Учет субсидий на капиталовложения. Строительный контроль.

500

Вопрос

Подведомственному ГБУ перечислены субсидии по виду расходов 464 и КОСГУ 530. Подскажите проводки учредителя в течении года и по завершению года.

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

1. Операции по предоставлению субсидий на капвложения в бюджетном учете учредителя отразите следующими проводками:

Дебет 1.206.73.560 Кредит 1.304.05.530
– перечислена субсидия на капвложения подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

После предоставления бюджетным учреждением отчета об использовании субсидии:

Дебет 1.215.33.530 Кредит 1.302.73.730
– формирование вложений в финансовые активы в сумме расходов от предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений (Отчет об использовании субсидии, в сумме произведенных учреждением расходов);

Дебет 1.302.73.830 Кредит 1.206.73.660
– отражен зачет предоставленной субсидии на основании отчета о ее использовании.

Дебет 1.204.33.530 Кредит 1.215.33.630 - принятие к бюджетному учету финансовых активов форме участия в учреждения (Справка ф. 0504833).

Перечень корреспонденции по отражению в бюджетном учете операций по осуществлению капитальных вложений в объекты приведен в Приложении к письму Минфина России, Казначейства России от 31.12.2013 г. № 02-02-005/58618/42-7.4-05/5.1-897.

2. По общему правилу при формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости нужно отразить все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1. 3.9. Подробный перечень затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, приведен в пунктах 4.71-4.103 Методики.

В перечне затрат Методики МДС 81-35.2004, как и в пункте 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, прописаны затраты на строительный (технический) надзор. Затраты на строительный контроль не поименованы. Любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47, 295 Инструкции № 157н). Таким образом, затраты на строительный контроль отнесите на расходы текущего финансового года.

Обоснование
 

Из письма Минфина России, Казначейства России от 31.12.2013 №№ 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897

[Об особенностях исполнения федерального бюджета по расходам, связанным с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) приобретением объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств федерального бюджета]

«XI. Об особенностях бухгалтерского (бюджетного) учета операций, связанных с капитальными вложениями в объекты

11.2.4. При осуществлении капитальных вложений в объекты за счет субсидии, перечисленной бюджетных, автономных учреждениям на указанные цели, операции, связанные со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением), и (или) приобретением объекта отражаются в бухгалтерском учете указанных учреждений в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений, утвержденными приказами Минфина России от 16.12.2010 № 174нот 23.12.2010 № 183н соответственно.

11.2.7. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций, формирование финансовых вложений (в сумме фактических капитальных вложений организации) на основании Извещения (ф.0504805), представленного организацией, отражает в бюджетном учете: по дебету 120432530 "Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий" и кредиту 121532630 "Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия"; по дебету счета 120433530 "Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях" и кредиту счета 121533630 "Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) учреждения".*

11.3. Перечень корреспонденции по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению капитальных вложений в объекты приведен в Приложении 1.*

Приложение
к письму
от 31 декабря 2013 года
№ 02-02-005/58618/42-7.4-05/5.1-897

Перечень бухгалтерских записей по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению капитальных вложений в объекты

       
N
п/п
Наименование Дебет Кредит
1 2 3 4
  II.3. Органом власти*
1. Принятие к учету сформированных организацией вложений по завершении исполнения полномочий получателя бюджетных средств и заключении соглашения о предоставлении субсидий (на основании полученного от организации Извещения (ф.0504805):    
1.1. в части государственного унитарного предприятия; 121532530 130273730
1.2. в части учреждения. 121533530 130273730
2. Доведение лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидии, всего: 1501Х2530 1501Х3530
2.1 на текущий финансовый год; 150112530 150113530
2.2 на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год); 150122530 150123530
2.3 на второй год, следующий за текущим; 150132530 150133530
3. Принятие бюджетных обязательств в сумме заключенного соглашения, всего: 15011Х530 1502Х1530
3.1. на текущий финансовый год; 150113530 150211530
3.2. на первый год, следующий за текущим; 150123530 150221530
3.3. на второй год, следующий за текущим; 150133530 150231530
3.4. на иные года 150193530 150291530
4. Принятие денежных обязательств 150211530 150212530
5. Перечисление субсидии 120673560 130405530
6. Формирование вложений в финансовые активы в сумме расходов от предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений (Отчет об использовании субсидии, в сумме произведенных организации расходов) 121532530 121533530 130273730 130273730
7. Зачет ранее перечисленного аванса 130273830 120673660
8. Принятие к бюджетному учету финансовых активов форме участия (вкладов в уставные фонды):    
8.1. В части государственных предприятий (Справка (ф.0504833) 120432530 121532630
8.2. в учреждений (Справка (ф.0504833) 120433530 121533630

»

Из статьи журнала «УЧЕТ В УЧРЕЖДЕНИИ», № 9, сентябрь 2015


Поступили деньги на капстроительство? Учет операций без ошибок

О чем пойдет речь: чтобы избежать проблем при проверках, соблюдайте условия, установленные в соглашении с получателем бюджетных средств. В учете придерживайтесь порядка, изложенного в инструкциях № 174н и № 157н. А при планировании экспертизы результатов строительных работ не забудьте о последних разъяснениях Минфина России.

Иван СИДОРОВ, эксперт журнала «Учет в учреждении»

Порядок предоставления субсидии на капвложения

Решение о выделении субсидии на капитальные вложения принимает орган власти (как правило, учредитель). На использование таких средств установлены ограничения. Например, обычно из них нельзя профинансировать разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта. Такие работы можно учесть при формировании сметной стоимости только с разрешения уполномоченного органа власти.

Учреждению выделяют субсидии на капитальные вложения на условиях, прописанных в соглашении с получателем бюджетных средств

Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию, и бюджетное учреждение подписывают соглашение. Его в силу пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ можно заключить в отношении одного или нескольких объектов. Помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения, этот документ должен предусматривать, в частности:

условие о соблюдении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;

обязанность учреждения открыть в органе Федерального казначейства (финансовом органе) лицевой счет для учета операций по получению и использованию субсидий;

сроки перечисления субсидии (порядок их определения);

право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения условий соглашения;

порядок возврата неиспользованных остатков субсидии;

порядок возврата сумм, использованных учреждением;

положение о том, что в случае нарушения условия о софинансировании капитальных вложений предоставление субсидии будет приостановлено либо сократится ее объем;

порядок и сроки подачи отчетности об использовании субсидии;

случаи и порядок внесения изменений в соглашение.*

Для соглашений о выделении субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям установлены еще и дополнительные требования. В частности, в документ включают обязательство учреждения осуществлять эксплуатационные расходы на содержание объекта после ввода в эксплуатацию (приобретения) за счет средств, получаемых из федерального бюджета.

Из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157Н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

Счет 10100 "Основные средства"

47. В целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;

суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;

затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;

суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор,* проценты по займам на их приобретение (создание), затраты по договору лизинга.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.


Из постановления, методики Госстроя России от 05.03.2004 №№ 15/1, МДС 81-35.2004

Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции натерритории Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

III. Общие положения по определению стоимости строительства

3.1. Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.*

3.15. Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.*

3.17. Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Сводный сметный расчет стоимости строительства

4.71. Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей, рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.*

Определение размера средств на содержание службы заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора

4.87. В главу 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия" включаются в графы 7 и 8 средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных и реставрационных работ. В отдельных случаях, при соответствующих расчетных обоснованиях, допускается установление индивидуальных нормативов для конкретной стройки или службы заказчика-застройщика, согласованных в установленном порядке.*

Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ », № 129, декабрь 2013

Нюансы отражения затрат на незавершенное строительство

Г.Э. Каспаров,

эксперт по бюджетному учету

Учет объектов незавершенного строительства имеет особенности и, как правило, вызывает затруднения. Поэтому расскажем о том, что принять во внимание бухгалтеру казенного учреждения в данном случае.

Основное понятие

Капитальное строительство – процесс длительный, зачастую занимающий несколько лет. Расходы на строительство списать на финансовый результат нельзя, потому что они направлены на создание основного средства. В то же время учесть строящийся объект в качестве основного средства не представляется возможным. Такое промежуточное состояние принято называть незавершенным строительством.*

Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам, так как прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем, согласно пункту 39 Инструкции № 157н, материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, к основным средствам не относятся. Только законченные объекты нефинансовых активов на основании подтверждающих документов могут быть переведены в состав основных средств. До момента окончания работ по строительству объект продолжает учитываться в качестве вложений в нефинансовые активы.

Особенности учета расходов

Учет любых объектов незавершенного строительства ведется на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» (п. 127130Инструкции № 157н).

При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости отражаются все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Подробный перечень таких затрат приведен в пунктах 4.71–4.103 Методики.

Однако из данного правила есть исключение – затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах. Они перечислены в пункте 3.1.7 письма Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее – письмо № 160). Отдельные виды затрат, не увеличивающие стоимость основных средств и не предусмотренные в сводных сметных расчетах, также приведены в пункте 3.1.7 этого письма.

Таким образом, любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются казенным учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47295 Инструкции № 157н). › |*

› | До завершения строительства затраты, связанные с ним, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, целесообразно учитывать на дополнительных забалансовых счетах в порядке, предусмотренном учетной политикой (п. 332 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 3.1.1 письма № 160, затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.

В этом же пункте приведена и рекомендуемая структура расходов, на основании которой может быть построен аналитический учет капитальных вложений.

Подробно с порядком учета затрат при строительстве объектов можно ознакомиться в разделе 3 письма № 160. Отметим лишь, что аналитический учет капитальных вложений может быть организован:

по объектам;

по подрядчикам (а также работам, выполняемым хозяйственным способом);

по договорам (контрактам) и этапам выполнения работ;

по разделам (главам) сводного сметного расчета и т. д.

Кроме того, аналитический учет должен обеспечить возможность получения данных о затратах по следующим направлениям:

строительные работы и реконструкция;

монтаж оборудования;

оборудование, требующее монтажа;

оборудование, не требующее монтажа;

инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, и т. д.

Порядок включения затрат в стоимость

В ходе создания объекта недвижимости группируются все затраты, связанные с осуществлением строительства.

Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, установлен в пункте 47 Инструкции № 157н.

Фактические вложения определяются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой данным налогом, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ,

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта, технический (строительный) надзор, и т. д.*

Не входят в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны со строительством.

На основании положений данной нормы не представляется возможным организовать обоснованный с экономической точки зрения бухгалтерский учет затрат, производимых госучреждением в ходе создания объекта капитального строительства. Это объясняется тем, что Инструкция № 157н не содержит специальных правил, связанных с организацией бухучета долгосрочных инвестиций, договоров (контрактов) на капитальное строительство.

Следовательно, детальный порядок организации бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства учреждению нужно предусмотреть в учетной политике. За основу рекомендуется взять ключевые принципы организации учета капитальных вложений и группировки затрат, сформулированные в письме № 160 и Методике. › |

› | Составить учетную политику на 2014 год поможет сервис «Учетная политика». Проверьте, продлена ли ваша подписка на следующий год.

Документальное оформление

Информация о затратах, осуществляемых учреждением в ходе строительства, отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащих обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункте 7 Инструкции № 157н.

Согласно Указаниям, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100, для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2).

Он составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф. КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3).

Аналитический учет затрат на строительство ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся, приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции № 157н).

Для аналитического учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект строительства, может применяться Ведомость учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект (приложение к карточке). › |

› | Учетной политикой учреждения в целях дополнительного учета затрат капитального характера может быть предусмотрено ведение дополнительных учетных регистров. Например, может использоваться Карточка учета капитальных вложений.

Отражение сумм в учете

Суммы, накопленные на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения», в установленном порядке могут списываться:

в дебет счета 101 10 «Основные средства» – при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости;

в дебет счетов 401 20 «Финансовый результат экономического субъекта», 304 04 «Внутриведомственные расчеты» – при передаче государственным и муниципальным организациям;

в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» – при передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, а также физическим лицам;

в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» – при списании произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы по решению уполномоченного органа, а также уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» – при списании произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя (п. 34 Инструкции № 162н).

Причем учтите, что при отражении операций по принятию к учету объекта основных средств по кредиту счета 0 106 00 000 в разрядах 24–26 учреждения должны использовать код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ при формировании данного счета используется только в том случае, когда происходит списание или передача вложений в основные средства.

В заключение отметим, что незавершенное строительство не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций, так как не является основным средством (ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
До момента окончания работ по строительству объект учитывается в качестве вложений в нефинансовые активы и не облагается налогом на имущество организаций.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль