение о выделении средств резервного фонда принимает орган, ответственный за это (в частности, на местном уровне – местная администрация). А на основании принятого решения вносят изменение в сводную бюджетную роспись и увеличивают ЛБО.

И только после увеличения лимитов вы сможете заключить контракт для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, оказания срочной медпомощи и т. д.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958.

Из вышеназванного правила есть исключения.

Во-первых, заключать госконтракты (договоры) с превышением доведенных ЛБО возможно в случаях по пункту 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ:

Предмет контракта Основание Примечание
Поставка товаров в соответствии с программой вооружения Программа вооружения, утвержденная Президентом РФ В пределах средств, установленных указанной программой (на срок ее реализации)
Выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла, которых превышает срок действия утвержденных ЛБО Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые приняты в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ В пределах средств, установленных соответствующими решениями

Нормативно-правовые акты или решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ

Муниципальные правовые акты или решения местной администрации

В пределах средств и на срок, которые установлены соответствующими актами
Поставка товаров по госконтрактам, которые предусматривают встречные обязательства, если такие обязательства не связаны с предметом их исполнения В соответствии с законодательством о контрактной системе: в частности, в соответствии с решениями Правительства РФ (ст. 111 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) или высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ В пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели госпрограммами РФ, госпрограммами субъекта РФ
Энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов Пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов и услуг на их доставку

Во-вторых, специалисты профильных ведомств рассказали про такой случай. ПБС субъекта РФ (местного бюджета), которые осуществляют капвложения в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), вправе начать конкурентную процедуру закупки до того, как им будут доведены на это ЛБО. Но сделать это можно, только когда одновременно есть:

  • нормативно-правовой акт Президента РФ или Правительства РФ об адресном распределении межбюджетных субсидий субъектам РФ на софинансирование капвложений. Либо если акт предусматривает необходимость такого распределения в ФАИП;
  • в законе или решении о бюджете субъекта РФ (местном бюджете) пообъектное распределение бюджетных ассигнований на капвложения, источником финобеспечения которых является межбюджетная субсидия;
  • заключенное соглашение о предоставлении межбюджетной субсидии.

Важный момент. Закупку обязательно нужно отменить (т. е. нельзя заключить по такой закупке контракт), если лимиты заказчику так и не будут доведены. Сделать это нужно в установленные законом сроки. Поэтому обязательно следите за сроками закупки. И если к дате, когда закупку еще можно отменить, лимиты не довели, отмените ее.

Что касается закупки у единственного поставщика, то проводить ее до получения лимитов все равно нельзя. Ведь отмена такой закупки после публикации извещения на сайте правилами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

Такие разъяснения приведены в совместном письме от 6 октября 2015 г. Минэкономразвития России № 28329-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-04-04/56937.

Ситуация: вправе ли казенное учреждение (другие получатели бюджетных средств) заключать госконтракты и договоры на срок, превышающий финансовый год

Да, вправе. Но только когда учреждению доведены ЛБО не только на текущий год, но и на плановый период. Кроме того, есть ряд исключений, которые позволяют заключать контракты и на более длительный срок.

По общему правилу получатели бюджетных средств (ПБС) вправе заключать контракты в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

А вот на какой период доведут лимиты, зависит от уровня бюджета. К примеру, в 2016 году на федеральном уровне закон о бюджете принимается только на текущий год без планового периода (п. 3 ст. 169 Бюджетного кодекса РФп. 1 ст. 1 Закона от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ). А на местном уровне закон или решение о бюджете могут принять либо на один год, либо на три – текущий год и плановый период (п. 4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ).

Соответственно, бюджетные данные (в т. ч. ЛБО) доводят до главных распорядителей и ПБС либо на один год, либо на три. В первом случае учреждение вправе заключать контракты только на текущий год. Во втором – на срок до трех лет в пределах доведенных ЛБО.

Из этого правила есть исключения, когда контракты можно заключать с превышением доведенных ЛБО. Это возможно в случаях, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 24 октября 2014 г. № 02-02-07/53958от 29 августа 2014 г. № 02-01-10/43351от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290 и ФАС России от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Вместе с тем, в последнем письме ФАС России предупредила: даже если ЛБО довели на несколько лет вперед, заключать долгосрочные контракты не всегда правильно. Так, заключение контракта на поставку медицинских изделий может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Ведь технологии в этой отрасли быстро развиваются, и в последующие годы купленные медизделия могут устареть, а их цена снизится.

Подведем итог: заключать контракты участники бюджетного процесса вправе только в пределах доведенных ЛБО. Превышать лимиты нельзя, за исключением ряда случаев. Например, учреждение не вправе заключать договор аренды на 10 лет. Связано это с тем, что цикл услуг аренды не является длительным, его продолжительность регулируется взаимным соглашением сторон договора. Поэтому данный договор в категорию исключений для долгосрочных контрактов не попадает.

Отдельно отметим такую ситуацию, с которой многие из вас могут столкнуться на практике. Заказчику нужно заключить контракт, а, следовательно, и принять бюджетные обязательства в период, когда с его лицевого счета уже отозваны бюджетные данные (ЛБО), и до дня, когда до ГРБС доведут показатели сводной бюджетной росписи и ЛБО на очередной год и плановый период. Получается, что ЛБО до такого учреждения еще не доведены и вроде как оно заключает контракт сверх доведенных лимитов, а значит, нарушает бюджетное законодательство. Как же быть, ведь Законом № 44-ФЗ предусмотрены строгие сроки для заключения контракта. И если этого не сделать, то сотрудникам грозит ответственность за нарушение законодательства в сфере контрактной системы. Не переживайте! По данному случаю Минфин России разъяснил, что заключение контракта в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ будет считаться правомерным (письмо Минфина России от 26 мая 2015 г. № 02-11-07/30194). То есть нарушения бюджетного законодательства не будет.

О том, как отразить в бюджетном учете принятие обязательств по заключенным контрактам, см. здесь.

Публичные нормативные обязательства ПБС исполняет в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль