Неэффективное использование средств ОМС в следствие покупки ОС, не введенного в экплуатацию

471

Вопрос

Основное средство было приобретено в ноябре 2015г. В эксплуатацию на сегодняшний день данное ОС не введено. Проверяющие из ОМС нам вменяют это как неэффективное использование средств ОМС, поскольку до сих пор не введено в эксплуатацию. Является ли это неэффективным использованием средств ОМС?

Ответ

Отвечает Валентина Малофеева, эксперт

Констатируя при проверках наличие нарушений по неэффективному расходованию средств (имущества),должностные лица органов финансового контроля формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов. Ни административная, ни уголовная ответственность за "неэффективное использование бюджетных средств" в настоящее время не предусмотрена.

Вместе с тем указание на подобное нарушение в материалах проверок может быть основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений. Кроме того, важно разграничивать правомерность и эффективность расходов: неэффективными должны признаваться только те действия учреждений, которые осуществляются законно, но недостаточно результативно.

Обычно основное средство вводят в эксплуатацию, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению ( ГОСТ 25866-83, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105). В отношении госучреждений использованием по назначению считается использование в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

В бухучете организаций госсектора основные средства вводятся в эксплуатацию одновременно с их принятием к учету, то есть в момент отражения на счете 0.101.00.000 «Основные средства» ( п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н),так как в состав основных средств нужно включается все имущество, которое отвечает определенным критериям . Если основное средство не используется, его все равно необходимо принять к учету.Но если объект простаивает, его следует  законсервировать.

В рассматриваемой ситуации проверяющими выявлено нарушение, когда объект простаивает, это повлекло неэффективное расходование средств ОМС. В настоящее время отсутствует и единая обоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств и не существует и официально утвержденного определения самого понятия "неэффективное использование средств". В данной ситуации учреждение обязано рассмотреть выданное ему предписание и предпринять меры по устранению указанного в нем нарушения или представить объективные доказательства отсутствия факта нарушения законодательства.

Обоснование
 

1.Из рекомендации
Тамары Грековой, начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Средства ОМС, полученные в рамках территориальных программ, учреждения здравоохранения должны использовать только на оплату расходов, которые связаны с оказанием медицинской помощи (услуг), по тарифам, установленным соглашением по ОМС. Такой вывод следует из раздела IV программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1382, пункта 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73.

Также следует отметить, что субъекты РФ могут включить в территориальную программу ОМС средства на высокотехнологичную помощь ( ч. 9 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, ч. 3 ст. 36 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Ответственность за нецелевое использование

Направление средств ОМС на расходы, которые не указаны в программе, приведет к их нецелевому использованию ( ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, ч. 9 ст. 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, п. 17.2 приложения 2 к приказу ФФОМС от 16 апреля 2012 г. № 73).

Контроль за использованием средств ОМС проводит ФФОМС ( п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

Средства, использованные не по целевому назначению, медучреждение должно будет вернуть в бюджет ТФОМС (в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования), и заплатить:

  • штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, письме ФФОМС от 16 января 2011 г. № 795/101-И.

Об ответственности за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов см.  таблицу.

Контроль в рамках ОМС

Использование средств ОМС по назначению контролирует ФФОМС. Для этого фонд проводит ревизии и проверки, по результатам которых проверяющие составят акт. Если в ходе контрольных мероприятий будут выявлены нарушения (недостатки), акт должен содержать информацию о нарушенных нормах закона и других нормативно-правовых актов с указанием:

  • за какой период допущены нарушения;
  • когда и в чем они выразились;
  • сумм нецелевых расходов;
  • расходов, которые были произведены с нарушением законодательства;
  • сумм необоснованно полученных средств.

Акт с фактами о выявленных нарушениях или нецелевом использовании средств ОМС является основанием для принятия мер и проведения контроля за реализацией материалов проверки.

Об этом сказано в пунктах 1, 4, 19, 19.2.1, 27 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260.

Также в случае нарушения законодательства об ОМС или нецелевого использования средств ОМС руководителю медучреждения будет направлено письменное уведомление ( п. 29 Порядка, утвержденного приказом ФФОМС от 19 декабря 2013 г. № 260).

4.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как ввести в эксплуатацию основное средство

Обычно основное средство вводят в эксплуатацию, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению ( ГОСТ 25866-83, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105). В отношении госучреждений использованием по назначению считается использование в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

В бухучете организаций госсектора основные средства вводятся в эксплуатацию одновременно с их принятием к учету, то есть в момент отражения на счете 0.101.00.000 «Основные средства» ( п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Ведь в состав основных средств нужно включать все имущество, которое отвечает определенным критериям. А используется на самом деле основное средство или еще нет, значения не имеет – его все равно необходимо принять к учету (ввести в эксплуатацию), так как оно уже готово к использованию. Правда, когда объект простаивает, его можно  законсервировать.

Комиссия по поступлению и выбытию активов

В каждом учреждении обязательно должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию следующих активов:

  • недвижимого имущества;
  • движимого имущества (в т. ч. стоимостью до 3000 руб.);
  • библиотечного фонда (за исключением периодических изданий) независимо от стоимости.

Перед принятием имущества к учету эта комиссия определяет:

  • соответствует ли основное средство техническим условиям;
  • требуется ли доработка основного средства.

Это следует из пунктов 34, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и реквизитов акта по форме № 0504101.

Кроме того, в некоторых случаях при принятии объекта к учету комиссия устанавливает срок его полезного использования. Срок полезного использования необходим:

  • для начисления амортизации по основным средствам стоимостью более 40 000 руб.;
  • для контроля за сроком списания по основным средствам стоимостью менее 40 000 руб.

Документальное оформление

Следует различать ввод и выдачу основных средств в эксплуатацию.

Отметку о принятии к учету основного средства, а соответственно, и о вводе его в эксплуатацию укажите в акте по форме № 0504101, который составлен при приеме основного средства на учет.

В эту форму можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений. В частности:

  • о дате ввода в эксплуатацию;
  • сведения налогового учета;
  • об амортизационной группе;
  • о способе начисления амортизации.

Об этом сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение комиссии по поступлению и выбытию активов. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию также может быть подтвержден приказом руководителя.

Под выдачей имущества в эксплуатацию понимается его передача для использования в деятельности учреждения (например, хозинвентаря дворникам и уборщикам, канцтоваров в бухгалтерию и т. д.). Выдачу в эксплуатацию основного средства, как и любой другой факт хозяйственной жизни, надо также оформить первичным документом ( ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Причем первичный документ зависит от вида и стоимости имущества.

Имущество Документ, на основании которого оформляется выдача в эксплуатацию
Движимое имущество стоимостью до 3000 руб. включительно Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ( ф. 0504210)
Недвижимое имущество стоимостью до 3000 руб. Требование-накладная ( ф. 0504204)
Движимое имущество стоимостью свыше 3000 руб.
Библиотечный фонд независимо от стоимости

Такой порядок установлен пунктом 10 Инструкции № 183н, пунктом 10 Инструкции № 174н, пунктом 8 Инструкции № 162н, Методическими указаниями к формам № 0504210 и № 0504204, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Инструкциями не установлено, на основании каких документов нужно отражать ввод в эксплуатацию недвижимости стоимостью более 3000 руб. Однако Градостроительным кодексом определено, что для ввода в эксплуатацию нужно получить разрешение от уполномоченного органа власти ( ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Главбух советует: Вы можете упростить документооборот при принятии имущества к учету и выдаче его в эксплуатацию. А именно не оформлять требование-накладную при выдаче в эксплуатацию имущества в некоторых случаях.

Выдача в эксплуатацию имущества происходит обычно со склада. Но на практике выдача возможна лишь в отношении небольших по объему объектов движимого имущества, ведь на складе не хранятся, к примеру, автомобили, здания, крупное оборудование. Поэтому, чтобы сократить лишний документооборот в отношении таких крупных объектов, пропишите в учетной политике, что для недвижимости, транспортных средств (другого крупного имущества) выдача в эксплуатацию осуществляется одновременно с принятием их к учету и требование-накладная при этом не оформляется.

Такие рекомендации дают специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях.

3.Из рекомендации
Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Контрольные органы часто оценивают эффективность сделок и выносят предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Но сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок ( ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы ( ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если учреждение не будет закупать товары (работы, услуги) по правилам контрактной системы, Казначейство России и региональные финорганы будут рассматривать это как нарушение обязанности соблюдать принцип эффективности. То есть как неэффективное использование бюджетных средств.

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что любой контрольный орган старается обобщать опыт и классифицировать нарушения в своих внутренних документах.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы финансового контроля относят:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер ( постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата ( постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ ( протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Экономичность

Экономичность характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Использование государственных средств признается экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства достигнуты максимально возможные результаты.

Уже на этапе разработки проекта сметы документально подтвердите, что Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×