Замена запчастей автомобиля

338

Вопрос

подскажите в такой ситуации, в нашей организации (ФГБУ) есть филиал, в филиале числятся транспортные средства, механик снял аккумулятор с авто числящегося в филиале и поставил его на автомобиль в самом Управлении, какими документами оформить передачу аккумулятора с одного транспортного средства на другое, спасибо как списать аккумулятор, нужно ли заключение какой-то организации, что с ним делать, когда мы его списали со счёта

Ответ

Отвечает Нина Бешнова, эксперт

Аккумулятор, установленный на автомобиль в филиале, оприходуйте на учет на основании акта приемки материалов (ф. 0504220) и требования-накладной (ф. 0504204).

Установку аккумулятора на автомобиль Управления оформите на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Для списания аккумулятора заключения специализированной организации не требуется.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти Нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который будете применять в работе).

После списания аккумуляторные батареи следует сразу же передавать на утилизацию в специализированную организацию.

Обоснование
 

Из рекомендации
Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену запчастей в автомобиле при его ремонте

Документальное оформление

Если учреждение ремонтирует автомобиль самостоятельно, то при списании запчастей оформите ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (Методические указания по заполнению форм № 0504230, № 0504210, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Пример отражения в налоговом учете оприходования и списания запчастей, поступивших на склад после ремонта автомобиля и использованных повторно

В августе бюджетное учреждение «Альфа» собственными силами провело текущий ремонт автомобиля, купленного и используемого в приносящей доход деятельности учреждения. Для этого автомобиль был передан в автомастерскую учреждения.

В результате ремонта была произведена замена аккумуляторной батареи. Для замены был куплен новый аккумулятор стоимостью 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.). Аккумулятор, бывший в употреблении, было решено использовать в качестве запасного. Замена аккумулятора оформлена актом (ф. 0504103).

Информация о ремонте отражена в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 4 «Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта».

Требование-накладная (ф. 0504204) служит также для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств.

На момент поступления старого аккумулятора на склад его оценочная (рыночная) стоимость составила 1500 руб.

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса

Как оприходовать и отразить в бухучете материальные запасы, которые поступили от демонтажных, ремонтных работ и от разукомплектации объектов

От проведения демонтажных, ремонтных работ, а также при разукомплектации объектов нефинансовых активов в распоряжении учреждения могут остаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Оприходуйте их на основании акта приемки материалов (ф. 0504220) и требования-накладной (ф. 0504204) (Методические указания к формам 0504204, 0504220, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Фактическую стоимость материальных запасов в этом случае определяйте исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухучету, увеличенной на стоимость услуг по доставке, приведению их в состояние, пригодное к использованию (п. 106, 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете операций по оприходованию материальных запасов, оставшихся от проведения вышеперечисленных мероприятий, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Оприходование материальных запасов, оставшихся от проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, а также при разукомплектации объектов нефинансовых активов, отразите проводкой:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1 Оприходованы матзапасы (в т. ч. комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом), которые остались в учреждении для хознужд после ремонта, демонтажа, разукомплектации нефинансовых активов 0.105.33.340
0.105.36.340
0.401.10.180
2 Оприходованы матзапасы, поступившие после разукомплектации объектов учета 0.105.XX.340 0.401.10.172
XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен в пункте 34 Инструкции № 174н.

Из статьи журнала «ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В УЧРЕЖДЕНИИ», №2, февраль 2015
К какой статье расходов отнести ремонт авто

Замена деталей

Если в результате ремонта на ТС была произведена замена запчастей, то данный факт нужно отразить за балансом — на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень установленных запчастей, которые подлежат забалансовому учету, должен быть прописан в учетной политике учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).


ЗАПОМНИТЬ
Поскольку Инструкция № 157н не содержит прямого указания на то, по какой стоимости учитывать запчасти за балансом, учреждению необходимо прописать данный момент в учетной политике. Забалансовый учет деталей, установленных взамен изношенных, возможен либо по балансовой стоимости, либо в условной оценке одна штука один рубль.

В пункте 349 Инструкции № 157н буквально сказано, что запчасти отражаются на счете 09, когда они выбыли с балансового учета в целях ремонта. Значит, оприходование запчастей на забаланс происходит на основании документов, подтверждающих их выбытие и замену.

Выбытие деталей можно оформить следующими первичными документами (п. 36 Инструкции № 174н, п. 36 Инструкции № 183н):

  • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Факт замены запчастей может быть подтвержден актом сдачи-приемки выполненных работ, Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) и иными аналогичными документами. Кроме того, отметку о замене запчастей на конкретном ТС можно проставить в дополнительной графе (строке) в перечисленных выше первичных документах, подтверждающих их выбытие с баланса. Такое право учреждений закреплено в п. 7 Инструкции № 157н, в разделе 1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Запомнить

Учитывать ли за балансом запчасти в тех ситуациях, когда учреждение не покупает их заранее, а оплачивает ремонт и установку запчастей, приобретенных поставщиком услуг (подрядчиком) за свой счет, в Инструкции № 157н прямо не сказано. Поэтому учреждению целесообразно описать этот вопрос в своей учетной политике.

В учетной политике учреждения в разделе «Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств» в подразделе «3.16 Имущество и обязательства на забалансовых счетах» указано следующее:

«…На забалансовом счете 09 „Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ подлежат учету по балансовой стоимости следующие материальные ценности:
• двигатели;
• коробки переключения передач;
• шины (покрышки);
• карбюраторы;
• аккумуляторы;
• иные запасные части стоимостью более 3000 руб.

Запчасти, приобретенные поставщиком (подрядчиком) за свой счет и установленные на транспортное средство в результате ремонта, также подлежат забалансовому учету в соответствии с приведенным выше перечнем, несмотря на то что на балансе учреждения они не отражаются и с балансового учета не выбывают…»

Списывать запчасть с забалансового учета не нужно до тех пор, пока автотранспорт в очередной раз не будет отремонтирован с заменой этой самой запчасти. Когда такой момент наступит, на счете 09 следует отразить выбытие ранее установленной запчасти и вместо нее учесть за балансом новую деталь. Таким образом, списание запчастей с забалансового учета осуществляется по таким же документам, как и их оприходование на забаланс. А именно: подтверждающим выбытие деталей с баланса и их замену на транспортном средстве. Исключение составляют случаи, когда запасные части должны быть списаны с забалансового учета в результате выбытия самого ТС (п. 349 Инструкции № 157н). Тогда основанием для их списания послужит Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Водителю учреждения выданы денежные средства под отчет для приобретения запчастей к автомобилю руководителя: лампочка для задних габаритов и стоп-сигнала, аккумулятор. Замена запчастей проведена водителем, который является сотрудником учреждения. На момент замены деталей на забалансовом счете 09 в т. ч. числится аккумулятор, установленный на автомобиль три года назад.

В бухгалтерском учете оформлены следующие проводки:

№ п/п Факт хозяйственной жизни Бухгалтерская запись Сумма (руб.)
дебет счета кредит счета
1 Водителю выданы из кассы денежные средства под отчет (РКО, заявление) 2 208 34 560 2 201 34 610 5870,00
2 Водитель приобрел запчасти к автомобилю (Авансовый отчет):
• лампочка для задних габаритов и стоп-сигнала;
• аккумулятор
2 105 36 340 2 105 36 340 2 208 34 660 2 208 34 660 770,00 5100,00
3 Произведена замена запчастей на автомобиле руководителя (Акт установки, форма которого утверждена учетной политикой учреждения) 2 109 80 272 2 109 80 272 2 105 36 440 2 105 36 440 770,00 5100,00
4 С забалансового учета списан аккумулятор. - 09 4660,00
5 За балансом учтен аккумулятор, установленный на автомобиль руководителя взамен изношенного 09 - 5100,00

Учитывать запчасти за балансом в разрезе одних лишь материально-ответственных лиц недостаточно. На счете 09 обязательно нужно указывать ТС, в котором были заменены детали (п. 350 Инструкции № 157н). Только таким образом забалансовый учет запчастей будет являться удобным и эффективным способом контроля за их движением. Исключения из этого правила возможны для учреждений, где каждый автомобиль закреплен за отдельным материально ответственным лицом или для тех, где используется одно-единственное транспортное средство.

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. (Например, Приказ СД при ВС РФ N 104 отсылает управления Судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса России "Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков" (РД-3112199-1089-02) (далее - Нормы РД-3112199-1089-02). Данные Нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей).

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти Нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: "Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по Нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (Нормы РД-3112199-1089-02)", либо "Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по Методике, приведенной в Приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98", либо "Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами N 361".

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в Приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике в удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в Приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98 предлагает Методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

Дф

Иакб = ----- x 100%.

Дст

Срок службы аккумуляторной батареи (средний ресурс) получен при помощи математической обработки статистических данных и определен независимо от типа:

- в три года - при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;

- в четыре года - при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты ее изготовления.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа, марки аккумуляторной батареи.

Батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (АА170), относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации (Номенклатура отходов (в соответствии с резолюцией ОЭСР) "ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV классов опасности. Основные требования" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст)). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Этим Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В силу п. п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11).

Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, во избежание различных неприятных ситуаций рекомендуем сразу же передавать аккумуляторные батареи на утилизацию в специализированную организацию.

Более подробно можно прочесть, перейдя по ссылкам:

https://www.gosfinansy.ru/?utm_source=www.budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/11/43133/tit1/?step=19

https://www.gosfinansy.ru/#/document/86/76881/?step=16

https://www.gosfinansy.ru/#/document/189/426668/?step=20

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль