Использование бюджетным учреждением доходов от аренды помещения

449

Вопрос

В Бюджетное учреждение поступили денежные средства от аренды нежилого помещения как должны расходоваться данные средства? Должна ли часть средств направляться на комунальные услуги и прочее?

Ответ

Отвечает Нина Бешнова, эксперт

Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По общему правилу при заключении договора аренды обязанность по содержанию имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором.

Обоснование
 

Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в бухучете доходы от сдачи имущества в аренду

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения при сдаче в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества должны получить согласие собственника. Остальным имуществом они вправе распоряжаться самостоятельно.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 10 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

В учете операции по начислению и поступлению арендных платежей отразите следующими проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход в виде арендной платы 2.205.21.560 2.401.10.120
2. Поступление арендной платы на лицевой счет:
2.1. Арендатор внес арендную плату на лицевой счет учреждения 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 120)
2.205.21.660
3. Поступление арендной платы в кассу:
3.1. Арендатор внес арендную плату в кассу учреждения 2.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 120)
2.205.21.660
3.2. Отражено выбытие из кассы суммы арендной платы 2.210.03.560
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)
2.201.34.610
одновременно увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 610)
3.3. Арендная плата зачислена на лицевой счет 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)
2.210.03.660
одновременно увеличение забалансового счета 18 (код аналитики 610)

Такой порядок установлен пунктами 72, 93–94, 114–115, 150 Инструкции № 174н, пунктами 365, 367 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Пример отражения арендной платы в бухучете бюджетного учреждения. Арендатор вносит плату ежемесячно за фактически оказанные услуги

В оперативном управлении у бюджетного учреждения «Альфа» находится нежилое помещение. Балансовая стоимость – 1 600 000 руб. В феврале «Альфа» по согласованию с учредителем заключила договор аренды на это помещение и в следующем месяце передала его арендатору.

Начиная с марта «Альфа» начисляет ежемесячную арендную плату в размере 90 000 руб. (в т. ч. НДС – 13 729 руб.).

Оплата от арендатора также поступает на счет учреждения ежемесячно (в последний день месяца, за который были оказаны услуги).

В бухучете учреждения сделаны следующие записи.

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
В марте:
1. Передано арендатору нежилое помещение по балансовой стоимости Увеличение забалансового счета 25 1 600 000
2. Начислен доход от сдачи имущества в аренду 2.205.21.560 2.401.10.120 90 000
3. Начислен НДС с суммы арендной платы
(90 000 руб. * 18/118)
2.401.10.120 2.303.04.730 13 729
4. Поступила арендная плата на лицевой счет учреждения 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 120)
2.205.21.660 90 000

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер включил в состав доходов сумму арендной платы за март в размере 76 721 руб. (90 000 руб. – 13 729 руб.).

С доходов от сдачи имущества в аренду надо заплатить налог на прибыль и НДС.

Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

По общему правилу при заключении договора аренды обязанность по содержанию имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором. То есть именно арендатор должен оплачивать коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Теперь попробуем разобраться, как правильно организовать расчеты по коммунальным услугам учреждениям, применяющим для ведения закупочной деятельности:

Отметим, что аренда жилого и нежилого недвижимого имущества подпадает под действие Закона о контрактной системе (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: как в этом случае учреждениям, применяющим данный порядок, организовать расчеты за арендованную недвижимость с коммунальными службами – поставщиками коммунальных услуг.

Учреждениям же, применяющим Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, организовать расчеты намного проще. Они могут применять нормы гражданского законодательства и прописать их в своем положении о закупке.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей воды);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Также и Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Оформление расчетов по 44-ФЗ

Ситуация: как организовать расчеты с арендодателем по коммунальным расходам за арендованное имущество, если учреждение проводит закупки по Закону № 44-ФЗ

В настоящее время не выработан единый подход к оформлению отношений по оплате коммунальных расходов арендодателю. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому вопросу также нет.

Закон о контрактной системе не устанавливает порядок оформления данных отношений между арендатором и арендодателем. Это позволяет сторонам самостоятельно выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате. В частности:

Далее рассмотрим плюсы и минусы различных вариантов расчетов.

Вариант 1. Арендатор оплачивает коммунальные услуги в составе арендной платы

Из буквального толкования положений закона следует, что цена должна быть твердой на весь период действия договора. При этом условие о цене должно быть сформулировано таким образом, чтобы от заказчика не требовалось никаких дополнительных расходов. Соблюсти это требование можно, включив сумму коммунальных услуг в состав арендной платы. Подтверждают такой вывод письма Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757 и от 29 января 2015 г. № Д28и-210, в которых сказано, что возмещение затрат на коммунальные услуги может быть предусмотрено в рамках договора аренды.

Но в этом случае могут возникнуть некоторые сложности. Они связаны с тем, что размер коммунальных расходов нельзя предугадать заранее. Поэтому может возникнуть ситуация, когда учреждение потребит больше или меньше услуг, чем установлено в договоре. По итогам года цену такого договора придется корректировать. А в случае применения Закона о контрактной системе скорректировать цену можно не более чем на десять процентов (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Вариант 2. Арендатор сам заключает контракты с поставщиками коммунальных услуг

Этот вариант организации расчетов является самым оптимальным с точки зрения контролирующих ведомств. При этом учреждение в общем порядке заключает контракты с поставщиками услуг как с единственными поставщиками. Но, к сожалению, его можно применять только в части услуг энергоснабжения.

Вариант 3. Арендатор возмещает арендодателю коммунальные расходы отдельным платежом

И последний вариант – это возмещать расходы на основании данных, которые предоставляет арендодатель. То есть расчеты в этом случае происходят по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей. Как правило, условие об этом устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но может быть оформлено и отдельным соглашением, например договором о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ). В этом случае оплата коммунальных услуг за арендованное имущество не подпадает по действие Закона о контрактной системе. Потому что арендатор фактически не приобретает услуги, а возмещает расходы арендодателю. Специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях подтверждают возможность оформить отношения таким образом. Кроме того, готовится законопроект, который узаконит такую практику.

Тем не менее до появления официальных разъяснений учреждение должно само принять решение о том, как оформить отношения с арендодателем в части оплаты коммунальных услуг.

Оформление расчетов по 223-ФЗ

Учреждения, которые ведут свою закупочную деятельность по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, порядок оформления расчетов по коммунальным услугам за арендованное имущество должны прописать в своем положении о закупке. При этом надо руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Расчеты по коммунальным услугам можно организовать следующими способами:

Вариант 1. Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного способа вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен оплачивать расходы на содержание арендованного имущества, если законом или договором не установлен другой порядок. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен не только оплатить арендную плату, но и компенсировать стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

Использование первого способа не всегда оправданно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). При этом величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы, что невыгодно арендодателю. Возможна и обратная ситуация – потребленные услуги окажутся меньше предусмотренных в договоре, что будет невыгодно арендатору.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Вариант 2. Компенсация стоимости услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг не входит в состав арендной платы. Арендатор компенсирует их арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является коммунальной службой (например, энергоснабжающей организацией). По этому договору арендатор возмещает часть стоимости услуг, которые за него оплатил арендодатель.

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Договор арендатора с коммунальными службами

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ. В рамках Закона о контрактной системе заключить такой договор можно с гарантирующим поставщиком электроэнергии без проведения конкурентных процедур (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг (поставка тепловой энергии, воды и газа), если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ). При этом если оформление правоотношений с коммунальными службами напрямую возможно, то у арендатора есть возможность заключить с ними контракты как с единственными поставщиками по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757).

Следует отметить, что к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу. Однако специалисты контролирующих ведомств считают его самым оптимальным для учреждений, которые проводят закупки по Закону о контрактной системе.

Более подробно можно прочесть, перейдя по ссылкам:

https://www.gosfinansy.ru/#/document/86/76507/?step=1

https://www.gosfinansy.ru/?utm_source=www.budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/11/42277/see-also/?step=17

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль