КВР,КОСГУ, погашение беспроцентной ссуды

635

Вопрос

Работникам учреждения была предоставлена беспроцентная ссуда. Погашение ссуды осуществляется путем внесения наличных денежных средств в кассу. В 2015 году в банк вносили по статье КОСГУ 640. В связи с изменениями КОСГУ на КВР в 2016 году возник вопрос: на какой КВР отнести данные суммы?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

Оплата расходов теперь проходит не по КОСГУ, а по коду видов расходов (КВР). При оплате расходов за счет средств от предпринимательской деятельности, субсидий, средств на обязательное медицинское страхование бюджетные учреждения применяют код вида расходов. С 2016 года коды КОСГУ для детализации оплаты не применяются (нужны только для бухгалтерского учета и отчетности). Но это актуально только для расходов. А в части источников финансирования дефицита средств платежи по-прежнему отражаются по кодам КОСГУ (п. 8.1 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 г. № 81н).

Поэтому при погашении ссуды применяйте код 00000000000000000640.

Обоснование

Из рекомендации

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Как определить вид расходов классификации расходов бюджетов

Кто должен применять

Коды видов расходов (КВР) должны применять все госорганы, внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и государственные (муниципальные) учреждения. Бюджетные и автономные учреждения КВР применяют с 1 января 2016 года.*

Общие положения

Код вида расходов является составной частью классификации расходов бюджетов. Структура кода вида расхода состоит из соответствующей группы, подгруппы и элемента (18–20-й разряды).

Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в пункте 5раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к данному приказу.*

В выделены следующие группы видов расходов:

100 – расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;

200 – закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

300 – социальное обеспечение и иные выплаты населению;

400 – капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;

500 – межбюджетные трансферты;

600 – предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;

700 – обслуживание государственного (муниципального) долга;

800 – иные бюджетные ассигнования.

Они детализированы до подгрупп (к примеру, 110, 340 и др.) и элементов (в частности, 111, 119, 244).

Для бюджетных и автономных учреждений этот перечень урезан. Они могут применять такие коды:

на зарплату и другие выплаты сотрудникам – КВР 111112113;

на страховые взносы и выплату пособий за счет ФСС России – КВР 119;

на закупку товаров, работ, услуг – КВР 220240 (кроме КВР 242);

на социальные выплаты гражданам – КВР 321 или приобретение товаров, работ, услуг для соцобеспечения – КВР 323;

на стипендии – КВР 340, премии, гранты отдельным физлицам – КВР 350, иные выплаты населению – КВР 360;

на капвложения: в рамках переданных полномочий – КВР 410416, в строительство недвижимости – КВР 417;

на исполнение судебных актов – КВР 831;

на уплату налогов, сборов и иных платежей – КВР 850;

на взносы в международные организации – КВР 862, а также платежи по соглашениям с правительствами иностранных государств и международными организациями – КВР 863.*

Увязка видов расходов и КОСГУ

При распределении затрат по видам расходов нужно обязательно руководствоваться таблицей соответствия этих кодов и кодов КОСГУ (п. 5.1 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Это должны делать все госорганы (органы местного самоуправления), внебюджетные фонды и учреждения.

Для бюджетных и автономных учреждений Минфин России дополнительно привел уточняющую таблицу соответствия КВР и КОСГУ.

Из рекомендации

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса

(департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как для целей бухучета и отчетности распределить расходы по статьям (подстатьям) КОСГУ

Изменения в 2016 году

С 2016 года правила применения КОСГУ изменились. А именно: оплата расходов теперь проходит не по КОСГУ, а по коду видов расходов (КВР).

Но коды КОСГУ все равно остаются. Только использовать их нужно в бухучете и при составлении отчетности. Связано это с тем, что эти коды встроены в аналитику счетов бухучета. Например:*

Название КОСГУ Счета
по учету нефинансовых активов расчетов с контрагентами по учету себестоимости и финансовых результатов
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, в т. ч.:
– зарплата 211 302.11 109.00.211
401.20.211
– прочие выплаты 212 302.12 109.00.212
401.20.212
– начисления на выплаты по зарплате 213 302.13 109.00.213
401.20.213
Оплата работ, услуг, в т. ч.:
– услуги связи 221 206.21
302.21
109.00.221
401.20.221
– работы, услуги по содержанию имущества 225 206.25
302.25
109.00.225
401.20.225
Нефинансовые активы, в т. ч.:
– основные средства 310 106.11.310
101.00.310
206.31
302.31
-
– материальные запасы 340 106.34.340
105.00.340
206.34
302.34
-

А в отчетности для бюджетных и автономных учреждений планируют ввести новую форму отчетности – Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723), который детализирован статьями (подстатьями) КОСГУ (см. проект).

Важно: новые правила вовсе не означают, что к выбору статьи (подстатьи) КОСГУ можно относиться проще. И несмотря на то, что ответственности за нецелевое использование по КОСГУ теперь не будет (ведь не будет оплаты по КОСГУ), но отражение операции по неправильном коду КОСГУ может привести к искажению отчетности. А за это также предусмотрена ответственность.

<…>

Из книги «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях – 2015»

Учет расчетов по кредитам и займам

Для учета расчетов по предоставленным суммам заимствований и начисленным по ним процентам, штрафам и пеням предназначен счет 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)».

Учет ведется по аналитическим группам синтетического счета предоставленных заимствований:

- 10 «Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)»;

- 20 «Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)».

Положительные (отрицательные) курсовые разницы, которые возникают при расчете рублевого эквивалента, относят на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте и отражают как финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитический учет расчетов по займам (ссудам) ведется в Карточке учета выданных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе видов заимствований и дебиторов, а также сумм основного долга, начисленных процентов, штрафов и (или) пеней (п. 210 Инструкции № 157н). Отражение операций по счету осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), а в части операций по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов) – в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 211 Инструкции № 157н).

Право учреждения на кредиты и займы

Изначально отметим, что положениями Закона № 83-ФЗ установлен запрет на право получения и предоставления кредитов только для казенных учреждений. Для бюджетных учреждений таких ограничений нет.

Также бюджетным учреждениям разрешается выдавать займы работникам за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход. Предоставление указанных займов должно быть предусмотрено нормами законодательства РФ и согласовано с вышестоящей организацией. Расходы на эти цели необходимо прописать в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

С работником, которому выдают заем, заключается договор займа в рамках, установленных гражданским законодательством.

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи. Заемщик в свою очередь обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить валюту и сумму займа, срок, на который он выдается.

Налогообложение займов

Если заем беспроцентный или выдан под льготные проценты, у сотрудника возникает материальная выгода от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ). Она подпадает под обложение налогом на доходы физических лиц (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ). В связи с этим возникает сложность, если учреждение предоставило работнику беспроцентный заем. Ведь в таком случае даты уплаты процентов просто нет. Получается, что и облагаемого НДФЛ дохода формально не возникает (п. 67 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Однако, по мнению чиновников и судей, материальная выгода по беспроцентным займам все же может быть определена и потому облагается НДФЛ (письма Минфина России от 25 июля 2011 г. № 03-04-05/6-531УФНС России по г. Москве от 4 мая 2009 г. № 20-15/3/043262@,постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 августа 2012 г. № А27-9497/2011).

Ситуация меняется, если заемные средства были предоставлены за счет бюджета. В этом случае однозначно материальная выгода отсутствует (письмо Минфина России от 8 декабря 2009 г. № 03-04-05-01/885). То есть в таком случае НДФЛ исчислять и удерживать не надо.

Материальная выгода, образующаяся у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору.

Поэтому обязанности начислять взносы у учреждения не возникает.

Далее рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример
по учету расчетов по предоставленным займам

Работник бюджетного учреждения получил заем в сумме 5000 руб. сроком на три месяца.
В учете бюджетного учреждения составлены следующие бухгалтерские записи (для упрощения примера операции по начислению процентов не рассматриваются):

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списаны суммы с лицевого счета учреждения* 2 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов органе казначейства»
5000
Поступили средства в кассу учреждения для выдачи займа 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
2 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
5000
Выданы деньги работнику 2 207 14 540
«Увеличение задолженности дебиторов по займам, ссудам»
2 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
5000
Внесены суммы в кассу бюджетного учреждения для погашения займа* 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
2 207 14 640
«Уменьшение задолженности дебиторов по займам, ссудам»
5000

* На забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» учтено 5000 руб.

Если сумма ранее выданного займа удерживается из заработной платы работника бюджетного учреждения, то бухгалтерские записи будут следующими:

Содержание операции Дебет Кредит
Удержана сумма займа из заработной платы работника 2 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
2 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Отражено уменьшение задолженности по займу 2 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
2 207 14 640
«Уменьшение задолженности дебиторов по займам, ссудам»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль