Операции при смене типа учреждения

563

Вопрос

уважаемые специалисты системы «Главбух»!Просим ответить на следующий вопрос:Бюджетное учреждение в связи с отсутствием в справочнике на сайте госуслуг части работ, которые выполнялись нами по муниципальному заданию, решено реорганизовать с 01 июля 2016г. в казенное. Подготавливаются изменения в Устав. После утверждения изменений в Устав подадим ф.13001 в налоговую.Просим Вас разъяснить принципы такого перехода:1. Как переносить остатки по счетам бухгалтерского учета (ведем деятельность по КВФО 4 (субсидия на выполнение муниципального задания) и по КВФО 2 (платная деятельность)?2. Что надо сделать с договорами на 2016г., которые заключались на весь год (например: охрана, обслуживание пож. и охр.сигнализации, водо-, тепло-, энергоснабжение и т.п.) Большинство этих договоров носит «общехозяйственную» направленность, и по учетной политике оплата и услуги распределялись по двум видам финансирования.3. Сдавать бухгалтерскую отчетность придется по двум инструкциям 174н и 162н?СПАСИБО!

Ответ

Ваш вопрос от 15.04.2016«Просим ответить на следующий вопрос:
Бюджетное учреждение в связи с отсутствием в справочнике на сайте госуслуг части работ, которые выполнялись нами по муниципальному заданию, решено реорганизовать с 01 июля 2016г. в казенное. Подготавливаются изменения в Устав. После утверждения изменений в Устав подадим ф.13001 в налоговую.
Просим Вас разъяснить принципы такого перехода:
1. Как переносить остатки по счетам бухгалтерского учета (ведем деятельность по КВФО 4 (субсидия на выполнение муниципального задания) и по КВФО 2 (платная деятельность)?
2. Что надо сделать с договорами на 2016г., которые заключались на весь год (например: охрана, обслуживание пож. и охр.сигнализации, водо-, тепло-, энергоснабжение и т.п.) Большинство этих договоров носит «общехозяйственную» направленность, и по учетной политике оплата и услуги распределялись по двум видам финансирования.
3. Сдавать бухгалтерскую отчетность придется по двум инструкциям 174н и 162н?»
Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Если производится передача активов и обязательств учреждения в собственность другого уровня бюджета, то следует руководствоваться разъяснениями, приведенными в совместном письме Минфина России и Казначейства России от 3 сентября 2012 г. № 02-03-09/3502, № 42-7.4-05/5.3-515.

Порядок проведения реорганизации бюджетных учреждений (в том числе сроки, документальное оформление, бухгалтерские проводки и т.п.) должен утверждаться и разъясняться учредителем. То есть такой порядок прописывается на местном уровне.

Например, в письме ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ МОСКВЫ от 15.10.2013 № 140-01-34-160/13 даны разъяснения, как отражать в учете прием-передачу остатков денежных средств, расчетов и обязательств при присоединении учреждений к другим бюджетным и казенным учреждениям.

Если производится смена типа учреждения на казенное- то при переводе остатков на План счетов бюджетного учета казенных учреждений руководствуйтесь Методическими рекомендациями по порядку отражения входящих остатков, доведенными Минфином России письмом от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546.

2. Если при исполнении контракта реорганизуется заказчик, то права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Поэтому расторгать или перезаключать контракт не нужно, просто составьте дополнительное соглашение, где и укажите нового заказчика.

3.Сдавать бухотчетность придется дважды: на начало проведения реорганизации (смены типа) и после. Промежуточная и окончательная годовая отчетность составляются в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных при реорганизации или ликвидации бюджетных учреждений

Обоснование
 

1.Из справочника

Основные изменения Инструкции № 162н, принятые в 2015 году

Внимание! Таблица подготовлена на основании приказов Минфина России:
– от 30 ноября 2015 г. № 184н – часть изменений вступит в силу в 2016 году, а другую часть нужно начать применять уже в 2015 году (ведь они должны быть учтены при составлении годовой отчетности);
– от 17 августа 2015 г. № 127н – применяется при формировании показателей учета на 1 октября 2015 года, если иное не установлено учетной политикой.

Изменения, которые нужно учесть при сдаче отчетности за 2015 год, принятые:

Изменения, которые вступают в силу в 2016 году.

Изменения по приказу Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н


Добавлен порядок отражения в учете принятия (выбытия) активов и обязательств по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования

В учете принимающей стороны

Принятие к учету нефинансовых, финансовых активов отражается по кредиту счета 0.304.06.730 и дебету: 0.100.00.000, 0.200.00.000

Принятие к учету расчетов по обязательствам отражается по дебету счета 0.304.06.830 и кредиту 0.300.00.000

Остатки на счетах финансовых результатов могут быть как дебетовыми, так и кредитовыми, поэтому принятие их к учету отражается разными проводками:
– по дебету счета 0.304.06.830 и кредиту 0.400.00.000;
– по кредиту счета 0.304.06.730 и дебету 0.400.00.000

В учете передающей стороны

Выбытие с учета нефинансовых, финансовых активов отражается по дебету счета 0.304.06.730 и кредиту: 0.100.00.000, 0.200.00.000

Выбытие с учета расчетов по обязательствам отражается по кредиту счета 0.304.06.830 и дебету: 0.300.00.000

Передача остатков счетов финансовых результатов отражается разными проводками (в зависимости от того, какой был остаток: дебетовый или кредитовый):
– по кредиту счета 0.304.06.730 и дебету 0.400.00.000;
– по дебету счета 0.304.06.830 и кредиту 0.400.00.000

(п. 3.62 приложения к приказу Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н)

<…>
2.ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ МОСКВЫ ОТ 15.10.2013 № 140-01-34-160/13

«О порядке отражения в учете и отчетности операций при проведении реорганизации государственных (муниципальных) учреждений»

« Департамент финансов города Москвы в связи с поступающими запросами от органов исполнительной власти и внутригородских муниципальных образований города Москвы разъясняет порядок осуществления операций при проведении реорганизации государственных (муниципальных) учреждений в форме присоединения и отражения их в бухгалтерском учете.

1. Передающая сторона - присоединяемое казенное учреждение

2. Передающая сторона - присоединяемое бюджетное (автономное) учреждение*

После завершения расчетов со всеми дебиторами и кредиторами присоединяемое бюджетное (автономное) учреждение перечисляет в бюджет остатки неиспользованных средств целевых субсидий, субсидии на выполнение государственного задания.* В случае присоединения к другому бюджетному (автономному) учреждению, по решению Учредителя остаток денежных средств по коду вида финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)», может быть перечислен:

- на лицевой счет принимающей стороны, предназначенный для учета субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и других доходов бюджетных (автономных) учреждений (лицевые счета 26 и 28);

- в доход бюджета на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Передача активов и обязательств казенному учреждению отражается в учете с использованием счета 0 30406 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (разные типы учреждений), а бюджетному (автономному) учреждению с использованием счета 0 40120 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» по соответствующим кодам вида финансового обеспечения (2, 4, 5, 6, 7). Одновременно оформляется в трех экземплярах передаточный акт, содержащий расшифровку всех показателей Справки ф.0504833, и направляется на согласование и подписание принимающему учреждению. Подписанный передающей и принимающей сторонами экземпляр передаточного акта представляется главному распорядителю бюджетных средств, в чьем ведомственном подчинении находятся реорганизуемые учреждения.

Сформировавшиеся по счетам 0 30406 000 «Расчеты с прочими кредиторами» и 0 40120 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» итоговые показатели также относятся на финансовый результат учреждения (счет 0 40130 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов») и включаются бюджетным (автономным) учреждением в Справку ф. 0504833 по заключению счетов текущего финансового года.

После отражения бюджетным (автономным) учреждением показателей указанных Справок ф. 0504833 в Главной книге все остатки по счетам бухгалтерского учета на дату реорганизации равны «0».

В соответствии с положениями приказа Минфина России от 25.03.2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений» бюджетное (автономное) учреждение формирует бухгалтерскую отчетность в объеме форм годовой отчетности. При этом показатели Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по графам на конец отчетного периода (на дату присоединения) равны «0».* Отчетность представляется главному распорядителю бюджетных средств - Учредителю, в чьем ведомственном подчинении находилось бюджетное (автономное) учреждение и включается Учредителем в сводную бухгалтерскую отчетность, представляемую в Департамент финансов города Москвы в течение текущего финансового года.»

3.Из статьи журнала «Учет в бюджетных учреждениях» №11, ноябрь 2012

Учреждение переходит к другому собственнику: мероприятия и отчетность

Финансисты совместно со специалистами Казначейства России разъяснили, какие мероприятия проводятся в рамках передачи учреждений в собственность другого публично-правового образования.

Суть разъяснений

Бюджетное учреждение может передаваться от одного публично-правового образования другому.* Например, в ходе реформы бюджетных и межбюджетных отношений, а также мероприятий, проводимых в связи с реализацией требований Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Порядок документального оформления операций по передаче разъяснен в совместном письме Минфина России и Казначейства России от 3 сентября 2012 г. № 02-03-09/3502, № 42-7.4-05/5.3-515.*

Основное внимание в данном документе уделено вопросам закрытия и открытия лицевых счетов учреждениям в органах Федерального казначейства, а также передаче данных о произведенных кассовых выплатах. При этом определены обязанности принимающей и передающей сторон (публично-правовых образований), главных распорядителей бюджетных средств и органов казначейства.

Мероприятия, проводимые учреждением

Для бухгалтерских служб передаваемых учреждений наиболее важны следующие требования.

Во-первых, ранее открытые лицевые счета в органах Федерального казначейства подлежат закрытию, для учета проводимых учреждениями операций открываются новые лицевые счета.

Во-вторых, передача учреждений из собственности одного публично-правового образования в собственность другого считается реорганизацией, а не изменением типа.

В-третьих, предполагается, что на разницу между годовыми объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными на текущий финансовый год на предоставление субсидий учреждению, и произведенными в течение года кассовыми выплатами по предоставлению ему субсидий учредитель, в ведении которого находилось передаваемоеучреждение, представляет в орган Федерального казначейства оформленный в установленном порядке платежный (расчетный) документ для перечисления средств из одного бюджета в другой в форме межбюджетных трансфертов.

Отражение показателей на вновь открываемых лицевых счетах учреждений в части средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется с учетом решения главного распорядителя бюджетных средств – учредителя, в ведение которого передается учреждение, о порядке осуществления операций с указанными средствами.

Обязанности учредителей

Рассматриваемым письмом оговорено, что главный распорядитель бюджетных средств – учредитель, в ведении которого находилось передаваемое учреждение, как получатель бюджетных средств производит передачу показателей вложений в особо ценное и недвижимое имущество учреждения (входящих остатков на 1 января текущего года – межотчетным периодом, оборотов с начала года до даты реорганизации – методом «красное сторно»), отраженных на счете 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях», главному распорядителю средств бюджета – учредителю, в ведение которого передается учреждение.

Таким образом, можно предположить, что в учете передаваемого учреждения остатки по счету 210 06 000 «Расчеты с учредителем» могут быть перенесены в сумме, числящейся по состоянию на начало реорганизации. Разница будет состоять в данных аналитического учета – сведениях об учредителе.

Представляемая отчетность

Чиновники указали, что передаваемое учреждение обязано в ходе реорганизации дважды составить бухгалтерскую отчетность:

  • промежуточную на начало проведения реорганизации;
  • окончательную годовую – после составления Акта приемки-передачи передаваемых финансовых, нефинансовых активов и обязательств.

При этом промежуточная отчетность представляется главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находилось передаваемое учреждение. А вот окончательная годовая отчетность сдается прежнему и новому учредителям. Промежуточная и окончательная годовая отчетность составляются в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных при реорганизации или ликвидации бюджетных учреждений.

Таким образом, передаваемые бюджетные учреждения будут обязаны представлять отчетность в следующем составе (п. 60 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности... утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н):

Годовая бюджетная (бухгалтерская) отчетность главными распорядителями бюджетных средств – учредителями составляется с учетом результатов проведенных реорганизационных мероприятий.

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).
  • Передаваемое учреждение обязано в ходе реорганизации дважды составить бухотчетность (промежуточную и годовую).

4.Из рекомендации

СтаниславаБычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как преобразовать существующее государственное (муниципальное) учреждение в учреждение другого типа

Региональные и муниципальные учреждения

Учреждения субъекта РФ и муниципального образования создаются в порядке, предусмотренном региональными (местными) нормативно-правовыми актами (ч. 3 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ,подп. 2–3 п. 2 ст. 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, порядок изменения типа учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 г. № 115-п.

Федеральные учреждения

Порядок создания федеральных учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539. Процедура изменения типа федерального учреждения зависит от того, в какой тип оно будет преобразовано – казенноебюджетное или автономное.

Изменение типа на казенное учреждение

Решение о создании федерального казенного учреждения путем изменении типа существующего учреждения принимает Правительство РФ в форме распоряжения (п. 15Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539). При этом в обязательном порядке на казенное учреждение должен быть изменен тип учреждений, приведенных в части 1 статьи 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Проект распоряжения подготавливает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Проект согласовывается с Минфином России и Минэкономразвития России.

После согласования проект представляется в Правительство РФ. Вместе с проектом представляется пояснительная записка, которая должна содержать:

  • обоснование целесообразности создания федерального казенного учреждения;
  • информацию о кредиторской задолженности учреждения (в т. ч. просроченной).

Такие правила установлены пунктом 19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Распоряжение Правительства РФ об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения должно содержать:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Такой порядок установлен пунктом 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

В числе мероприятий по созданию казенного учреждения (путем изменения типа) предусматриваются, в частности, следующие:

5.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса

Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ

На практике нередко возникает ситуация, когда одна из сторон реорганизуется или меняет свое название. Нужно ли в этом случае расторгать или перезаключать контракт?

Если при исполнении контракта меняется заказчик, то права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Поэтому расторгать или перезаключать контракт не нужно, просто составьте дополнительное соглашение, где и укажите нового заказчика. Это актуально и в случае реорганизации заказчика, и при изменении наименования или типа учреждения.

А вот изменение наименования не будет реорганизацией, поэтому обязательства исполнителя по контракту не прекращаются и к другой организации не переходят. А значит, достаточно составить дополнительное соглашение и прописать в нем измененные данные.

Аналогичная ситуация, когда меняют тип учреждения (заказчика или поставщика, подрядчика, исполнителя). В этом случае перезаключать контракт также не нужно. Можно уточнить наименование учреждения дополнительным соглашением. Такое мнение высказывает Минфин России в письме от 8 августа 2011 г. № 02-03-06/3599.

Дополнительно по вопросу:

Какие формы отчетности нужно сдавать при реорганизации, преобразовании или ликвидации бюджетного (автономного) учреждения

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль