Нецелевое использование средств

156

Вопрос

Всегда ли не целевое использование средств приводит к ущербу, убытку организации,судебная практика по не целевому использованию средств по КОСГУ 290 В 2015 году оплатили административные штрафы по виду расходов 852, КОСГУ 290, проверяющие квалифицируют это как не целевое. Есть ли судебная практика?

Ответ

Отвечает Лидия Меркутова, эксперт

Нецелевое использование бюджетных средств до 1 января 2016 года – оплата по коду КОСГУ, который не соответствует экономическому содержанию расхода. Административные штрафы должны осуществляться по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей» статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Т.е. кассовый расход произведен по неверному КБК.

В Вашем случае имеет место факт и нецелевого, и неэффективного использования бюджетных средств.

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная, бюджетная или уголовная ответственность. Действия проверяющих правомерны. Ссылки на судебную практику приведены далее.

Обоснование

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении административные штрафы

Учреждение и его должностных лиц могут привлечь к ответственности. Причиной этому могут быть противоправные, виновные действия или бездействие. Размер и вид ответственности за конкретное правонарушение определяют в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях или региональным законодательством о таких правонарушениях (см., например, Закон Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-3).

Одна из мер ответственности за правонарушения – штраф.

Виды административных правонарушений и меры ответственности за их совершение представлены в соответствующих таблицах.

Бухучет

КВР и КОСГУ

Административные штрафы оплачивайте по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей».

Для справки: в бухучете и отчетности такие расходы пройдут по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом, например, на счете 401.20.290.

Об этом сказано в разделах III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.


<…>

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить целевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;
  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);
  • порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;
  • на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;
  • установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

Ответственность

Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств – очень важная задача внутреннего финансового контроля учреждения.

За нарушение принципа целевого использования бюджетных средств учреждение, а также его руководитель или иные должностные лица могут быть привлечены к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Подробнее об этом см. таблицу.

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если учреждение не будет закупать товары (работы, услуги) по правилам контрактной системы, Казначейство России и региональные финорганы будут рассматривать это как нарушение обязанности соблюдать принцип эффективности. То есть как неэффективное использование бюджетных средств.

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что любой контрольный орган старается обобщать опыт и классифицировать нарушения в своих внутренних документах.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы финансового контроля относят:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

<…>»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 20.10.2015 №№ 18АП-11561/2015, А07-3184/2015

«<…>

Как следует из акта проверки, что в ходе проверки банковских операций установлены факты уплаты за счет средств федерального бюджета штрафов за налоговые правонарушения и пеней за несвоевременную уплату взносов и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды за 2013 год на общую сумму 23 161,69 рублей, что является нарушением статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, в части неэффективного использования средств федерального бюджета, из них перечислены:

- 2 199,38 рублей - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003673 от 03.12.2013);

- 29,21 рублей - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003674 от 03.12.2013);

-141,48 рубля - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование (заявка на кассовый расход № 00003675 от 03.12.2013);

- 212,25 рублей - пени за несвоевременную уплату страховых взносов обязательного медицинского страхования, перечисляемые в Территориальный фонд (заявка на кассовый расход № 00003676 от 03.12.2013);

- 16 139,17 рублей - штраф за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003896 от 12.12.2013);

- 1 666,49 рублей - штраф за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003897 от 12.12.2013);

- 1 011,27 рублей - штраф за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003898 от 12.12.2013);

- 1 762,44 рублей - штраф за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в Пенсионный фонд России (заявка на кассовый расход № 00003899 от 12.12.2013).

В соответствии с приказом Минфина РФ от 21 декабря 2012 г. N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено, что уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, других экономических санкций производится по КОСГУ 290 (вид расходов 852).

Окончательной бюджетной сметой на 2013 год Роспотребнадзор утвердил Управлению расходы по виду расходов 852 КОСГУ 290 в размере 230600 рублей.

Как следует из представленных документов, в отношении Управления принято решение о привлечении к ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов, а также начислены пени.

Управление добровольно исполнило требование Управления Пенсионного фонда в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Довод Управления ФБН о том, что не было необходимости исполнять указанное решение, был правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий требованиям Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Довод подателя жалобы о том, что основания для признания недействительным п.10 представления отсутствовали, поскольку Управление Роспотребнадзора не принято исчерпывающих мер к соблюдению требований ст. 162 БК РФ, отклоняется, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель Управления ФБН в нарушение требований ст.ст. 65, 200 АПК РФ не смог пояснить суду, в чем заключается нарушение статьи 162 БК РФ, которая регулирует бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и соответственно обосновать состав вменяемого нарушения.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что п. 10 представления подлежит признанию недействительным как нарушающий права и законные интересы заявителя и не соответствующий закону.

Признание п.11 представления недействительным также не противоречит нормам действующего законодательства.

<…>»

Дополнительно по теме вопроса:

1. Из справочника: Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

2. Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2015 N 305-ЭС15-8490 по делу N А40-97280/2014 (Судебная коллегия по экономическим спорам)

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 01.09.2015 №№ 03АП-3942/2015, А74-1777/2015

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗСО от 24.09.2015 №№ Ф04-23315/2015, А67-7469/2014

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль