Внебюджетная деятельность

1826

Вопрос

Бюджетным учреждением было принято решение с мая 2016 года осуществлять предпринимательскую деятельность. Подскажите поэтапно какие мероприятия должны быть проведены для успешной деятельности. я хочу знать с чего начать чтобы осуществлять данную деятельность. В казначейском отделе финансового управления, открыт лицевой счет, с нашей стороны должно быть разработано положение по внебюджетной деятельности, положение по закупкам по 223-ФЗ, разместить его в ЕИС. В 223-ФЗ сказано что это нужно было делать в конце 2015года на 2016 год. Нас интересует можем ли мы начать свою внебюджетную деятельность с середины года.

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Вы вправе начать вести внебюджетную деятельность с середины года, если будет надлежащим образом оформлена необходимая документация. Так, наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетное учреждение вправе заниматься в соответствии с целями его создания. Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала бюджетное учреждение должно включить показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД. Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель. Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Осуществлять закупки за счет внебюджетных средств вы сможете только с 2017 года, предварительно до начала 2017 года разместив в ЕИС Положение о закупке.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить деятельность, приносящую доход

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Ведь законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, по которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за основные услуги не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания.* Занижение стоимости будет свидетельствовать:

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии на госзадание могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет бюджетных средств (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. То есть занижение стоимости платных услуг по сравнению с объемом финансирования таких же услуг по госзаданию влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Нужно отметить, что убыток по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным слугам) сам по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности(постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность нужно прекращать, если, конечно, нет других веских оснований для ее продолжения.

Порядок использования выручки

В рамках проверки платной деятельности важен и контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от платной деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФп. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:

Вопросы контроля

При ведении платной деятельности перечень вопросов, которые учреждение должно отслеживать в рамках внутреннего финансового контроля, зависит от его типа и вида деятельности.

Бюджетное учреждение в силу своей специфики проверяет:

2.Из рекомендации

Татьяны Кочновой, заместителя директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.


Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

В учете бюджетных учреждений:

Порядок определения платы за образовательные услуги бюджетного учреждения устанавливает учредитель. Но только в части услуг, которые являются основными видами деятельности* и оказываются в пределах или сверх госзадания. Например, для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такой порядок установлен приказом от 20 декабря 2010 г. № 1898. Причем размер платы на единицу платных образовательных услуг для этих учреждений должен быть не ниже величины базовых нормативных затрат, определенных Минобрнауки России (п. 6 Порядка, установленного приказом от 20 декабря 2010 г. № 1898).

Аналогичные порядки утверждены также на уровне субъектов РФ для подведомственных им учреждений. Например, для бюджетных образовательных учреждений, которые подведомственны Минобразования Московской области, Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ) утвержден приказом Минобразования Московской области от 20 декабря 2010 г. № 3573.

Если учреждение оказывает платные образовательные услуги, которые не являются основными видами деятельности, бюджетное учреждение вправе по своему усмотрению определять цены (тарифы) на такие услуги.

Согласовывать установленную учреждением стоимость образовательных услуг, с учредителем не нужно, независимо от того относятся услуги к основным видам деятельности или нет.

Такой вывод следует из пункта 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Все затраты, связанные с оказанием платных образовательных услуг, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным.

3.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков (т. е. в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При соблюдении определенных условий бюджетные учреждения могут проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Сделать это можно только при закупках:*

  • за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;
  • за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).


Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке. После чего его нужно утвердить у учредителя и разместить до начала года в Единой информационной системе. Важно то, что, кроме учредителя, утверждать положение никто не вправе.

Ежегодно (повторно) утверждать новое положение о закупке не нужно, этого законодательство не требует.

Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением по Закону № 223-ФЗ или в соответствии с Законом № 44-ФЗ изменить в течение года нельзя. То есть если до начала 2016 года вы свое положение не разместили, то применять Закон № 223-ФЗ в этом году вы уже не сможете. Также если в середине года учредитель отменил Положение о закупке, проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ вы сможете только со следующего года.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1,пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-351от 6 июля 2015 г. № Д28и-1899от 3 марта 2015 г. № 4635-ЕЕ/Д28Иот 25 февраля 2015 г. № Д28и-347от 29 января 2015 г. № Д28и-179от 26 ноября 2014 г. № Д28И-2490.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль