Отклонение заявки при ошибке в техническом задании

396

Вопрос

В аукционной документации произошла ошибка в техническом задании на поставку бумаги запрошено 384 пачки, а в расчете НМЦК 348 и в описании объекта закупки 348, поставщик предлагает 384 пачки по той же цене,правомерно ли отклонение заявки по этой причине?заявка на участие в аукционе одна

Ответ

Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Считаем, что наиболее правильно отклонить заявку. Если показатели, указанные в заявке, не в полной мере соответствуют документации о закупке, в том числе требованиям техзадания, комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Ведь понятие малозначительности в Законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ отсутствует, а у участника нет возможности уточнить заявку.

Вы вправе принять собственное решение, с учетом нижеприведенного материала, либо с учетом мнения контролирующего органа.

Обоснование
 

1.Из рекомендации

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как провести аукцион в электронной форме

Рассмотрение первых частей заявок

Комиссия рассматривает первые части заявок не дольше семи дней с даты окончания приема таких заявок. Как правило, именно этот срок заказчик указывает в извещении. Но соблюдать его не обязательно. Комиссия может его сократить и рассмотреть первые части заявок раньше установленного в извещении срока. Такой вывод следует из части 2 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития России от 25 января 2016 г. № Д28и-124.

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. По результатам рассмотрения комиссия путем голосования принимает решение о допуске претендентов, подавших заявки, к участию в электронном аукционе.

Отклонить заявку нужно в следующих случаях:

  1. если первая часть заявки не содержит необходимых сведений. Причем отклоните заявку, даже если она не удовлетворяет требованиям частично. В частности, если участник вместо конкретных показателей указал диапазон значений, предусмотренный ГОСТами или СНиПами;
  2. если комиссия установит, что информация, которую представил участник, недостоверна. Причем это касается не только обязательных документов, которые он подает в составе заявки, но и всех дополнительных материалов. Отклонить заявку по этой причине можно на любом этапе электронного аукциона. Но в то же время заказчик не обязан устанавливать достоверность сведений в ее первой части.

Такие правила установлены частью 6.1 статьи 66, частями 3 и 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 29 ноября 2015 г. № Д28и-3460от 27 октября 2015 г. № Д28и-3224от 29 июля 2015 г. № Д28и-2222от 8 апреля 2015 г. № Д28и-984от 10 марта 2015 г. № Д28и-441 и пункте 4 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Отказать в допуске к участию в электронном аукционе по другим основаниям нельзя (ч. 5 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Отдельные случаи, когда не стоит отклонять заявку участника, разъяснили специалисты профильных ведомств:

1) если участник подал заявку на фирменном бланке, который содержит в том числе рекламную информацию (письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2883);

2) когда участник включил дополнительные данные помимо обязательных, в том числе прикрепив по ошибке к заявке не обязательный (не нужный) документ (письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2015 г. № Д28и-2163). Это подтверждает, в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2015 г. № Ф09-6677/15. В нем рассматривался вопрос о том, нужно ли отклонить первую часть заявки, если участник согласился выполнить работы, предусмотренные извещением, но случайно прикрепил к согласию дополнительный документ, где фигурировали другие услуги. И судьи решили, что отклонить заявку нельзя;

3) участник не представил сведения о количестве товара, если такое требование не установлено в документации. Но тут ситуация спорная. Дело в том, что одни специалисты (ФАС России, Минэкономразвития России) считают, что количество не относится к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара. Поэтому участника, который не указал его в своей заявке, отклонить нельзя (см., например, решение ФАС России от 1 декабря 2014 г. № К-1763/14письмо Минэкономразвития России от 4 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15152). Но судьи такой вывод не поддержали. Они считают количество одним из конкретных показателей товара. А если его не указать, это может привести к дополнительным спорным ситуациям при заключении контракта (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2015 г. № Ф07-2951/2015).
Чтобы избежать спорных ситуаций, четко пропишите в инструкции по заполнению заявки, что количество товара – это ее обязательный показатель.

Ситуация: может ли аукционная комиссия отклонить заявку, которая содержит все сведения, предъявляемые к заявкам Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, однако не соответствует некоторым требованиям технического задания

Да, может. Заявку можно отклонить при любом несоответствии, в том числе требованиям технического задания.

На первом этапе аукционная комиссия проверяет первые части заявок участников на соответствие требованиям документации (ч. 1 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Первая часть заявки должна содержать согласие участника, а также конкретные показатели (параметры эквивалентности) объекта закупки (ч. 3 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если показатели, указанные в заявке, не в полной мере соответствуют документации о закупке, в том числе требованиям техзадания, комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Ведь понятие малозначительности в Законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ отсутствует, а у участника нет возможности уточнить заявку. Так, если при закупке кружек в документации указан цвет «белый, без рисунка», а участник в заявке предлагает кружки с рисунком, то вы можете отклонить заявку.

Если же в соответствии с документацией в первой части заявки от участника требовалось только согласие, то комиссия вправе принять решение об отклонении такой заявки по следующему основанию. Участник, указав показатели, не соответствующие техническому заданию, фактически не выразил согласия на поставку необходимого заказчику товара, поэтому его заявка также может быть отклонена по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: Требования, установленные в документации о закупке, должны быть обоснованы. Это связано с тем, что при отклонении заявки из-за ее несоответствия документации участник может решить подать жалобу в ФАС России о необоснованном отклонении его заявки. И тогда заказчик должен быть готов обосновать показатели технического задания (т. е. дать пояснения, почему он установил именно такие требования к объекту закупки).

2. Из рекомендации
Какая информация об электронном аукционе первична и приоритетна при наличии разночтений (ошибок) в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе?

Согласно ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, указываются:

  1. адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  2. дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона № 44-ФЗ;
  3. дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
  4. размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
  5. преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ;
  6. требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  7. условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В свою очередь, согласно ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, следующая информация:

  1. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
  2. краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
  3. идентификационный код закупки;
  4. ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным законом;
  5. используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  6. срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  7. размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным законом);
  8. размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Закона № 44-ФЗ. Как показал анализ ч. 5 ст. 63 и ст. 42 Закона № 44-ФЗ, сведения о сроках поставки товара указываются в извещении об осуществлении закупки.

Отмечаем, что исходя из ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, указанную в этой же части. Таким образом, информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе сведения о сроках поставки товара, первична и приоритетна по отношению к этой же информации, указанной в документации об электронном аукционе.

Напоминаем, что согласно ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. Поэтому, если не истек срок, указанный в ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ, можете рассмотреть вопрос о внесении изменений в документацию об электронном аукционе (например, в части сведений о сроках поставки товара).

3.Из рекомендации

Вправе ли заказчик отменить проведение аукциона в последний день срока подачи заявок при обнаружении существенных ошибок в техническом задании?

Обращаем внимание, что порядок отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) регулируется положениями ст. 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Дополнительная информация

– Ответственность заказчика при отмене определения поставщика по Закону о контрактной системе

Так, согласно ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом, ч. 2 указанной нормы Закона № 44-ФЗ определено, что по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона № 44-ФЗ решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.

Также следует отметить, что при отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика (ч. 3 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, на основании вышеизложенного, в виду того, что срок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ истек, то, заказчик не вправе отменять определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль