Дополнительное соглашение при изменениях в контракте

3633

Вопрос

Подскажите как поступить, если, например, сумма договора по поставке газа за 2015 год 1 000 000,00 руб, а актов на поставку газа за 12 месяцев вышло на 900 000,00 руб. Нужно ли заключать с ресурсоснабжающей организацией дополнительное соглашение, в котором изменится сумма договора? Как быть с обязательствами (502 счет) в бухгалтерском учете, ведь обязательства считаются не выполнены?И наоборот, сумма обязательств меньше, чем сумма денежных обязательств? Заключать ли дополнительное соглашение или обязательство принять по денежному обязательству?

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт

Да, заключите дополнительное соглашение о расторжении договора на фактически исполненную сумму, либо допсоглашение об изменении суммы договора. В бухучете отразите сторнирование на счетах санкционирования.

Сумма обязательств не должна быть меньше суммы денежных обязательств. В случае, если договором предусмотрено изменение суммы договора в пределах 10% от первоначальной, то в такой ситуации вы вправе внести изменения и увеличить сумму договора.

В соответствии с пунктом 167 Инструкции 174н, уменьшение принятых учреждением обязательств отражается в учете способом «Красное сторно».

Уменьшение принятых учреждением денежных обязательств отразите также способом «Красное сторно».

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Изменение условий контракта

По общему правилу изменять существенные условия контракта недопустимо, в том числе и его цену (ч. 2 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). А какие именно условия, помимо цены, считать существенными? Это условие о предмете контракта, об источнике финансирования, сроках приемки и оплаты,* а также условия, предусмотренные статьей 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в частности, об ответственности поставщика, о порядке и сроках оплаты). Так установлено в абзаце 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ и разъяснено Минэкономразвития России в письме от 10 августа 2015 г. № Д28и-2323 и пунктах 23 письма Минэкономразвития России от 3 августа 2015 г. № Д28и-2286.

Но есть исключения из правил, когда изменить существенные условия все же можно. Так, в контрактах на строительство в пределах общей цены можно перераспределить стоимость отдельных статей сметного расчета. Но для этого надо прописать такую возможность в документации о закупке и самом контракте. Так считает Минэкономразвития России (письмо от 22 января 2015 г. № Д28и-101).

Другие случаи исключений изложены в части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. С перечнем условий контракта, которые разрешается менять, можно ознакомиться в таблице.*


Ситуация: нужно ли заключать дополнительное соглашение об изменении цены контракта. Сумма фактических расходов по контракту оказалась меньше его первоначальной цены

Да, нужно.

По общему правилу цена контракта является твердой. Это означает, что в большинстве случаев в ходе исполнения контракта она не может изменяться. Из этого правила есть ряд исключений. В частности, цену контракта можно изменить по соглашению сторон, если количество товаров (объем оказываемых услуг, выполняемых работ) и другие условия контракта не меняются. При этом цена может быть только снижена. Такой порядок установлен частью 2 статьи 34, подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 9 июня 2011 г. № Д28-64.

Контракт является гражданско-правовым договором (п. 38 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ,ст. 525–534 ГК РФ). При изменении какого-либо условия гражданско-правового договора нужно заключить дополнительное соглашение в той же форме, что и сам договор (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Контракт заключается в письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Следовательно, дополнительное соглашение к контракту также должно быть заключено в письменной форме.*

2. Из статьи журнала Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №4, апрель 2013

Фактический объем услуг по контракту оказался меньше: порядок действий

Рассмотрим ситуацию, которая на практике встречается нередко. После размещения заказа бюджетным учреждением при выполнении работ выяснилось, что их фактический объем должен быть меньше. Можно ли внести изменения в заключенный гражданско-правовой договор? Давайте разбираться.

Нормы законодательства

Нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг...» (далее – Закон № 94-ФЗ) жестко ограничивают возможность изменения контракта. Так, часть 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусматривает, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, кроме случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (договор энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком), а также установленных частями 4.266.2–6.4 статьи 9 указанного закона.*

Не подлежит изменению и количество поставляемых товаров (работ, услуг). Так, частью 4.2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ специально оговорены случаи заключения контракта без определения заранее объема фактически оказываемых услуг, выполняемых работ, когда данный объем определить невозможно.

В качестве исключения частью 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрена возможность одновременного изменения в ходе исполнения контракта цены контракта и количества поставляемых товаров, а также объема перечисленных в этой части оказываемых услуг. Если контракты на выполнение работ (оказание услуг) к числу вышеуказанных исключений не относятся, стороны не вправе согласовать уменьшение объема оказанных услуг и цены контракта. Возникает вопрос: как же тогда поступить?

Решение проблемы

По мнению автора, в рассматриваемой ситуации стороны контракта вправе расторгнуть его по обоюдному соглашению либо посчитать надлежащим образом исполненным в объеме фактически сложившихся потребностей заказчика с направлением в реестр контрактов соответствующих сведений.*

Никаких ограничений или специальных условий для расторжения контракта по соглашению сторон Закон № 94-ФЗ не устанавливает. Должно быть только взаимное согласие обеих сторон.

Поэтому, если у заказчика фактически нет потребности в выполнении всего объема работ, предусмотренного контрактом, он может быть расторгнут по соглашению сторон.

Отметим: в пункте 44 обзорного письма Федерального казначейства от 2 июля 2012 г. № 42-7.4-05/6.3-354 разъяснено, что при изменении объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, рекомендовано оформлять соглашение о его расторжении по соглашению сторон.

В этом случае в реестр контрактов направляются сведения о расторжении контракта. В качестве причины расторжения можно указать обоюдное согласие сторон или сослаться на несоответствие объемов работ, установленных в контракте, фактическим потребностям бюджетного учреждения.*

При этом следует учитывать, что в случае расторжения договора обязательства сторон прекращаются с момента заключения соглашения о его расторжении, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (ст. 453 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, с момента заключения соглашения о расторжении контракта прекратится обязательство по выполнению тех работ, которые подлежали выполнению до момента его расторжения.

Л.П. Ситникова, эксперт по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях

3. Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2015 N Д28и-2478

«Вопрос: Об определении цены госконтракта на поставку электроэнергии и о возможности изменения существенных условий контракта при его исполнении.*

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 августа 2015 г. N Д28и-2478

«Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

В этой связи следует отметить, что Правительством Российской Федерации не установлено каких-либо случаев, в которых при заключении государственного контракта на предоставление услуг по энергоснабжению указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.

Таким образом, цена контракта на поставку электрической энергии должна быть твердой и определяться на весь срок исполнения контракта.

Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта (при осуществлении закупки путем заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) была предусмотрена этим контрактом, в том числе в случае увеличения по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшения предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.* Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение цены контракта при его исполнении допускается в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

При этом в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в части установления возможности заключения контрактов на поставку электроэнергии по единым расценкам в пределах максимальной цены контракта.»

4. Закупки в вопросах-ответах: планирование на 2016 год

Здесь собраны ответы на самые интересные вопросы участников недавней онлайн-конференции. Вы можете прочитать их бесплатно, если зарегистрировались в Системе Главбух.

Бюджетное учреждение заключило контракт на молочную продукцию, но выбрать весь объем к концу года не может. Как быть?

В этом случае возможны два варианта развития событий. Если объем неисполненного обязательства меньше 10 процентов, то можно внести изменения в контракт – уменьшить цену и количество. Если же объем неисполненного обязательства больше 10 процентов, то стоит попробовать расторгнуть контракт по соглашению сторон. При этом поставщик не обязан идти вам навстречу. Подробнее*

5.Из статьи журнала «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 1, ЯНВАРЬ 2015

Если объем поставки превышает запланированный

Контракты с единственным поставщиком на поставку коммунальных услуг заключены на сумму выделенных лимитов. Как быть, если выяснится, что объемы, прописанные в контракте, занижены (по факту поставки объемы больше), и по заявке будут выделены дополнительные лимиты? Каким образом внести изменения в контракты?

Отвечает
О.А. Беляева,
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н.

Можно заключить дополнительное соглашение на изменение объемов поставки на основании пункта «б» части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Но это возможно только в пределах 10 процентов от первоначально предусмотренного контрактом объема. Если по факту учреждению нужно больше, то следует внести изменения в план-график, а затем заключить новый контракт на новые объемы.*

6. Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению отразить в бухучете принятие и исполнение плановых назначений, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности

Все бюджетные и автономные учреждения должны составлять План финансово-хозяйственной деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗп. 7 ч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. Подробнее об этом см. Как составить План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.*

Аналитический учет сумм обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами 318320 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н, пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Обязательства

К обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

Обязательства по конкурентным закупкам (принимаемые обязательства)

К принимаемым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства по товарам, работам и услугам, закупка которых будет проведена одним из конкурентных способов (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений). При этом, в каком порядке будут проведены такие закупки (по Закону № 44-ФЗ или Закону № 223-ФЗ), значения не имеет.

Принятие обязательств отражайте в два этапа: первый – при размещении извещения о закупке на сайте, второй – при заключении контракта.*

Порядок учета принимаемых обязательств, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных плановых назначений, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

1. Принимаемые обязательства отражайте датой размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Суммой обязательства будет начальная (максимальная) цена контракта.

Принимаемые обязательства, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:

Дебет 0.506.10.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.17.(в разрезе КОСГУ)
– отражены суммы принимаемых обязательств на текущий финансовый год;*

Дебет 0.506.20.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.27.(в разрезе КОСГУ)
– отражены суммы принимаемых обязательств на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год);

Дебет 0.506.30.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.37.(в разрезе КОСГУ)
– отражены суммы принимаемых обязательств на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным);

Дебет 0.506.40.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.47.(в разрезе КОСГУ)
– отражены суммы принимаемых обязательств на второй год, следующий за очередным.

2. После заключения контракта сделайте проводки:

Дебет 0.502.17.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.11.(в разрезе КОСГУ)*
– приняты суммы обязательств по контрактам, заключенным по итогам конкурентных закупок, в текущем году;

Дебет 0.502.27.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.21.(в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы обязательств по контрактам, заключенным по итогам конкурентных закупок, на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год).

Если в результате закупок удалось сэкономить, то ранее принятую сумму обязательств нужно откорректировать. Сделайте это обратной проводкой (т. е. Дебет 502.07 Кредит 506.00).

Такой порядок приведен в письме Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 02-07-07/19450.

Обязательства по закупкам у единственного поставщика и другим расходам по текущей деятельности

Обязательства по контрактам, заключенным с единственным поставщиком, а также по другим расходам, которые связаны с текущей деятельностью (зарплата, страховые взносы и налоги, штрафы и другие выплаты), отражайте сразу на счете 0.502.01.000. Исключение – расходы, по которым принято решение о формировании резервов.

В бухучете принятые обязательства в зависимости от типа учреждения отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Принятые обязательства, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:

Дебет 0.506.10.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.11.(в разрезе КОСГУ)
– приняты (увеличены) суммы обязательств на текущий финансовый год (на основании договоров, соглашений, положений законодательства);

Уменьшение принятых учреждением обязательств отразите способом «Красное сторно».

Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции № 174н,* Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 502.00506.00).

Денежные обязательства

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании документов, подтверждающих их принятие. К примеру, это:*

  • накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
  • акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – при выполнении работ (оказании услуг);
  • исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • другие предусмотренные законодательством документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств (например, универсальный передаточный акт).

Перечень документов-оснований для принятия обязательств в бюджетных и автономных учреждениях, по сути тот же, что и для получателей бюджетных средств.

В бухучете денежные обязательства принимайте в следующем порядке.

В учете бюджетных учреждений:

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:

Дебет 0.502.11.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.12.(в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год (на основании документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг);*

Дебет 0.502.21.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.22.(в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на очередной финансовый год (на основании положений законодательства, документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг).

Уменьшение принятых учреждением денежных обязательств отразите способом «Красное сторно».

Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 502.00506.00).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль