Должностной оклад руководителя

812

Вопрос

подскажите, пожалуйста, можно ли установить оклад старшему преподавателю больше, чем руководителю образовательного учреждения? в приказе 545 оклад начальника учебного центра 11266,00 (2 категория), а старшего преподавателя - 12166,00. Соответственно оклад заместителя начальника и главного бухгалтера будет на 10% ниже, то есть 10 139,4. Оклад ведущего бухгалтера 10429,00. Здесь нет никаких нарушений? У подчиненного оклад выше - это не нарушение ТК? При этом должностной оклад руководителя учреждения рекомендуется определять трудовым договором в размере, составляющем 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения, согласно перечню должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.ПриказО Методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (не нуждается в госрегистрации)11:43:21, 27 янв.что значит 3 размера?

Ответ

Отвечает Наталья Зорина, эксперт

Должностной оклад руководителя определите в трудовом договоре (ст. 145 ТК РФ). То есть размер оклада для руководителя учреждения устанавливает учредитель.

Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений. Об этом сказано в п. 22 Единых рекомендаций.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера федерального учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1), 3, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583; п. 26 Единых рекомендаций.

При назначении оклада руководителю учреждения, который утверждается ему учредителем, должна учитываться масштабность управления.

Исходя из норм законодательства, оклад руководителя учреждения должна быть выше оклада подчиненного.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов соответствующих профессиональных квалификационных групп (ст. 144 ТК РФ).

Систему оплаты труда в федеральном автономном учреждении устанавливает руководитель учреждения. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые должности. При определении оклада, ставки зарплаты можно учитывать минимальные оклады, приведенные в примерных положениях об оплате труда. Для автономных учреждений Положение учредителя носит рекомендательный характер.

Обоснование
 

Из рекомендации
Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как установить систему оплаты труда в автономном учреждении

Порядок на федеральном уровне

В федеральных автономных учреждениях систему оплаты труда установите в порядке, который утвержден постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 (ст. 144 ТК РФ).

Систему оплаты труда разрабатывайте с учетом:

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. Комплексный план их разработки на 2014–2016 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. Опубликованные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяются основнойвспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 22(1)7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что учредители (ГРБС) вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Если такие показатели и перечни установлены, то их также следует учесть при определении системы оплаты труда.

Это следует из пункта 10(2), Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Входящие в систему оплаты труда оклады, ставки зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера закрепите в:

Об этом сказано в статьях 135144 Трудового кодекса РФ и пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Внимание: распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Подробнее о содержании программы, ее этапах и заключении эффективных контрактов с сотрудниками см.Как установить систему оплаты труда в бюджетном учреждении.

Размеры окладов

Размер должностных окладов сотрудников устанавливает руководитель с учетом установленной в учреждении системы оплаты труда.

Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые должности (п. 11 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12). Для каждого вида экономической деятельности утверждены свои ПКГ. Действующие в настоящее время ПКГ приведены в таблице. ПКГ могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда (абз. 2 п. 11 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г. № 12).

При определении оклада, ставки зарплаты можно учитывать минимальные оклады, приведенные в примерных положениях об оплате труда.

Должностной оклад руководителя определите в трудовом договоре.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера федерального учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1)3, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

ПРИКАЗ МЧС РОССИИ ОТ 22.09.2009 № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»

«I. Размеры окладов (тарифных ставок) работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России

1. Должностные оклады руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей) (далее - работники) устанавливаются согласно схемам должностных окладов, приведенных в пунктах 5-15 настоящего приложения.

Наименование должностей, а также внутридолжностное категорирование производится с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

2. Должностные оклады руководителя (начальника) филиала учреждения; заместителей руководителя (начальника) учреждения, филиала учреждения, структурного подразделения учреждения; главных специалистов учреждения (главного бухгалтера, главного инженера, главного энергетика и других главных специалистов учреждения) устанавливаются в размере на 10-30 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя (начальника).

3. Должностные оклады помощников руководителя (начальника) устанавливаются в размере на 30-40 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя (начальника).

4. Работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, тарифные ставки устанавливаются в соответствии с пунктом 16 настоящего приложения.

9. Должностные оклады работников высшего и дополнительного профессионального образования

Категории и должности работников Должностной оклад (в руб.)
1 2
Профессорско-преподавательский состав
Преподаватель-стажер 6230
Ассистент, преподаватель 8220
Старший преподаватель 9590
Доцент 11130
Профессор 12860
Заведующий кафедрой *
Декан факультета *
Руководящий состав вузов и их структурных подразделений
Ректор 16490
Директор (руководитель) филиала, института, являющегося структурным подразделением образовательного учреждения 12860
Директор (руководитель) структурного подразделения; ученый секретарь 11130
Начальник (директор, заведующий, руководитель): учебной лабораторией, музеем, кабинетом, учебно-научной станцией (службой, бюро, базой), подготовительным отделением, учебно-консультационным пунктом, учебной мастерской 9590
Руководители: студенческого исследовательского бюро, производственной практики 9590

* Декану и заведующему кафедрой устанавливается оклад соответствующего преподавателя и доплата до 30 процентов за заведование кафедрой.»

Статья 145 Трудового кодекса РФ

«Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 145. Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»


«3. Установить, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

2.1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.

Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.

3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.»

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Как оформить прием на работу руководителя

Назначение на должность

Прием на работу руководителя госучреждения входит в компетенцию учредителя (вышестоящего органа власти). Именно он назначает руководителя на должность, заключает с ним трудовой договор, а также выполняет другие функции работодателя (устанавливает размер зарплаты, назначает премии, предоставляет отпуск).

Такой вывод следует из положений пункта 4 статьи 51 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункта 3 статьи 26.11 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, подпункта «г» пункта 3 Положения о полномочиях учредителя федерального бюджетного учреждения, подпункта «г» пункта 3 Положения о полномочиях учредителя федерального казенного учреждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537подпункта «л» пункта 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 октября 2007 г. № 662.

Нужно отметить, что в некоторых случаях для назначения руководителя на должность есть ограничения по возрасту. В частности, в научных учреждениях должность руководителя может занимать человек не старше 65 лет (ст. 336.2 ТК РФ).

РЕШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ 25.12.2015 № 12 «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год»

«VI. Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

25. Условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

26. Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Условия оплаты труда указанных работников устанавливаются трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами, локальными актами учреждений.

Рекомендуется устанавливать соотношение средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение соотношения средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

27. Выплаты компенсационного характера устанавливаются заместителям руководителей и главным бухгалтерам учреждений в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений рекомендуется устанавливать с учетом достижения целевых показателей эффективности их работы.»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль